Новости Томской митрополии

Глава Томской митрополии возглавил праздничное богослужение в Богородице-Алексиевском монастыре

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/4990/
15 Января 2021
14 января, в праздник Обрезания Господня, в день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, митрополит Томский и Асиновский Ростислав совершил Божественную литургию в Казанском храме обители.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Томской епархии архимандрит Иосиф (Еременко), игумен монастыря Кирилл (Умрилов), духовенство обители и кафедрального Богоявленского собора г. Томска.

Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Марков.

По отпусте Литургии митрополит Ростислав произнес проповедь, в которой подчеркнул особую значимость праздника Обрезания Господня – ведь именно в этот день Спасителю было наречено имя Иисус, которым все спасаются.

В связи с пятидесятилетнем юбилеем архипастырь наградил насельника обители иеромонаха Иова (Коваля) медалью «За жертвенные труды в Томской епархии Русской Православной Церкви» III степени.

История праздника Обрезания Господня

14 января Православная Церковь торжественно отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель). Само наречение этого имени является знамением величайшего служения Вочеловечившегося Сына Божия, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21).

В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: «се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50, 7).

Господь, будучи во всем подобен человеку, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом. По Своему величайшему смирению Он принимает положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5, 17).

Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол. 2, 11 - 12).

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом (память 28 октября).

Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; Мк. 9, 38-39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6 Деян. 3, 16; Фил. 2, 9-10).

Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.

В Новом Завете обряд обрезания уступил место Таинству Крещения.

Фото: Пресс-служба Томской епархии