Новости Томской митрополии

Источник информации: Томская митрополия
31 Августа 2014
29 августа Церковь празднует перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. В этот день престольный праздник отмечает храм Спаса Нерукотворного с. Коларово.

Торжества начались Божественной литургией, которую возглавил митрополит Томский и Асиновский Ростислав. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный церквей Томского района иерей Дионисий Степанов, настоятель Спасского храма иерей Виталий Немов, наместник Богородице-Алексиевского монастыря г. Томска игумен Кирилл (Умрилов), настоятель Одигитриевского храма с. Зоркальцево иерей Максим Миронов, настоятель храма Илии пророка с. Кандинка иерей Павел Васюков, второй священник Спасского храма иерей Марк Рыбников и протодиакон Петропавловского собора г. Томска Владимир Марков. За богослужением присутствовали глава Томского района Лукьянов Владимир Евгеньевич и глава Спасского сельского поселения Гражданцев Дмитрий Васильевич. По окончании Литургии был совершен Крестный ход вокруг храма.

После богослужения праздник продолжился концертной программой районных и местных творческих коллективов, а также учеников воскресной школы прихода, после чего прихожане и гости были приглашены на общую трапезу.

История чудотворного образа Спаса Нерукотворного из села Спасского

Вскоре по построении града Томска (1604 г.), в 18 верстах от него, на берегу Томи вырастает новый посёлок. Жители его, благочестивые христиане, пожелали в 1666 г. написать образ Святителя Христова Николая Чудотворца и устроить для него молитвенный дом. Для чего позвали из Томска искусного и благоговейного иконописца (имя его летопись не сохранила), которому вручили "уготованную" для образа доску.

Иконописец, наложив на себя и на жителей села пост, пока не напишет икону, "назнаменовал", т.е. начертил острым стилом по левкасу на доске контур лика Николая Чудотворца. Наутро, желая продолжать работу, художник с удивлением увидел на доске не лик Святителя Николая, а образ Спаса Нерукотворного. Иконописец по левкасу загладил лик Христа и вновь назнаменовал образ Святителя Николая. По прошествии второй ночи, на доске опять проявилось изображение Спаса Нерукотворного.

Иконописец позвал жителей села и поведал им о чудесных превращениях на создававшейся иконе. Жители не поверили ему и потребовали вновь загладить на доске образ Спасителя и написать Николая Чудотворца. Иконописец вынужден был в присутствии всех исполнить их волю, икону же отдали на ночь в дом старейших и уважаемых людей. Великий страх объял сердца собравшихся поселян, когда утром они опять увидели на доске образ Спасителя.

Сказание повествует о том, что недоверчивые поселяне "долгий час" пребывали в трепете, а, придя в себя, слезно умоляли иконописца "прикрыти вапами" лик Христа. Вапа - краска по-гречески. Значит, художник красками прописал проявившееся изображение. До окончания работы иконописец вновь наложил на всех жителей селения строгий пост. За это время был устроен молитвенный дом, куда и поставили чудный образ. Вскоре жители этого и окрестных посёлков совместными усилиями воздвигли церковь во имя Святого Нерукотворного образа Спасителя. Посёлок с тех пор стал именоваться Спасское (в советское время он был переименован в "Коларово").

Прошли годы, в Спасское стали приходить верующие из самых отдалённых мест для молитвы перед Нерукотворным образом, который прославился своими чудесами. В начале XVIII столетия на томских жителей обрушилось "поветрие моровой язвы", на протяжении нескольких лет поражавшей как скот, так и людей. В 1733 г. прихожане томской Благовещенской церкви на общем сходе решили обратиться к Спасителю перед Его чудотворным образом за помощью от многолетней эпидемии.

В Томск из Спасского со всей подобающей честью была принесена икона Спаса Нерукотворного. Её поставили посреди города, священники отслужили молебен с водосвятием, жители коленопреклоненно со слезами молились о прекращении болезни. Затем образ перенесли в Благовещенский собор, где он находился восемь дней, по прошествии которых болезнь исчезла.

Прихожане Благовещенского собора на сходе с жителями села Спасского выбрали старосту церкви Спаса Нерукотворного Ивана Кафтанщикова, чтобы послать его в Тобольск. Староста отправился с прошением к Митрополиту Тобольскому и Сибирскому Антонию (Страховскому, 1721-1740 гг.), дабы он позволил чудотворный образ Спасителя из села Спасского ежегодно крестным ходом приносить в Томск 29 июня, по старому стилю, в день святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Митрополит Антоний дал благословение, и с 1734 года крестным ходом каждый год чудотворную икону Спасителя приносили в Томск, где с 29 июня (праздник св. апп. Петра и Павла) по 15 августа (Успение Божией Матери) перед иконой служились молебны. Примерно через сто лет время пребывания иконы в Томске увеличилось: крестный ход начинался 26 мая, а икона находилась в Томске сначала в женском Иоанно-Предтеченском, а затем в мужском Богородице-Алексеевском монастыре с 27 мая до праздника Преображения Господня (6 августа по старому стилю).

Судьба иконы сегодня не известна. Икона Спасителя исчезла в 1930-е годы. Вероятнее всего, прихожане тайком укрыли ее подальше от безбожников. Спасскую церковь в эти годы превратили в клуб, затем там устроили зерносклад. Последний настоятель Спасской церкви и хранитель чудотворной иконы священник Петр Кикин, прослуживший в Спасском 30 лет (с 1907 г.), был арестован и, после отказа отречься от сана, 31 августа 1937 года расстрелян.

Фото: Павел Сушил