Новости Улан-Удэнской и Бурятской епархии

29 Июня 2017

1

Глава Бурятской митрополии митрополит Савватий дал интервью корреспонденту газеты «Бурятия» Александру Махачкееву. Республиканская общественно-политическая газета «Бурятия» издается с января 1991 года. Учредителями газеты выступают Глава Республики Бурятия, Народный Хурал Республики Бурятия и Правительство Республики Бурятия.

В качестве заголовка интервью использованы слова самого владыки: «Когда говорят, что Бог на небе, имеется в виду не тот космос, куда летал Гагарин».

Темами для разговора стали: религиозная ситуация в Республике, социальное служение Церкви в Бурятии, связи с соседними епархиями – Иркутском и Читой. Митрополит Савватий ответил на самые разные вопросы журналиста: о проблеме нехватки священников и менталитете россиян, религиозном факторе в сохранении своей национальной принадлежности и теории Большого взрыва.

Текст интервью:

- Ваше Высокопреосвященство, как вы оцениваете рели­гиозную ситуацию в епархии в це­лом?

- За эти годы произошли очень серьёзные сдвиги, это видно как по субъективным, так и по объективным показателям. Главное, конечно, это люди, которые ведут активную и по­стоянную религиозную жизнь. Возь­мём количество причастников. Так, в 2010 году в Великий четверг Страст­ной недели, перед празднованием Пасхи, у нас причастилось 90 человек, а в 2017 году уже 480. Растёт также ко­личество зарегистрированных прихо­дов. Их у нас около 70, а действующих храмов более 120. Во всех приходах созданы приходские активы или по­печительские советы, поскольку ак­тивные прихожане это и есть приход.

- Одно из главных направлений работы РПЦ - это социальное служе­ние и благотворительность. В своё время Вы планировали открытие временных медицинских пунктов и социальных столовых для бездо­мных. Сбылись ли эти планы?

- Безусловно, в Сотниково соз­дан центр для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Он работает у нас порядка шести лет. Работает социальная столовая для бездомных при Никольском храме в Железнодорожном районе. Более 100 человек ежедневно получают горячие обеды летом, и более 120 - зимой. Для этого приспособили автомобильный фургон, но в планах у нас строитель­ство отдельной столовой. Если мы выиграем грант, то столовая будет построена. Там работают женщины из приюта в Сотниково, и сами сыты, и людей кормят.

Ещё один приют создан в Новой Бряни для мужчин. И такой же открыт в Кяхте, но там работаем с алкоголи­ками. Кормим и принимаем в приюты всех, независимо от национальности и вероисповедания. Так что мы очень активно работаем в этом направле­нии.

- Решена ли проблема нехватки священников?

- Я думаю, что кадровый вопрос бу­дет стоять не одно десятилетие. Для того, чтобы подготовить и воспитать грамотного священника, необходи­мы годы. Врачей шесть лет обучают в вузе, затем они проходят ордина­туру и лишь потом начинают само­стоятельно работать. Так же и у нас. Поэтому тем, кто прошёл обучение, необходимо наработать и получить опыт. Но, чтобы стать действительно хорошими священниками, надо много потрудиться.

И в этой связи кадровые вопросы будут ещё долго стоять. Хотя, коли­чественный скачок у нас произошёл: в 2009 было 22 священника, а сейчас более 60, но нужно ещё около 40. У нас произошёл разрыв в преемствен­ности поколений. Представьте себе, в годы Советской власти был один свя­щенник на всю Бурятию! Какая тут преемственность? Абсолютно такая же ситуация была и в Читинской об­ласти. Поэтому таких опытных свя­щенников, как на Западе, у нас, к со­жалению, мало.

- Ваше Высокопреосвященство, до революции священники были самыми образованными людьми. Они занимались краеведением, со­бирали материалы о селе и мест­ности, в которой служат. Некоторые открывали школьные музеи. Писа­ли статьи об истории в Епархиаль­ных ведомостях. Есть ли такие свя­щенники сейчас?

- Конечно, есть. Например, отец Петр Шестаков в Подлопатках. Он является настоятелем храма, а по об­разованию историк, педагог. Однако, у нас всё ещё в стадии становления и восстановления, и пока до краеведе­ния просто руки не доходят.

- Подлопатки - это ведь семей­ское село?

- Да, там живут семейские, но там у нас единоверческая церковь с доста­точно активным приходом. Она нахо­дится в ведении Московской патриар­хии. В Билютае также единоверческий приход. То есть, пожалуйста, старове­ры служат по своему обряду. Отец Пётр проходил стажировку в Москве, также в единоверческом приходе (ведь и там есть староверы), и он может служить по старому обряду. У нас очень добрые отношения со староверческим митро­политом Сергием. По большому счёту нам делить нечего. Мы все христиане.

