Новости Башкортостанской митрополии

Уфа – колыбель творчества Шаляпина

9 Марта 2019
about="/news/ufa-kolybel-tvorchestva-shalyapina-9289" typeof="sioc:Item foaf:Document">

4 марта 2019г. в Шаляпинском зале Уфимского института искусств прошёл концерт хоровой духовной музыки. Он был посвящён 146-летию со дня рождения Фёдора Ивановича Шаляпина (1 февраля 1873, Казань — 12 апреля 1938, Париж). Хотя эту дату любители творчества великого певца отметили еще в феврале, по разным причинам нынешнее выступление удалось провести только в начале марта, что совершенно не испортило нашей радости от встречи с лауреатом Международных, Всероссийских и Республиканских конкурсов – хором Кирилло-Мефодиевского храма Уфы (художественный руководитель, регент – заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Татьяна Гончаренко).

В нашем городе Фёдор Иванович провёл всего год, приехал в составе хора труппы Семенова-Самарского. Но именно в Уфе он впервые вышел на сцену солистом. В Уфе была отпечатана первая именная афиша, был подписан его первый контракт. Наш город ныне прославлен современными певцами и исполнителями, но именно с Шаляпиным Уфа вошла в историю мировой музыки. Давно было известно, что он жил в доме с балконом по улице Гоголя, но каких-то вещей, свидетельствующих о его пребывании у нас, практически нет. И всё же историки и краеведы не сидят сложа руки. Вот, например, к 140-летию певца его автограф нашли в музее уфимского кабельного завода. Завод размещался в здании бывшей Уфимской земской управы, там 17-летний Федор Шаляпин подрабатывал писцом. С кучей разных документов заводу перешла ведомость, в которой будущий певец расписался за полученное жалованье.

В первой части концерта чередовались произведения композиторов прошлых веков и наших современников. Открывал вечер Псалом 103, Предначинательный – сочинение нашей современницы Марии Шмельковой. Её же Кондак третий из акафиста иконе Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радость» с хором спела Лариса Ахметшина (альт соло).

Великолепна была сопрано соло Алёна Петрова при исполнении «Хвалите имя Господне» композитора И.Смирнова. Она же начала вторую часть концерта, солируя при исполнении Ave Maria Дж.Каччини. С хором выступило трио молодых музыкантов: партия фортопиано – Лора Творогова, скрипка – Любовь Гоглачёва, флейта – Александр Зайцев.

Потом прозвучало несколько песнопений монахини Иулиании Денисовой – духовный стих «Пресвятая Богородице» на стихи иеромонаха Романа (Матюшина) (баритон соло Михаил Коськов), «Оком благоутробным, Господи» и «Дни мои»  на стихи протоиерея Андрея Логвинова.

Продолжительные аплодисменты вызвало песнопение «Да исправится молитва моя» Павла Чеснокова в исполнении альта соло Назгуль Ибрагимовой. Руководителю хора регенту Татьяне Генриховне Гончаренко даже пришлось попросить молодую певицу ещё раз выйти к благодарным зрителям.

И, конечно же, концерт, посвящённый Фёдору Шаляпину, не мог обойтись без баса. Вновь вместе с хором выступил Илья Морозов. Он спел три раза – «Ныне отпущаеши» Павла Чеснокова, «Отче наш» Николая Ивановича Озерова и вместе с Ларисой Ахметшиной (альт соло) «Дни мои» монахини Иулиании Денисовой. Два слова об Озерове. Николай Иванович Озеров (1892–1972), вокальный педагог и хоровой дирижер, служил артистом и инспектором в хоре Большого театра, а в молодости переписывал ноты для Синодального хора. В 1928 году был арестован и выслан в Красноярск. По возвращении из ссылки в 1932 году работал бухгалтером, заведующим клубом, руководителем художественной самодеятельности, одновременно был регентом церковных хоров, в том числе – регентом левого хора Богоявленского кафедрального собора в Москве. В 1972 году Святейший Патриарх Пимен наградил его орденом святого равноапостольного великого князя Владимира III степени.

Когда-то именно об Уфе дочь Фёдора Ивановича сказала: «Уфа – колыбель творчества Шаляпина». Пусть эти слова в будущем будут связаны с нашей талантливой молодёжью.

В.КНЯЗЕВ
фото автора