Новости Улан-Удэнской и Бурятской епархии

4 Июня 2014

30 мая в Санкт-Петербурге состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором был утвержден итоговой документ IV Общецерковного съезда по социальному служению. Священный Синод принял решение "рекомендовать епархиальным Преосвященным руководствоваться положениями итогового документа IV Общецерковного съезда по социальному служению с учетом специфики регионов и возможностей на местах". Полный текст документа:

Участники Четвертого общецерковного съезда руководителей епархиальных отделов социальной направленности, духовников и главных сестер сестричеств милосердия, прошедшего в Москве 16-18 мая 2014 года, обсудили основные проблемы в области церковной помощи инвалидам.

Зрелость общества, уровень его нравственности во многом определяется способностью помогать инвалидам — поддерживать их с детства и до конца жизни, констатировали участники съезда. Создание условий для полноценной жизни таких людей в обществе необходимо в первую очередь самому обществу. Для христианина это особенно очевидно, ведь любовь Божия простирается на всех людей вне зависимости от их телесного совершенства или несовершенства: «членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее» (1 Кор. 12:20-22). Забота об инвалидах, людях с особенностями помогает понять, что каждый человек нуждается в поддержке, сердечной теплоте и внимании.

Во всем мире увеличивается число людей с инвалидностью. По данным Организации Объединенных Наций около 10 процентов населения в мире являются людьми с ограниченными возможностями здоровья. Русская Православная Церковь имеет опыт организации заботы об инвалидах. Только на территории России более 300 православных организаций, добровольческих объединений, групп милосердия и приходов помогают детям-инвалидам и взрослым людям с инвалидностью. Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви регулярно проводит обучающие интернет-курсы по данному направлению и собирает методические материалы на сайте www.diaconia.ru. За 2011-2014 гг. было инициировано 37 новых социальных проектов по помощи инвалидам и их семьям, в том числе 6 проектов за пределами России.

Однако этой деятельностью занимаются пока не многие приходы. Между тем помощь семьям, в которых живут дети и взрослые с инвалидностью, а также инвалидам в социальных учреждениях — одно из важнейших направлений церковного социального служения. Необходимо, чтобы количество приходов, ведущих активную социальную работу с инвалидами, увеличивалось. На этом пути следует обратить внимание на следующее:

1) Мы должны помочь людям с инвалидностью узнать о Боге, почувствовать красоту богослужения, участвовать в общей молитве. Для этого необходимо создавать в православных храмах безбарьерную среду: обеспечивать удобный доступ колясочникам (в том числе учитывать их интересы при проектировании или реконструкции церковных зданий, а также при согласовании готовой проектной документации), предусмотреть в храмах рельефные иконы, тактильные схемы, напольные дорожки для незрячих, сурдо- и тифлоперевод для неслышащих и слепоглухих. Также необходимо помогать преодолевать существующие стереотипы, психологические барьеры и трудности, мешающие принятию людей с инвалидностью как полноценных членов церковной общины.

2) Прихожанам нужно принимать в храме со вниманием и заботой людей с инвалидностью, а социальные работники должны знать, как организовать помощь и поддержку инвалиду с особыми потребностями. Чтобы это стало возможным, необходимо организовывать в епархиях регулярные обучающие семинары для клириков, социальных работников, прихожан и добровольцев по особенностям помощи и миссии для людей с ограниченными возможностями здоровья.

3) В области перевода православного богослужения на русский жестовый язык необходимо обобщить и распространить существующий опыт (сурдоперевод богослужения в Русской Церкви развивается уже более 20 лет). Решением этой задачи, а также развитием социальной деятельности по помощи глухим людям будет заниматься недавно созданный по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Координационный центр по работе с глухими и слабослышащими Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Задача центра — способствовать увеличению количества православных приходов, окормляющих инвалидов по слуху.

4) Следует оказывать всестороннюю помощь семьям, в которых рождается или воспитывается ребенок с инвалидностью.

Часто, в силу сложившихся стереотипов, в медицинских учреждениях будущим матерям при угрозе рождения ребенка с инвалидностью предлагают сделать аборт, а родителей уже рожденных детей-инвалидов убеждают отказаться от своего ребенка и поместить его в интернат. В такие моменты Церковь должна быть рядом и предложить всестороннюю помощь семье, чтобы предотвратить аборт или отказ от ребенка. Необходимо предложить психологическую, социальную и юридическую поддержку, в том числе оказать содействие в получении государственных выплат, льгот, социальных услуг и средств реабилитации. Представители социальных отделов епархий обязаны знать контакты всех светских организаций региона, работающих с детьми-инвалидами с различными диагнозами, для того чтобы предложить семьям помощь этих организаций. В случае распада семьи оказывать всемерную поддержку, как матери, так и отцу в воспитании и образовании ребенка с инвалидностью.

Необходимо организовывать на приходах группы добровольцев, которые могли бы оказывать семьям с детьми-инвалидами и взрослыми инвалидами регулярную бытовую и социальную помощь. Нужно способствовать организации групп дневного пребывания (детских садов) для детей-инвалидов при храме. В качестве положительного опыта можно рекомендовать группу дневного пребывания для детей-инвалидов с детским церебральным параличом, существующую уже три года при Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, группу для детей-инвалидов с ДЦП в Самаре при храме в честь Трех святителей, группы кратковременного пребывания детей-инвалидов в Нижегородской, Алатырской и Кемеровской епархиях. Также желательно создавать при храмах семейные клубы, объединяющие семьи, воспитывающие детей-инвалидов при деятельном участии священников, организовывать программы по помощи семьям, консультации специалистов: психологов, дефектологов, логопедов, организовывать досуг и летний отдых таких семей.

