Новости Томской митрополии

Чудотворные иконы - хранительницы земли Томской

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/3471/
26 Февраля 2018
В первое воскресенье Великого поста Церковь празднует особый день – Торжество Православия. Этот праздник возник в IX веке в память об окончании борьбы с иконоборцами. В православной традиции икона занимает особое место, и это место определяется тем, что икона — это не только украшение храма и предмет почитания, икона имеет вероучительное значение. С древности икону называли «Библией для неграмотных», «живописным Евангелием», «бессловесной проповедью», «богословием в красках».
История Церкви знает множество явленных образов, то есть чудесно обретенных по Промыслу Божию, Который нередко Сам являл верующим иконы, написанные неизвестной рукой. Были такие иконы и в Томске.
Печатных и архивных данных о четырёх томских святых образах не слишком много. В отделе редких книг Научной библиотеки ТГУ хранятся тюменские сборники статей о Сибири. В 164 томе за 1885г. помещены художественно-этнографические рисунки видов Сибири, выполненные Павлом Михайловичем Кошаровым, в том числе литографии с четырёх томских чудотворных икон. Для этнографических рисунков Кошарова по Сибири и Алтаю характерно внимание к мельчайшим деталям. Панорамы городов и посёлков Тобольской и Томской губерний выполнены с документальной точностью. Следовательно, и точность литографий с четырёх знаменитых образов невозможно поставить под сомнение, тем более что под каждой литографией стоит подпись художника.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОДИГИТРИИ ИЗ СЕЛА БОГОРОДСКОГО
Богородская икона Божией Матери Одигитрии Смоленской принадлежала к числу наиболее почитаемых святынь Томской Епархии. Самим своим заселением это место, в 50 верстах от Томска, называемое прежде Богородское (ныне Мельниково), обязано этой иконе.
Сказание об иконе Одигитрии Богородской написано неизвестным автором. Рукопись сообщает, что на левом берегу Оби было место, заселённое татарами, где издревле слышался колокольный звон. Вскоре после заселения Томска, братья Сваровские и Илларион Байгулов купили это место с колокольным звоном. Они поселились там и устроили небольшую часовенку на древесном пне, где поместили печатный образ Божией Матери в киоте. Постепенно вокруг образовался посёлок, где всё чаще и чаще стали слышать колокольный звон. Наконец, в 1702 г. жители посёлка послали доверенного по имени Дмитрий в Тобольск к известному иконописцу отцу Василию с просьбой написать образ Пресвятой Богородицы Одигитрии-Путеводительницы. Однако найти хорошего иконописца в Томске они не смогли. Тогда было принято решение направить в Тобольск насельника Димитрия и там заказать икону. Было это в 1702 году. Прибыв в духовную столицу Сибири, Димитрий особым Божиим изволением и молитвами Царицы Небесной, разыскал искусного в иконописании священника церкви Воскресения Христова отца Василия и обратился с нему с просьбой о написании святого образа. Благочестивый и благоговейный священник с усердием принялся за порученное дело. Когда работа была завершена, иерей Василий пригласил Димитрия и вручил ему новонаписанную икону. «Сказание о Богородский иконе Божией Матери» передает трогательный диалог иконописца с Димитрием. «Добре написал еси, о честный иерею и дивный изографе, образ моея Владычицы Пресвятыя Богородицы Марии! Та за благия труды твоя воздаст тебе Своим милосердием многое, еже око не виде, ухо не слыша и на сердце человека не взыде». Он же с радостными слезами, взяв на руки своя образ Богородичен, отдаде его Димитрию, рек: «Се, ты по желанию твоему даде Владычице видети святой образ! Прими его и неси честно Честнейшую херувим на Самой Ею любимое место». Ко образу же богородичну рече со слезами: «Иди, иди, Владычице, яко в Горняя к Елисавети со тщанием, носящи во утробе Превечнаго, посетити неплодную и родити хотящую изволением в Тебе Носимаго. Како бо тамо утешила еси Твоим пришествием пророка носящую, тако и ныне, о Владычице, во Твоем сем святом образе утеши Тебе желающих и ждущих Твоего, Царице, пришествия. Спасай на Тя уповающих и не остави к Тебе прибегающих, но соблюдай и спасай Твоим заступлением, о милостивая ангелом и человеком Владычице!»