- Ваше Высокопреосвященство, развиваете ли вы связи с соседними епархиями, Иркутском и Читой? По­сещаете ли их церковные меропри­ятия, а они наши?

- Мы поддерживаем очень хорошие отношения с соседями. Наши прихо­жане ездят на их службы и праздники. Паломники из Бурятии часто выезжа­ют в Иркутск к Святителю Иннокен­тию Иркутскому, к его мощам. А ирку­тяне приезжают к нам, например, на Троицу в Селенгинский монастырь. Из Иркутска, Ангарска, из Усолья, Читы, даже Москвы приезжает много верую­щих на крестные ходы в честь Иоанна Предтечи.

И ещё один момент. Всем известна трагедия на трассе, произошедшая в Забайкальском крае (наши палом­ники тоже ездили туда на крестный ход). И мы в этот тяжёлый момент по­стоянно сотрудничаем, контактиру­ем с читинской епархией. Сейчас не­сколько читинцев лежат у нас в БСМП и Республиканской больнице, наши священники и сотрудники отделов ездили к ним проведать, поддержать духовно, и не только, интересовались: может быть, кровь нужна или лекар­ства. Иного и быть не может, мы все православные братья и сёстры. Ир­кутский митрополит Вадим приезжал на закладку камня под фундамент ка­федрального собора в 2013 году. Я ез­дил по приглашению в Иркутск, когда приезжал Патриарх. Сейчас в июле планирую пригласить читинского митрополита в Северобайкальск. Епи­скоп из Братска часто приезжает к нам.

- Дифференцирован ли «оброк» с приходов?

- Вы немножко жестко назвали – «оброк». Я попробую объяснить епар­хиальное и приходское устройство. Если в нашем государстве налоги идут в Москву, а затем Москва перераспре­деляет их, то у нас всё наоборот. У нас приходы содержат епархиальное управление, а епархиальные управ­ления содержат патриархию. То есть, как в партии платят членские взносы.

Поэтому каждый приход обяза­тельно платит обязательный взнос или пожертвование на содержание епархии. Это не оброк. Такова струк­тура существования церкви. Епархия также отправляет взнос на содержа­ние патриархии. То есть снизу вверх. Взнос небольшой, это процент с обо­рота пожертвований. Такой же не­большой процент епархия отчисляет в Москву.

- Какова ситуация с православ­ными приходами в отдаленных рай­онах, например, в Курумкане или в Оке?

- В Курумкане есть приход, а в Оке нет. Но мы собираемся установить по­клонный крест на Шумаке. Есть такое желание. В Тункинском районе есть приходы. Так сложилось исторически.

- Как продвигается строитель­ство кафедрального собора?

- Когда в стране происходит стагна­ция, это отражается на доходах граж­дан. Сейчас строительство приостано­вилось, но в июле, августе продолжим. Намечается появление средств.

Но у нас нет крупных благотвори­телей, потому что нет крупных ком­паний и концернов. Мы двигаемся потихонечку, потихонечку, мелкими шажками.

- Ваше отношение к межнацио­нальным бракам?

- Для церкви, для православия национальности не существует. Но здесь, в Бурятии, принято считать, что буддизм для бурят, а православие - это русская религия. И вот делят по принадлежности к национальности. Это неправильно. Мы знаем, что сре­ди русских очень много буддистов, и не только в Бурятии. И среди наших прихожан много людей разных наци­ональностей, в том числе и бурят. По­этому мы за межнациональные браки, пожалуйста, и я так понимаю, что это хорошо и для генетики, когда уста­навливаются такие межнациональ­ные связи.

Церковь вообще космополитична и стоит над национальностями. Апо­стол Павел писал, что нет ни эллина, ни иудея, мы все христиане. Здесь у меня есть друзья, так в их родослов­ной кого только нет. И поляки, и ев­реи, и буряты. Наверное, в Бурятии нет чистокровных русских или бурят.

- Ваше Высокопреосвященство, как вы думаете, насколько важен религиозный фактор в сохранении своей национальной принадлежно­сти?

- Есть мнение, что если человек принял православие, то он теряет свою национальность. Но, это непра­вильно! Почему мы старались переве­сти Священное Писание на бурятский язык? Чтобы человек не терял свой язык и свою национальную иден­тичность. Православие учит любить свою землю, почитать своих предков и молиться за них, и сохранение наци­ональной принадлежности - это при­оритетная задача церкви.

На моей родине в Чувашии практи­чески 95% чувашей православные, но нация не потеряла свой язык и нацио­нальное самосознание.

