Новости Улан-Удэнской и Бурятской епархии

3 Июля 2014

С 21 по 30 июня на Троицком острове вблизи Свято-Троицкого мужского монастыря? по благословению архиепископа Улан-Удэнского и Бурятского Савватия? проводился Второй сезон военно-патриотического лагеря «Остров».

В эти дни во многих уголках планеты и на Украине идет война. Бомбежки, расстрелы мирных жителей – тысячи погибших, сотни тысяч беженцев, сироты, вдовы, слезы матерей. Подвиги и предательства. Вспоминаются слова из Нового Завета: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин.15:13).

«Пробелы» в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающих поколений обходятся слишком дорого.

Одной из попыток повлиять на ситуацию в области воспитания молодежи является объединение усилий Церкви и общественных организаций. В Бурятии – это лагерь «Остров», который уже второй год подряд проводится силами неравнодушных к прошлому и будущему нашей Родины людей – Республиканской общественной организации «Единоборства древней Руси – «Система»» при духовном окормлении и всесторонней помощи братии Свято-Троицкого Селенгинского монастыря и поддержке благотворителей.

Начальником лагеря вновь стал постоянный паломник Селенгинского монастыря, в прошлом боец спецназа Евгений Воронин, который занимается древнерусскими единоборствами с воспитанниками кадетского корпуса в Улан-Удэ и с молодежью в селе Татаурово.

22 июня наместник монастыря игумен Алексий (Ермолаев) отслужил в лагере молебен на успешное начало благого дела, благословил крестом, окропил святой водой всех наставников и воспитанников и обратился к присутствующим с приветственной речью по поводу открытия лагеря. Он особо отметил, что в такой же воскресный день 73 года назад началась Великая Отечественная война.

Основной целью «Острова» по-прежнему остается духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание детей и юношества. В этом году увеличилось количество ребят-участников (с 30 до 54), изменилась модель проведения лагеря: трехдневные сборы выросли в полноценный, чисто мужской военно-спортивный лагерь со строгой дисциплиной (подъем в шесть утра, питание по распорядку, проживание в палатках-казармах, подчинение командиру лагеря) и серьезными физическими нагрузками.

Пятьдесят четыре бойца – два разведвзвода по три отделения в каждом. Специальная форма: камуфляж, обувь, «банданы» и нашивки. Командирами были самые старшие, наиболее опытные подростки 14-15 лет. Некоторая часть ребят – дети воцерковленных родителей, другие – члены православного молодежного клуба при Троицком Селенгинском монастыре. «Были и некрещеные, кто-то о Боге первый раз услышал в лагере», - рассказывает начальник лагеря Евгений. Двадцать воспитанников – ребята из социально незащищенных семей Прибайкальского района. Остальные – из г. Улан-Удэ и районов республики Бурятия, был даже гость из Чувашии.

Многие люди старшего поколения и представители священства отмечают, что современные дети чаще воспитываются в малодетных семьях, живут в городах, где жизнь под влиянием окружения и СМИ настроена на легкое времяпрепровождение. В результате наша молодежь входит во взрослую жизнь расслабленной и ленивой. Поэтому нетрудно себе представить, как сложно ребятам было в начале сезона. Ранний подъем, зарядка, тренировки на стрельбище и в веревочном городке, недосыпание, постная пища (смена пришлась на время Петрова поста), плюс – мамы нет рядом…

Как нельзя кстати с ребятами побеседовал о внутренних качествах мужчины священник Марк, гость Селенгинского монастыря из Иркутской епархии. Он говорил о том, что мужчина должен быть отцом в семье, хозяином на своей земле и воином.

Главным событием сезона можно назвать двенадцатикилометровый марш-бросок с полной выкладкой (с противогазами, вещмешками, касками) и переправой вброд через протоку реки Селенга. «Дети выдохлись - были уставшие, но радостные. Особенно им понравилось идти в сцепке через реку, - рассказывает Евгений. – Вообще перед каждым действием ребята проходили обучение – что необходимо брать с собой в поход, как стрелять, метать ножи или лопаты, кидать гранаты, бесшумно ходить, завязывать узлы и так далее».

Вторым интересным мероприятием стала операция «Диверсант». По легенде, на территорию лагеря с целью захвата штаба проникла диверсионная группа. Для поимки «диверсантов» надо было применить уже полученные навыки – работать с картой, самим ставить растяжки, стрелять из пневматического оружия, кидать пейнтбольные гранаты. Ребята сами планировали операцию и принимали решения, инструкторы только корректировали их. В результате спецоперации «диверсанты» были обнаружены и обезврежены.

Инструкторов в лагере «Остров» было пять человек. Заместителем начальника был майор в отставке, обладатель крапового берета Алексей Перебоев. Раньше он служил в спецподразделении, сейчас в звании есаула состоит в казачьем обществе «Верхнеудинский острог». В лагере он отвечал за все операции и за караульную службу, учил ребят работать с шашкой и нагайкой.

Также у подростков был обязательный курс обучения первой медицинской помощи под руководством медбрата Тимура Самбуева.

В день закрытия лагеря игумен Алексий служил благодарственный молебен и рассказал ребятам о русских воинах – богатыре времен нашествия Батыя (ХIII век) Евпатии Коловрате, о святом благоверном князе Александре Невском и великом русском полководце Александре Суворове: «Они своей доблестью показали, какие должны быть русские воины, исходя из аксиомы Александра Невского - «Кто с мечом на нас пойдет, тот от меча и погибнет». Русские воины всегда должны быть готовы положить за Отчизну свою жизнь. Как сказал святитель Филарет Московский, «худой гражданин земного Отечества и небесного недостоин»», - сказал отец Алексий.

«Такого лагеря в Бурятии вообще никто не проводил. Я не удивлюсь, если кто-то из этих мальчишек выберет в будущем профессию военного и станет офицером. Думаю, что из этих ребят вырастут парни, которым можно будет доверять, с которыми можно будет идти в разведку, - улыбается Евгений. – Дай Бог, в следующем году проведем уже Третий сезон».

«Именно таким я хотел видеть лагерь. Польза для детей получилась огромная. Они повзрослели, в глазах появилась даже какая-то мудрость, - рассказывает отец Алексий. - Изменилось их отношение к взрослым, они стали такие разумные и уважительные, и, надеюсь, многие стали ближе к Православию».

Когда детей в последний день переправляли с острова через реку, они махали руками своим отцам-командирам и кричали: «До свидания!», а сами – было видно – чуть не плакали…

«Остров» оторвал детей от обычного, не всегда полезного распорядка дня – шатания по улицам, любимого компьютера и уютного дивана. Ребята здесь, в благодатной близости святой Троицкой обители, прошли настоящую школу выживания, укрепили тело и закалили дух, больше узнали о ратных подвигах наших предков, получили уроки мужества. Но всем хотелось бы, чтобы не было войны, чтобы навыки, полученные здесь, пригодились этим ребятам только в мирной жизни.