Икону Одигитрии Богородской чтили по всей Томской губернии. Ежегодно 21 мая святой образ приносили в Томск. Ежегодно, 19 мая, начиная с 1709 г., крестным ходом выносили святую икону Одигитрии из села Богородского, и с остановками в сёлах Киреевском, Нелюбине, Лаврове, Нижне-Сеченове, Губине, в Одигитриевском храме села Зоркальцева, приносили к 21 мая в Томск. Старики помнят, каким праздником для верующих был крестный ход. Все от мала до велика, выходили встречать икону Путеводительницы, с хлебом-солью присоединялись к ходу, некоторые шли до самого Томска.
Со временем маршрут крестного хода расширился. Во второй половине 19 века, до крестного хода в Томск, Богородская Одигитрия совершала путешествие по Уртамскому, Вороновскому и Кожевниковскому приходам. Затем икона ненадолго возвращалась в Богородское, а оттуда прибывала в Киреевское. Хотелось бы привести яркое описание встречи Богородской иконы в селе Киреевском, присланное в 1893 г. в «Томские Епархиалные Ведомости» священником Иоанном Косминым. «3 мая в 8 часов утра из церкви села Богородского, при колокольном звоне, вынесли святую икону при крестном ходе по направлению к перевозу, где ожидал уже паром, убранный берёзками. По отслужении молебна, икона поставлена была в походный киот и вынесена на паром. В это время на пароме хор мальчиков и девочек из Киреевского училища запел «Заступнице усердная». Народ, стоящий на берегу, молился с коленопреклонением, до тех пор пока, наконец, по выходе на другой берег, шествие из 600 человек не скрылось в лесной чаще. На 25-верстном расстоянии до села Киреевского находится две деревни, в каждой из них икону встречали с хлебом-солью и служили общие молебны. Было 4 часа вечера, когда подносили икону к селу Киреевскому. Из местной церкви на встречу иконе вышел крестный ход при большом стечении народа. На месте встречи был поставлен стол, кругом уставленный ельником. Старичок вышел вперёд с хлебом-солью приветствовать Богоматерь. Затем икона была вынута из киота и поставлено на стол. Началось торжественное пение молебна, по окончании которого священник села Богородского благословлял иконою, а местный священник окроплял святою водою народ. Шествие двинулось по улице, убранной с обеих сторон ельником, икону несли по улице два священника, а певчие пели пасхальный канон. Село и церковь приняли праздничный вид; везде были поставлены ёлки, на домах и около церкви развивались флаги. Было отслужено всенощное бдение Пресвятой Богородице. До восхода солнца народ стал стекаться в церковь, литургия началась в 7 часов утра. Молебны по домам, торжественно и с певчими, длились около часа. В селе Киреевском более 200 дворов, пришлось служить всю ночь. Принимали икону как богатые, так и бедные и приносили на приклад – полотенца, скатерти, шали и т.п. Во время пребывания иконы в селе никто не отлучался на работы, все праздновали, ходили массою за иконою. Хоровое пение при молебнах, наконец, перешло в общее: народ пел в домах и на улице. Поистине то было народно-религиозное торжество! Но особенно торжественны были молебны ночью: при свете множества свеч, убогие избы превращались во что-то чарующее, казалось, не икона только, а сама Владычица мира, чистая, кроткая присутствует с нами и молится за нас, вливая надежду, что молитвы наши будут услышаны: хотелось молиться и, чтоб эти минуты длились без конца! 10 мая в 3 часа утра при большом стечении народа, по отслужении молебна с акафистом святая икона унесена обратно в село Богородское».
Размеренное течение народной и церковной жизни в нашей стране было нарушено после революционных потрясений 1917 года. Безбожная власть, подвергая поруганию многие святыни, не обошла вниманием и Богородскую икону. С нее был снят драгоценный оклад, украшавший икону более 60 лет. Но святыня оставалась в храме, утешая и укрепляя верующих в непростое время. Но Господу было угодно, чтобы святой образ Его Пречистой Матери разделил судьбу нашего многострадального народа. В 1937 году храм был закрыт. Многие церковные иконы были уничтожены, некоторые спасены прихожанами и укрыты по домам. Следы чудотворной иконы теряются на многие десятилетия. Многие были уверены в том, что она безвозвратно утрачена. В 2009 году икона была обнаружена среди икон Троицкой церкви г. Томска, куда она была передана благочестивыми христианами. Долгое время икона находилась под инородным окладом, почему не сразу была опознана.