Поэтому во всех своих публичных выступлениях я выступаю за то, что­бы в школах было обязательное из­учение бурятского языка независимо от национальности. Например, приез­жаешь в Казань, все остановки объяв­ляются на русском и татарском язы­ках, в Чувашии так же, на русском и чувашском языках. Все дети изучают эти языки независимо от националь­ности. Нужно это и для того, чтобы не было политических спекуляций. Ког­да я слушаю бурятский язык, он мне очень нравится, красивый язык.

- Есть ли постоянные связи с буд­дистами и староверами?

- Я ездил на выставку Сергея Тарасенко в Иволгинский дацан. Встречался там с ламами, пили чай, разговаривали. Встречаемся на меж­религиозном совете, и у нас всегда до­брые отношения.

- Владыка, ценности и стандар­ты западного образа жизни стано­вятся частью менталитета россиян. Предрасполагает ли это к восприя­тию протестантизма, хотя внешне интерес к нему утих по сравнению с ситуацией 10-летней давности?

- Западный образ жизни секулярен полностью и он вне церкви. Религи­озная составляющая в западных цен­ностях стремится к нулю. Это пред­располагает не к протестантству, а к распущенности, вседозволенности и безудержной свободе нравов.

- В репортаже после террори­стического акта в Манчестере по­казали бывшую протестантскую церковь, превращённую в мечеть. А в Лондоне закрылось около 500 церквей, и в то же время открылось столько же мечетей. Говорит ли стремительная исламизация Евро­пы о том, что в мировом масштабе ислам выигрывает конкуренцию с другими религиями?

- Это совсем другое. Ислам вы­игрывает не на фоне религии, а на фоне секулярных западных ценно­стей. На самом деле идёт война между исламом и западным безбожием, то­лерантностью, в том числе и половой распущенностью.

Да, у ислама есть свои твёрдые моральные установки в отношении одежды, поведения мужчин и жен­щин, у них там всё строго регламен­тировано. И на этом фоне в Лондоне закрываются церкви, потому, что ко­ренные британцы потеряли веру. И здесь закрытие церквей и открытие мечетей не стоит связывать. Не ислам выигрывает на европейском театре. Потеря нравственных ценностей и за­крытие церквей это одно, а открытие мечетей это другое, потому что ислам активно развивается среди выходцев с Востока, которые сейчас активно ос­ваивают Европу.

- Ваше Высокопреосвященство, что вы думаете о теории Большого взрыва? Если Вы признаёте его ве­роятность, то является ли он актом Божественной воли?

- Среди христиан есть люди, кото­рые верят в теорию эволюции Дарви­на, а есть те, кто верит только в то, что сказано в Библии. Но одно другому не мешает. Главное, что нас объединяет и делает христианами, это то, что пер­вопричиной всему есть Бог.

Мне нравится теория Большого взрыва, но что было до него, до нача­ла? Кто создал эту невероятно плот­ную и тяжёлую массу? Я согласен, что в мире есть один вселенский закон, согласно которому всё движется и развивается. И в космосе и на Земле.

Но вот если мне скажут, что вот за­клёпка сама прилетела на крыло са­молёта, и её совершенно случайно за­клепал какой-то камень, я не поверю. У самолёта есть создатель, его спроек­тировали и создали люди. Даже если у такого относительно простого ме­ханизма есть создатель, то, как могла зародиться такая совершенная струк­тура, как Вселенная? Как она могла за­родиться из хаоса? Меня всё это заво­раживает, и то, что моё тело является частью космоса, и то, что его пронза­ют мельчайшие частицы.

- Человеку свойственно верить, и он нуждается в Боге, но где он есть: на небесах – в космосе, в церкви или внутри нас?

- Бог везде, Он всё наполняет со­бою. Когда говорят, что Бог на небе, имеется в виду не тот космос, куда летал Гагарин. Это, безусловно, кон­кретное место, возможно в другом из­мерении. Но пока это человеческому уму непостижимо.

Придёт время, когда мы предста­нем перед Богом и узнаем. И если мы принимаем Бога, то он внутри нас, если нет, то в нас нет Бога.

Тем не менее, Он наполняет весь мир своей благодатью, своим при­сутствием. Он всё питает своей Боже­ственной энергией. Он создал нас по образу и подобию своему. И мы верим, что в нас есть частица Бога, в нас есть Божественный образ. Если бы Его не было, мы жили бы только инстинкта­ми, как собака или кошка. И только благодаря тому мы имеем этот образ и подобие, у нас есть способность к творчеству, есть способность к воле и есть свобода выбора.

Александр МАХАЧКЕЕВ

Ссылка на оригинал https://burunen.ru/site/news?id=18367