5) Тяжелой разновидностью инвалидности является слепоглухота. К сожалению, системная помощь людям с такой формой инвалидности пока не развита. В настоящее время существуют активные церковные группы помощи таким людям (три в Москве, одна в Сарапуле, одна в Сергиевом Посаде). В 2013 году в селе Пучково в Новой Москве при содействии храма Казанской иконы Божией Матери открылся учебно-реабилитационный центр «Дом слепоглухих», где слепоглухие получают специальное образование для дальнейшего трудоустройства, организуются курсы тифлосурдопереводчиков и научные конференции. Необходимо распространить этот успешный опыт и в других регионах.

6) Особую заботу Церковь должна проявлять к людям с психическими или интеллектуальными расстройствами (ментальная инвалидность).

Ментальные инвалиды в глазах Божиих имеют такую же ценность, как любой человек. К сожалению, иногда родители таких детей, приходя в храм, сталкиваются с непониманием: рождение ребенка-инвалида некоторыми неверно воспринимается как непременная расплата за грехи его родителей, или причиной ментальной инвалидности ошибочно считают беснование. Священнику на приходе следует позаботиться о том, чтобы прихожане относились с терпением и любовью к особенностям поведения детей и взрослых с ментальной инвалидностью. Включение семей, имеющих в своем составе ребенка или взрослого с ментальной инвалидностью, в приходскую общину предотвратит социальную изоляцию и поможет обрести поддержку и заботу.

7) Дети в ДДИ и взрослые в психоневрологических интернатах часто не получают необходимого лечения, реабилитации, образования. Во многих случаях для них закрыты перспективы трудоустройства, социализации и интеграции в общество. Проблема усугубляется закрытостью интернатов и отсутствием общественного контроля.

Домовый храм в государственном интернатном учреждении для инвалидов может стать не только местом встречи человека с Богом, но и местом, где инвалиду открываются дополнительные возможности для социализации. Священники не должны ограничиваться поздравлениями воспитанников и сотрудников интернатов на Рождество и Пасху, совершением треб и ежемесячных молебнов. Для активной помощи в детских домах-интернатах и психоневрологических интернатах необходимо расширять число православных добровольцев, которые могли бы проводить развивающие занятия, водить детей и взрослых на прогулку и в храм, брать на выходные и праздничные дни в гости, а в перспективе — принять в семью под опеку. Воцерковление сотрудников интернатов может изменить качество жизни воспитанников, поскольку именно с ними дети проводят все свое время.

Церковная община, по согласованию с руководством интернатного учреждения, может взять шефство над детскими или взрослыми домами-интернатами, расположенными вблизи храма. В идеале у каждого государственного интерната должна быть своя церковная община, члены которой поддерживают тесные отношения с насельниками учреждения. Важно, чтобы взаимодействие с общиной не ограничивалось посещением интернатов священником. Необходимо договариваться с руководством интернатов и вывозить детей или взрослых в общину, на совместные праздники и встречи. Насельники интернатов могут участвовать в делах общины — помогать в заботе о малоимущих, в благотворительных мероприятиях прихода, участвовать в паломнических поездках, петь в хоре, при согласовании с руководством интерната — выезжать в летние приходские лагеря.

Сестры милосердия и специально обученные добровольцы способны изменить качество жизни самых тяжелых лежачих пациентов в «отделениях милосердия» детских домов для детей-инвалидов: ежедневная помощь 2-3 сестер милосердия в одной из групп такого интерната в Москве показала, что 19 детей из 21 научились сидеть, некоторые — ходить, кого-то даже перевели в другие группы для более развитых детей. Это опыт необходимо распространять на регионы России.

Церковным социальным работникам и добровольцам, помогающим в интернатных учреждениях для инвалидов, нужно войти в состав попечительских советов при этих учреждениях (там, где такие советы предусмотрены законодательством), меняя жизнь подопечных в лучшую сторону, возвращая их в общество, беря под опеку прихода.

8) Необходимо способствовать принятию в семьи под опеку и усыновлению детей-сирот с инвалидностью, в том числе созданием профессиональных замещающих семей для детей со множественными нарушениями развития. Поддержка таким семьям должна оказываться как на государственном уровне, так на уровне религиозных организаций и всего общества. Необходимо, используя СМИ, убеждать общество относиться с особым уважением к тем, кто берет в свою семью ребенка с ограниченными возможностями.

9) В силу некоторых нарушений здоровья молодые инвалиды не могут самостоятельно проживать в обществе, а многие выпускники интернатов этому не научены, и вынуждены проживать всю жизнь в стационарном учреждении.

Церковь может помогать таким людям, потерявшим родителей или опекунов и желающим жить вне интерната. Жизнь в обществе с сопровождением старших наставников или добровольцев для них — это жизнь, наиболее приближенная к нормальной, обычной жизни своих сверстников. Для них желательно создавать квартиры сопровождаемого проживания в городах или малокомплектные сельские дома сопровождаемого проживания. В настоящее время такие проекты создаются в Кинешемской и Иркутской епархиях.

10) Для улучшения социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество необходимо способствовать созданию для них рабочих мест, в том числе при храмах и монастырях. Кроме того, следует предусмотреть возможности инклюзивного обучения в церковных общеобразовательных и воскресных школах.

Помогая инвалидам, мы не должны забывать, что каждый человек в той или иной степени ограничен в своих возможностях. Несовершенства этого мира проявляются как в материальной, так и в духовной жизни, и они знакомы каждому из нас. Облегчая духовные или физические недуги людей, члены Церкви видят в этом служении проявление любви к Самому Богу: «…так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40), — говорит Господь. Именно Его Спасительный пример заботы обо всех людях открывает подлинное социальное призвание Церкви как Тела Христова, где ценен и дорог каждый человек.