Новости Томской митрополии

Престольный праздник отметил храм Спаса Нерукотворного села Коларово

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/3158/
31 Августа 2017
29 августа (16 августа по страрому стилю) Церковь празднует перенесение из малоазийского города Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, произошедшее в 944 году. Старинный храм в томском селе Коларово отмечает в этот день свой престольный праздник.

Божественную литургию в день праздника здесь возглавил митрополит Томский и Асиновский Ростислав. Его Высокопреосвященству сослужили старейший клирик Петропавловского архиерейского собора г. Томска протоиерей Богдан Бида, настоятель Спасского храма с. Коларово протоиерей Виталий Немов, настоятель Храма Александра Невского г. Томска протоиерей Сергий Никаноров, клирик Спасского храма протоиерей Марк Рыбников, настоятель Воскресенского храма г. Томска иерей Дионисий Мелентьев, клирик Спасского храма иерей Андрей Шерин. Диаконский чин за богослужением возглавлял протодиакон Петропавловского собора г. Томска Владимир Марков.

По окончании Литургии вокруг храма был совершён Крестный ход с иконой Спаса Нерукотворного. Настоятель храма протоиерей Виталий Немов преподнес Высокопреосвященному владыке резную деревянную икону Спаса Нерукотворного и портрет митрополита Ростислава из мозаики.

Традиционно в престольный праздник в Спасском храме собрались не только жители села, но и прихожане из соседних населённых пунктов и г. Томска. Праздник продолжился концертной программой творческих коллективов, после чего прихожане и гости были приглашены на общую трапезу.

Летопись храма хранит историю его основания, связанную с чудом явления здесь Нерукотворного образа Спасителя. Вскоре по построении Томского острога в 1604 году, в 18 верстах от него, на берегу Томи вырастает новый посёлок. Жители его, благочестивые христиане, пожелали в 1666 г. написать образ Святителя Христова Николая Чудотворца и устроить для него молитвенный дом, для чего позвали из Томска искусного и благоговейного иконописца (имя его летопись не сохранила).

Иконописец, наложив на себя и на жителей села пост, пока не напишет икону, «назнаменовал», т.е. начертил острым стилом по левкасу на доске контур лика Николая Чудотворца. Наутро, желая продолжать работу, художник с удивлением увидел на доске не лик Святителя Николая, а образ Спаса Нерукотворного. Иконописец по левкасу загладил лик Христа и вновь назнаменовал образ Святителя Николая. По прошествии второй ночи, на доске опять проявилось изображение Спаса Нерукотворного.

Иконописец позвал жителей села и поведал им о чудесных превращениях на создававшейся иконе. Жители не поверили ему и потребовали вновь загладить на доске образ Спасителя и написать Николая Чудотворца. Иконописец вынужден был в присутствии всех исполнить их волю, икону же отдали на ночь в дом старейших и уважаемых людей. Великий страх объял сердца собравшихся поселян, когда утром они опять увидели на доске образ Спасителя.

Сказание повествует о том, что недоверчивые поселяне «долгий час» пребывали в трепете, а, придя в себя, слезно умоляли иконописца «прикрыти вапами» (вапа – краска по-гречески) лик Христа (художник красками прописал проявившееся изображение). До окончания работы иконописец вновь наложил на всех жителей селения строгий пост. За это время был устроен молитвенный дом, куда и поставили чудный образ. Вскоре жители этого и окрестных посёлков совместными усилиями воздвигли церковь во имя Святого Нерукотворного образа Спасителя. Посёлок с тех пор стал именоваться Спасское (в советское время он был переименован в Коларово).

Прошли годы, в Спасское стали приходить верующие из самых отдалённых мест для молитвы перед Нерукотворным образом, который прославился своими чудесами. В начале XVIII столетия на томских жителей обрушилось «поветрие моровой язвы» (оспа), на протяжении нескольких лет поражавшей как скот, так и людей. В 1733 г. прихожане томской Благовещенской церкви на общем сходе решили обратиться к Спасителю перед Его чудотворным образом за помощью от многолетней эпидемии.

В Томск из Спасского со всей подобающей честью была принесена икона Спаса Нерукотворного. Её поставили посреди города, священники отслужили молебен с водосвятием, жители коленопреклоненно со слезами молились о прекращении болезни. Затем образ перенесли в Благовещенский собор, где он находился восемь дней, по прошествии которых болезнь исчезла. В честь этого в Томске каждый год стал совершаться Крестный ход с чудотворным образом. Икону стали приносить в город в конце мая, где она находилась в разных храмах до праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Судьба иконы в настоящее время не известна – она исчезла в 30-е годы XX века. Вероятнее всего, прихожане тайно укрыли ее от разорения безбожниками. Спасскую церковь в эти годы превратили в клуб, затем там здесь устроили зерносклад. Последний настоятель Спасской церкви и хранитель чудотворной иконы священник Петр Кикин, прослуживший в Спасском 30 лет (с 1907 г.), был арестован и, после отказа отречься от сана, 31 августа 1937 года расстрелян.