Новости Томской митрополии

Образом смиренного служения архиерея духовенству и пастве стал чин умовения ног, совершённый митрополитом Ростиславом в Великий Четверг

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/4144/
2 Мая 2019
25 апреля, после Божественной литургии святителя Василия Великого в Богоявленском кафедральном соборе, митрополит Томский и Асиновский Ростислав совершил чин умовения ног двенадцати священнослужителям.

Тем самым Церковь вновь напомнила о событиях Тайной Вечери, о которых повествует Евангелие от Иоанна: «Иисус… Встал с вечери, снял с себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (Ин. 13, 3-4). О том, что подвигло к этому Господа, в Священном Писании сказано: «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их».

Отслужив Божественную литургию, которую возглавил владыка Ростислав, священники и монашествующие сели в два ряда перед солеёй.

Его Высокопреосвященство, предваряя чинопоследование, совершаемое по древнему обычаю единственный раз в году, произнёс молитву, в которой призвал Господа очистить омываемых и омывающего от «нескверных мысли и дела, и душевные нечистоты» через «воды сия прикосновение».

- Облагодати нас в служении друг другу, посети нас торжественным смирением, - звучало молитвословие из уст архипастыря.

Под торжественные возгласы диакона, словами Святого Евангелия напоминавшего о действиях Господа Иисуса Христа, Который «воста от вечери, и положи ризы...», Владыка разоблачился и «лентием препояса» (опоясал себя длинным полотенцем). Наклоняясь к пастырям, Его Высокопреосвященство омыл из кувшина и отёр ноги каждому из одиннадцати священнослужителей. Двенадцатым, по Писанию, был Симон Пётр, у которого перед омовением состоялся диалог со Спасителем. Образ апостола Петра воспроизвёл архимандрит Иосиф (Еременко).

Согласно Евангелию, «Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со мною. Симон Петр говорит Ему: Господи, не только ноги мои, но и руки и голову» (Ин. 13, 8-9).

Омывая ноги апостолам, Спаситель не отвернулся и от Иуды, зная, что тот предаст его. Так Господь заповедовал всем Своим последователям любить врагов и благотворить ненавидящим, желая, как Иуду, довести их до раскаяния и привести к спасению.

После омовения Владыка вновь облачился и завершил чин молитвой:

- Аще убо Аз, Господь и Учитель, умых ваши нозе, и вы должни есте друг другу умывати: образ бо сей дах вам, да, якоже Аз сотворих, тако и вы творите.

Так в Великий Четверг Церковь призвала всех верующих во Христа следовать одной из главных Божиих заповедей, исполнять которую невозможно без смирения: «…как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13, 34).