9 августа 2009 года в 13 часов 45 минут раздались мерные удары большого колокола Троицкой церкви города Томска. Они возвестили о празднике второго обретения чудотворной Богородской иконы Божией Матери «Смоленская-Одигитрия». Со всех сторон к храму тянулись люди разного возраста и положения, образования и профессии. Их всех объединяла одна радостная весть, в последние дни передававшаяся из уст в уста – древнаяя чудотворная икона «Одигитрии» из села Богородского, ранее считавшаяся безвозвратно утраченной, вновь обретена. Многие были уверены в том, что Сама Царица Небесная в год 175-летия Томской епархии вновь даровала Свой образ православному сибирскому народу.
ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО ИЗ СЕЛА СПАССКОЕ
История образа Спаса Нерукотворного очень интересна. В 1666 году жители поселения, расположенного на месте села Спасское, пожелали написать для часовни икону святителя Николая. Они позвали из Томска искусного и благоговейного иконописца (Герасимова Ивана), которому вручили приготовленную для образа доску. Иконописец, наложив на себя и на жителей села пост, пока не напишет икону, “назнаменовал”, т.е. начертил по левкасу на доске контур лика Николая Чудотворца. Наутро, желая продолжать работу, художник с удивлением увидел на доске не лик Святителя Николая, а образ Спаса Нерукотворного. Иконописец загладил лик Христа и вновь назнаменовал образ Святителя Николая. По прошествии второй ночи, на доске опять проявилось изображение Спаса Нерукотворного. Иконописец позвал жителей села и поведал им о чудесных проявлениях на создаваемой иконе. Жители не поверили ему и потребовали вновь загладить на доске образ Спасителя и написать Николая Чудотворца. Иконописец вынужден был в присутствии всех исполнить их волю, икону же отдали на ночь в дом старейших и уважаемых людей. Великий страх объял сердца собравшихся поселян, когда утром они опять увидели на доске образ Спасителя. После этого иконописец красками довершил изображение, а для иконы была устроена сначала часовня, а позднее построен храм. Село также получило название Спасского. От этого образа совершались многочисленные чудотворения.
В начале XVIII столетия на томских жителей обрушилось “поветрие моровой язвы”, на протяжении нескольких лет поражавшей как скот, так и людей. В 1733 г. прихожане томской Благовещенской церкви на общем сходе решили обратиться к Спасскому образу за помощью от многолетней эпидемии. В Томск из Спасского со всей подобающей честью была принесена икона Спаса Нерукотворного. Её поставили посреди города, священники отслужили молебен с водосвятием, жители коленопреклоненно со слезами молились о прекращении болезни. Затем образ перенесли в Благовещенский собор, где он находился восемь дней, по прошествии которых болезнь исчезла. С тех пор благодарные томичи в день Святых апостолов Петра и Павла,стали совершать ежегодный Крестный ход из села Спасское до Томска с чудотворной иконой до 1923 года. В 1788 году потребовалось обновить потемневшую икону, отыскали благоговейного иконописца Даниила Петрова, а игумен Палладий наказал ему старый обветшалый лик с иконы соскрести и написать новый (такая «реставрация» часто практиковалась из-за потемнения олифы, которую не умели смывать). Иконописец, конечно, не смел преслушаться и наскрёб уже с иконы целую горсть краски, а образ Спасителя всё не исчезал. Иконописец, испугавшись, показал икону игумену Палладию. Игумен был удивлён и испуган и приказал оставить лик Спасителя как есть, только исправить недостающее и покрыть новой олифой. После этого с молением, соборно образ отнесли обратно в Спасское. И ещё много чудес совершалось от дивного образа Спасителя по молитвам притекавших к нему христиан.
Судьба иконы сегодня не известна. Икона Спасителя исчезла в 1930-е годы. Вероятнее всего, прихожане тайком укрыли ее подальше от безбожников. Спасскую церковь в эти годы превратили в клуб, затем там устроили зерносклад. Последний настоятель Спасской церкви и хранитель чудотворной иконы священник Петр Кикин, прослуживший в Спасском 30 лет (с 1907 г.), был арестован и, после отказа отречься от сана, 31 августа 1937 года расстрелян.
ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ ИЗ СЕЛА СЕМИЛУЖНОГО
Сохранившиеся документы не приводят точных размеров иконы Николая Чудотворца. Но, судя по размеру литографии П.М. Кошарова, образ был больше предыдущих. В среднике изображение святого со Священным писанием в руках, вокруг двенадцать клейм со сценами жития Николая Чудотворца. Литография отражает серебряный с позолотой, чеканный с гравировкой оклад иконы. Резной венец с митрой Святителя украшены драгоценными камнями. Между клеймами проложены традиционные валики с насечками и узорами, напоминающие балясинки. Каждый валик заканчивается квадратом с рельефным цветком, соприкасающимся со средником.
По преданию, изложенному у протоиерея Сулоцкого, и в «Томских Епархиальных Ведомостях» за разные годы 19 в., икона явилась 7 июля 1702 г. в деревне Крестинино в доме вдовы, по фамилии Прокопьева. В этом доме лежал, окружённый родными, смертельно больной Григорий Рожнёв. Ожидали его скорой кончины, но вдруг больной приподнялся и начал громко разговаривать, будто отвечая на чьи-то вопросы. Наконец, он громко воскликнул: «Господи! Всё это сотворю, помилуй меня!». После этого Григорий пришёл в себя и к изумлению собравшихся сообщил, что он совсем здоров. Ещё более все изумлялись тому, откуда взялся на божничке в переднем углу образ святого Николая Чудотворца. На другой день Григорий рассказывал своему духовнику, что увидел в доме и на улице множество отвратительных чудовищ, которые с яростью набрасывались на него.
Он взмолился Господу Богу о помощи, и вдруг в комнате стало необыкновенно светло и бесы все исчезли. Григорий увидел на воздухе икону Николая Чудотворца, сияющую, как солнце, а за иконой шёл старец в архиерейском облачении с жезлом и копьём в руке. Невидимой рукой икона была поставлена на божницу и перед ней загорелась свеча. Старец положил больному на сердце свой жезл, и тот стал здоров. Старец грозно вопрошал: «Зачем ты, злой человек, полагаешь надежду на дьявола и недобре говоришь о богатстве?». И тут Григорий вспомнил и рассказал старцу, что действительно соблазнялся чужими деньгами, думая, что богатым собирать деньги помогают бесы и хорошо бы, поэтому подружиться с ними, почитать их. На что старец воскликнул: «Оказали ли тебе бесы какую помощь в твоей бедности и твоей болезни. Если бы я не поспешил тебе на помощь, то они погубили бы тебя душевно и телесно. Да знаешь ли кто я?». Григорий не знал. «Я архиепископ Николай, Мирликийский Чудотворец, скорый христианам помощник в бедах, икона же, на которой изображён лик мой, доселе находилась в доме соседа вашего Ильи Крестинина, но вместе со мной вышла оттуда потому, что там ей оставаться мерзко… Образ мой, который ты видел вошедшим в дом пусть будет отнесён с подобающей честью в деревню Семилужную, и пусть поставят его в молитвенном доме Вознесения Господня… А ты, иди в Томск и без боязни говори всем, что они прогневали Господа, ходят путём беззаконий и мирских похотей». На другое утро Григорию опять было видение: Николай Чудотворец сказал, что он и благодать его отходят от дома Ильи Крестинина, жителя этого села. Вскоре у того сгорел дом, умер и сам хозяин. Крестьяне перенесли образ Николая Чудотворца в деревню Семилужную, а Григорий по обетованию рассказал жителям Томска о слышанном. На месте Вознесенской часовни в Семилужном на р. Каменке жители села поставили церковь Николая Чудотворца, сначала деревянную, а позже в конце 18, начале 19 века, каменную.
Для отвращения гнева Господнего от Томска, воевода, священники и горожане в том же 1702 году общим советом решили принести из Семилужного в Томск икону для молитвы перед ней. На месте первой встречи крестного хода с иконой и томских жителей был поставлен крест с изображением Николая Чудотворца и подробным описанием явления Святителя. Крест был расписан изографом Иаковом Лосевым по заказу томского воеводы Георгия Петрово-Солового и его сына Лаврентия. В 19 веке крест хранился как реликвия в Кафедральном соборе и в Казанском храме Богородице-Алексеевского монастыря. Последнее местонахождение креста, до 1930 года, в новом Свято-Троицком соборе Томска.
С 1702 года вошло в обычай ежегодно приносить икону Николая Чудотворца в церковь Вознесения Господня на приходском кладбище 8 мая, а утром 9 мая вносить в сам город в Никольскую церковь. Затем в 18 веке образ ставили в Алексеевском монастыре, а в 19 веке – начале 20 – в Кафедральном соборе.
