Новости Улан-Удэнской и Бурятской епархии

7 Декабря 2015

В рамках V Региональных Рождественских образовательных чтений «Традиции и новации: культура, общество, личность» в стенах Бурятского республиканского института образовательной политики состоялось заседание круглого стола «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста».
Священник Роман Хлыбов, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Улан-Удэнской и Бурятской епархии обратился к участникам заседания с обращением митрополита Улан-Удэнского и Бурятского Савватия.

В обращении отмечена важная роль дошкольного детства в становлении личности человека, «…родители не должны откладывать воспитание до обучения своих детей учителями и служителями Церкви, т.к. невозможно уже выросшее кривое дерево сделать прямым и лес, повсюду усеянный терновыми кустами, превратить в огород». (Я.А.Коменский)
Основными направлениями совершенствования системы православного воспитания детей раннего и дошкольного возраста являются:
• создание программ духовно-нравственного воспитания в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях;
• развитие сети православных дошкольных групп и детских садов;
• становление учреждений социальной реабилитации, использующих духовно-нравственное воспитание как средство коррекции развития и поведения детей дошкольного возраста;
• возрождение традиций православного семейного воспитания и уклада семьи.
Стандартизация православного дошкольного образования приводит все формы, методы и приемы работы с детьми к одному знаменателю, показывая векторы работы по данному направлению. В связи с этим, особую важность приобретает разработанный Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации «Православный компонент основной образовательной программы дошкольного воспитания».
Галина Малахова, заведующий лабораторией развивающего образования при кафедре развития образовательных систем Бурятского республиканского института образовательной политики отметила, что идеологической и методологической основой стандарта общего образования всех уровней является «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В Концепции определены базовые национальные ценности и, как цель ее реализации, овладение детьми и молодежью личностной, семейной и социальной культурой.
Галина Малахова указала, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Введение профессионального стандарта «Педагог» требует владение знаниями и умениями по общепедагогическим функциям в обучении, воспитательной и развивающей деятельности, что требует от педагогов проектирования системной образовательной деятельности, разработки программ и инновационных проектов по приобщению к культурным ценностям и практикам.
Галина Хальчицкая, заведующий федеральным казенным дошкольным образовательным учреждением №42 «Сказка» г. Улан-Удэ поделилась размышлениями об определении понятия «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории м на основании культурных традиций Православия. Практически никто, даже люди, исповедующие атеизм, не возражают против того, что подрастающее поколение должно воспитываться духовным и нравственным. Только вот вопрос — что же под этим понимается? Ответов, в зависимости от мировоззрения каждого конкретного человека, очевидно, будет множество. Соответственно и методик воспитания будет множество. Термин «воспитание» в православии имеет также существенное отличие от светского значения этого слова. Само слово происходит от глагола «питать» и имеет, помимо других, значение «вскармливать, взращивать». Это значение слова указывает на то, что в воспитании присутствует принципиально важная сторона — «взращивание» души. Состояние души определяет духовность и нравственность человека, если в душе не взросли и не укрепились семена добродетели, нет крепкого фундамента для нравственных норм, человек может стать легкой добычей порочных страстей и здесь не помогут ни энциклопедические знания, ни внешне усвоенные нормы поведения.
Галина Хальчицкая поделилась опытом работы и традициями детского сада по духовно-нравственному воспитанию с детьми и родительской общественностью.
Большой интерес вызвал уклад жизнедеятельности детей, традиции и опыт работы Негосударственного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Иван да Марья» Улан-Удэнской и Бурятской епархии, который представили воспитатели Марина Желибо, Наталья Сенаторова. Воспитатели отметили, что самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей, и у взрослых искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Системная работа с родителями покажет важность и «самоценность» дошкольного детства в усвоении социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Необходимо помочь родителям осознать что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Маргарита Егорова, старший воспитатель МАДОУ «Лесная сказка» п. Каменск Кабанского района, Елена Вершинина, музыкальный руководитель ФКДОУ №42 «Сказка» г. Улан-Удэ представили программы по духовно-нравственному воспитанию; Светлана Пантелеева, заведующий и Ольга Кудасова, старший воспитатель МАДОУ «Колобок» п. Онохой Заиграевского района представили инновационные проекты работы в данном направлении. Елена Хохлова, воспитатель МАДОУ № 87 «Улыбка» г. Улан-Удэ поделилась опытом организации познавательно-исследовательской деятельности.
Участники круглого стола обсудили проблемы духовно-нравственного воспитания детей, отметили, что нравственность должна быть основана на вере, на приобщении к культурным традициям своего народа, а не на чуждых традициях, которые культивируются в образовательных учреждениях, таких как, например, празднование «хэллоуиа».
Результатом работы Круглого стола стали принятые рекомендации:
• расширить программно-методическое сопровождение процесса духовно-нравственного воспитания детей через подготовку и публикацию учебно-методических пособий, методических рекомендаций, дидактических пособий и создать экспертный совет, в который войдут педагоги и представители духовенства;
• организовать конкурсы, фестивали, педагогические мастерские, чтения и другие события для педагогов и детей с целью выявления лучших практик, распространения успешного опыта и вовлечения родительской общественности в процесс духовно-нравственного воспитания;
• опубликовать материалы конкурсов по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи на основах православной культуры 2014 г. и 2015 годов.
Подведение итогов Конкурса по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи на основах православной культуры и торжественная церемония награждения завершила работу круглого стола.

Итоги Конкурса по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи на основах православной культуры