Новости Томской митрополии

Великий праздник накануне весны

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/4013/
15 Февраля 2019
Ровно за две недели до календарной весны Православная Церковь празднует Сретение Господне. Об истории, смысле и богослужебных особенностях праздника мы поговорили с настоятелем прихода храма святителя Феодосия Черниговского при Регентско-певческой школе иереем Евгением Масличем.

– Отец Евгений, расскажите, пожалуйста, что мы празднуем в этот день?

– Сретение Господне – один из великих двунадесятых праздников в календаре Православной Церкви. Он замыкает собою цикл Господских праздников Рождества, Богоявления, Обрезания, посвящённых соответствующим евангельским событиям, и поэтому с глубокой древности празднуется с большой торжественностью.

Само слово «сретение» в переводе с церковнославянского языка означает «встреча», и это не случайно. В этот день мы вспоминаем событие одной важной встречи из земной жизни Господа Иисуса Христа, обстоятельства которой мы знаем благодаря Евангелисту Луке (Лк. 2, 22 – 38).

В его Евангелии рассказывается, как сорокадневным младенцем Иисус был принесён Девой Марией в Иерусалимский храм, как того требовал закон иудеев. И здесь, в этом святом месте, произошла встреча Богомладенца с праведником по имени Симеон. Некогда в минуту сомнений в вере Симеон получил откровение свыше, что он не умрёт, пока сам не увидит исполнения ветхозаветных пророчеств о Мессии. Шли годы, Симеон старел, а Избавитель всё медлил. Праведник превзошёл уже все мыслимые переделы человеческой жизни, но смерть не приходила.

И вот, наконец, долгожданный день настал! Получив откровение от Духа Божия, Симеон поспешил в храм, чтобы здесь узреть Спасение Израиля. Он представлял себе эту встречу много раз и был готов ко всему. Но чтобы Спаситель предстал перед ним в облике кроткого месячного Младенца?! Такого праведник представить не мог. Это ломало все общепринятые стереотипы о Боге и Мессии… Сердце старца объял трепет, и из благодарных уст вырвались пророческие слова, которые и сегодня мы имеем возможность слышать в храме не только в праздник Сретения, но и за каждым вечерним богослужением: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...». Что означает: «Теперь Ты отпускаешь меня Владыко, отпускаешь уйти дорогой отцов, разрешаешь пройти через дверь смерти, и эти врата уже не страшны для меня – ибо я видел Спасение моё и Твоих людей». Теперь, увидев своими собственными глазами исполнение ветхозаветных обетований и пророчеств, праведник Симеон готов был покинуть этот бренный мир.

Безусловно, Симеон был не единственным благочестивым иудеем, с верою ожидавшим Мессию. Устами праведника здесь говорила вся ветхозаветная Церковь, томившаяся ожиданием Избавителя многие и многие сотни лет.

Отныне наступала новая эра, Новый Завет, о котором предрекали пророки Израиля. Завет не только для потомков Авраама, но и для всех, ищущих и жаждущих встречи со своим Творцом, независимо от цвета кожи, пола, возраста или социального положения.

– Какие есть особенности у этого праздничного богослужения?

– Если в богословской плоскости праздник Сретения – это Господский праздник, т. е. праздник Господень, то в плоскости литургической его статус не определён до конца. Так, одни его богослужебные черты говорят о том, что он Господский, а другие, напротив, что Богородичный, т. е. посвящённый Богородице.

К примеру, о Богородичном характере праздника говорит тот факт, что богослужение его совершается не в белом или золотом облачении, как в Господние праздники, а в голубом – Богородичном.

А если праздник совпадет с воскресным днём, то воскресная служба поётся вместе со службой Сретения, как это принято в праздники Божией Матери. При этом песнопения воскресные – в сущности Господские – поются перед сретенскими. Не имеет служба Сретения и привычных для Господских торжеств особых праздничных антифонов на литургии.

Вместе с тем на службе явно присутствуют и особенности Господского праздника. Речь идёт о так называемом «входном стихе», который произносится по завершении малого входа, и особом праздничном отпусте в конце богослужения, начинающемся словами «Иже во объятиях праведного Симеона носитися изволивый…».

Принимая во внимание сказанное выше, не удивляешься тому, что некоторые корифеи Церковного устава называют великий праздник Сретения Господско-Богородичным.

Интервью: Вера Гранатова