В старинных книгах и церковных газетах описываются многие чудеса и исцеления, совершившиеся по молитве перед святым образом Николая Чудотворца. Сообщается, что получившие помощь давали обет, и каждый год ходили встречать в Томске и провожать в Семилужное Чудотворную икону. В 1930 года, власти запретили проведение Крестных ходов. Тогда же бесследно исчезла икона святителя Николая.
ИКОНА ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ИЗ СЕЛА ЯРСКОГО
Литография П.М.Кошарова донесла до нас облик и этой чудотворной иконы, почитаемой не менее предыдущих. Она тоже была покрыта серебряным позолоченным окладом. Впервые история чудотворного образа из села Ярского изложена в «Томских Губернских Ведомостях» за 1858 год. Село расположено в 45 верстах от Томска на крутом берегу реки Томи, яру, отсюда и название – Ярское. Предание относит явление иконы Введение во храм Пресвятой Богородицы к середине 17 века. Она была найдена жителями на ветвях большого черёмухового дерева. Крестьяне решили, что образ кем-то поставлен, не посмели взять его себе, и пустили икону по реке Томи за версту выше селения. Вернувшись, они увидели образ на прежнем месте, снова пустили икону по воде и опять нашли его на черёмухе. И, наконец, в третий раз крестьяне отошли уже вниз по течению и пустили икону по Томи, но вновь обрели её на дереве. Удостоверившись тем самым, что в явлении иконы нет человеческой хитрости, жители селения исходатайствовали у архимандрита Богородице-Алексеевского монастыря (в то время Томской Епархии ещё не существовало и от имени Тобольского Архипастыря Томским краем управляли наместники монастыря в звании заказчиков) разрешение на постройку часовни в честь иконы Божией Матери на месте её явления. Жители Ярского выбрали благонадёжного человека для сбора средств на строительство, и он с явленной иконой отправился на восток, переходя из города в селение. Предание сообщает, что сборщик дошёл уже за Байкал, но там, в одной из деревень заболел и умер. Тогда хозяину дома, где находился образ, в «сонном видении» явилась Богоматерь и повелела доставить икону в приходскую церковь, что он и исполнил. Священнику этой церкви подобным же образом, явилась Царица Небесная с указанием отправить икону в Томский край, в село Ярское. Вскоре она и была принесена обратно на место своего явления. Тогда же на месте явления иконы и была построена часовня, а в 1726 году первая деревянная церковь. В 1773 году возвели двухэтажный каменный храм. В холодном нижнем этаже был храм с приделом во имя Николая Чудотворца, на втором этаже – тёплая церковь с приделом во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь была разрушена около 1937 года.
Записано много сказаний о чудесной помощи от святой иконы Богоматери из Ярского и о явлении её во сне и наяву. В 1814 году жители Ярского избавлены были по молитвам перед образом от страшной заразной болезни (видимо, холеры), в 1850 году – от пожара. Многие верующие исцелены были от тяжёлых недугов. В 1854 году Матерь Божия явилась работникам с отдалённых золотых приисков с повелением отдать часть от трудов праведных на поновление неоднократно горевшей церкви в Ярском и привела их к ящику для сбора денег.
Икону Введения во храм Пресвятой Богородицы из Ярского, подобно трём предыдущим ежегодно приносили с крестным ходом в Томск. Крестный ход был установлен в 1857 году Томским епископом Парфением (Поповым, 1854-1860). 25 мая её поднимали с места и приносили в Томск 27 мая, в один день с образом Спаса Нерукотворного из Спасского. На дороге недалеко от города иконы встречались и кланялись друг другу. За Иоанно-Предтеченским женским монастырём 26 мая объединённый крестный ход встречал Томский Епископ со священниками и многочисленными горожанами.
Где бы не появлялись Чудотворные иконы, их окружала всеобщая любовь, поклонение и почитание, которые нам необходимо возродить в себе, по отношению к святыне. Три Чудотворные иконы к сегодняшнему дню утрачены, их следы затерялись после разрушительной революции. Но люди верующие знают, что особо чтимые и памятные иконы не исчезают бесследно, а являются по воле Провидения в моменты крайнего отчаяния и напряжения, когда человеку неоткуда ждать помощи и когда все его духовные силы направлены к Высшему.
Использованы материалы: Евтихиевой И. А, искусствоведа, старшего научного сотрудника Областного художественного музея.