Новости Томской митрополии

Источник информации: Томская митрополия
1 Декабря 2013
29 ноября 2013 года православная молодежь приняла участие в дискуссии на тему «Блеск и нищета современного российского искусства». Оппонентами выступили студенты и преподаватели Института искусств и культуры Томского государственного университета.

Молодежный дискуссионный «Сыр-бор Клуб» образовался осенью 2013 года и только начинает свою деятельность. Клуб задуман  как дискуссионная площадка, на которой православная и светская молодежь смогут обмениваться мнениями по разным тематикам.

Первая открытая встреча «Сыр-бор Клуба» была посвящена обсуждению темы современного искусства. Каждая из сторон подготовила презентацию со своими примерами и доводами.



Роль защитников взяли на себя студенты и преподаватели Института искусств и культуры ТГУ, а православная сторона представила взгляд на современное искусство с позиции его культурной нищеты. «В 21 веке художники отошли от классического понимания искусства. И, к сожалению, перешли в плоскость  зарабатывания денег, используя эпатаж» - прозвучало в выступлении второй стороны. Отражением этого явления, по мнению некоторых участников, стало творчество скандального галериста Марата Гельмана, выставки которого неоднократно вызывали критику и бурный общественный резонанс. «Мне кажется форма в искусстве может быть любой. Другой вопрос - его содержание. Раньше содержание было возвышеннее и сопровождалось стремлением чему-то научить. Что ценного хотел выразить автор инсталляции с клизмами? Не знаю», - высказался один из участников о скандальной работе Марата Гельмана.

Софья Березовская, аспирант Института искусств и культуры ТГУ и участник организации «Территория творческого эксперимента», представлявшая презентацию в защиту современного искусства, описала, что оно синтетично, остро социально, использует научные технологии, однако - не всем понятно. Вокруг вопросов «Должно ли искусство быть понятным? Должен ли художник стараться быть понятым?» разгорелась живая полемика. Не обошлось без обращения к одной из самых обсуждаемых картин в русском искусстве «Черного квадрата» К. Малевича. По словам одной из участниц Олеси Назаровой, "искусство должно быть понятным. Какой смысл в нем, если оно непонятно зрителю? Искусство, прежде всего, призвано воспитывать, возвышать и поднимать над повседневностью, если оно этого не делает, оно может быть творчеством, но не искусством.»



Екатерина Кирсанова, историк искусства, преподаватель кафедры культурологии и социальной коммуникации ТПУ поделилась своим пониманием: «Искусство никогда не было понятным, даже в XIX веке. Единственный, кто был понятен всегда и всем, это Шишкин. Искусство было понятно лишь узкой группке людей, дворянству. Пока не включили образование. По современному искусству то же самое: мы его не понимаем, потому что мы его не знаем, мы его не учим. У современного искусства природа такая, чтобы мы смыслы искали, рефлексировали, дискутировали. Показываю студентам «Красных человечков» Андрея Люблинского -  начинают рефлексию. Она включается на этот бред и порождает поиск смыслов.»

Не смотря на сложность, за 2 часа тема заразила пришедших неравнодушием к вопросу современного искусства. «Меня волнует вопрос раздутого авторитета современных художников. Я не понимаю почему творения фальшивых следователей моды, таких как Барнетт Ньюман, признаются за искусство? Почему из множества талантов, которые просто потрясающе рисуют, пробьются единицы, а модные художники, которые там, на верхушке, получают огромные деньги, хотя ничего сверхъестественного в их работах нет. Все ходят и восхищаются: «Шедевр!» А в чем шедевр? Искусство становится бизнесом», - отозвалась одна из участниц, студентка Института искусства и культуры ТГУ.


Знаменитая картина Барнетта Ньюмана «Onement VI», проданная за 43 миллиона долларов

В завершении руководитель Молодежного отдела Томской епархии Андрей Труш,  предложил провести еще одну встречу-эксперимент. Замысел его в том, чтобы предложить экспертной комиссии, которая будет состоять из искусствоведов и простых участников, попробовать оценить признанные работы томских художников, составить мнение, какие из работ можно считать искусством, а какие - нет, и почему. Изюминка идеи  - работы не будут подписаны, и будут вперемешку с простыми рисунками. Побыть в качестве экспертов смогут все желающие.

Олеся Мазалова