Новости Томской митрополии

Кто-то свыше помогал обрести святыню…

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/4799/
23 Июля 2020
25 лет назад, 5 июля 1995 года, на территории восстанавливаемого в то время Богородице-Алексиевского монастыря были обретены святые мощи старца Феодора Томского. Так у православного Томска появился небесный заступник, через которого Господь помогает верующим в исцелении от болезней, устройстве семейной жизни, решении житейских вопросов и других нуждах.

О событии, имеющем особое значение для томичей, вспоминает его участник, выпускник Томской духовной семинарии протоиерей Святослав Зулин.

Протоиерей Святослав Зулин, настоятель Свято-Троицкой церкви, г. Томск

Протоиерей Святослав Зулин, настоятель Свято-Троицкой церкви, г. Томск

- В 1995 году город Томск и Томская область представляли собой благочиние, входившее в состав Новосибирской епархии, поэтому эксгумацию останков праведного старца благословил епископ Новосибирский и Бердский Тихон. Нас, студентов ТДС, организовал благочинный церквей Томской области протоиерей Леонид Хараим (в последние годы жизни архимандрит Силуан). В то время он являлся проректором Томской духовной семинарии.

4 июля мы пришли на место, покрытое асфальтом, где предположительно находился каменный склеп. Начали искать его, рыть ямки в разных точках, и к концу дня углубившись где-то на полметра, наткнулись на основание склепа.

5 июля утром в Казанском храме Богородице-Алексиевского монастыря была отслужена Божественная литургия, ставшая первой со дня обретения мощей праведного Феодора Томского. В завершении Литургии был совершён крестный ход к месту бывшей часовни старца, где накануне начались раскопки. После поминальной панихиды отец Леонид окропил святой водой место нашей работы, нас, тружеников, и мы приступили.

Кадр из видеозаписи с раскопок

Кадр из видеозаписи с раскопок

Работали весь день, закончив трудиться в половине второго ночи уже 6 июля. Сменяя друг друга, поочерёдно читали псалтирь. Группа 4-5 человек спускалась вниз и совершала раскопки. Что только мы ни находили там!

До революции это место представляло собой кладбище знатных людей Томска, захороненных вокруг Казанского храма. Обычные кладбища находились на окраине города, а здесь обретали своё последнее пристанище священноначалие, иноки монастыря и городская знать. Феодора Кузьмича, глубоко почитая его, горожане похоронили не с западной стороны или на окраине кладбища, а с восточной стороны от алтаря храма.

На глубине раскопок мы находили остатки могил, надгробных плит, оградки, камни. А когда спустились на метр и ниже, пошли фекалии... Как нам потом объяснили, в советское время, когда обитель была закрыта, монастырские могилы сравняли с землёй и построили несколько деревянных жилых домов. Представляете, семьи жили на кладбище, в подпольях хранили запасы на зиму и, как признавались жильцы, вместе с баночками, случалось, вытаскивали косточки! Но самое страшное было то, что на месте часовни старца установили общественный туалет: дескать, так было удобно – стены склепа под землёй были выложены кирпичом, образовывая готовую выгребную яму. Представляете, жильцы регулярно, на протяжении десятилетий ходили сюда справлять нужду...

Когда территория монастыря была передана в введение Педагогического училища, несколько домов снесли (на момент раскопок оставалось всего два дома), туалет разобрали, место это заасфальтировали, на этой части монастырских земель сделали гаражную и хозяйственную зону. Теперь по мощам стали проезжать грузовики... Храм же приспособили под спортзал и складские помещения.

Время приближалось к вечеру. Отметка 2 или 2,5 метра, может, даже 3 была преодолена. Мы, казалось, дошли до самого дна склепа, но там было пусто. Некоторое огорчение читалось на лицах семинаристов. В 6 часов вечера все ребята пошли в монастырский храм на акафист Казанской иконе Пресвятой Богородицы, а я побежал пономарить в Петропавловский собор. Специально подменился, чтобы вечером 5 июля служить на полиелейном богослужении в канун моего Дня ангела, который я отмечаю всегда 6 июля. В этот день Церковь чтит память Владимирской иконы Божией Матери и всех святых земли Владимирской, в числе которых – святой благоверный князь Святослав Юрьевский.

Когда в 9-м часу вечера я вернулся, вижу: на месте раскопок уже проведён свет, и ребята-студенты старших курсов углубляются ниже 3-х метров. Оказывается, гроб в склепе был установлен прямо на земле в специально устроенном полуметровом углублении в центре.

Кто-то свыше помогал обрести святыню…, изображение №3

Как помощник инспектора семинарии и староста старшей группы я расспросил ребят, что произошло в моё отсутствие. Они сказали, что помолились в храме, часа полтора читали акафист, а когда стали копать дальше, почувствовали прилив сил – будто кто-то помогал им и направил вглубь, к центру склепа. Тогда и были обретены косточки – святые мощи старца Феодора!

В склепе не нашли верхней крышки гроба, среди останков не было черепа, правой берцовой и бедренной костей. Мощи были смещены к голове. На месте ног мы нашли стопочки, часть обуви, а вся остальная масса костей была у головной части.

Мы стали рассуждать, как это могло произойти, а местные жители вспомнили, что какое-то время назад здесь уже вели раскопки. Территорию тогда оцепили и народ близко не подпускали. Копали примерно две ночи, затем всё снова зарыли, и на этом месте появился туалет...

Сейчас можно предположить, что в результате тех тайных раскопок исчезли череп и части костей, хранившие отметины и рубцы, появившиеся на теле императора Александра I Благословенного (имя которого прочно связывают с личностью старца Феодора) на одном из парадов. Лошадь тогда внезапно взбрыкнула и лягнула государя в правую ногу.

Мы снова и снова спускались в склеп. Работали аккуратно щёточками, реже пользовались скребочками. Берёшь останки мастерком, осторожно счищаешь земельку щёточкой, просматриваешь всё досконально... Позже я взял видеокамеру и снимал весь процесс до его окончания.

До глубокой ночи 5 июля мы работали при свете ламп. Косточки складывали на белый плат. Пытались сохранить и поднять нижнюю крышку гроба. Верхняя скорее всего была разбита неизвестными копателями, и части её смешались с первыми лопатами земли и камней, которые мы поднимали. Не удалось сохранить и нижнюю часть гроба – она рассыпалась. Остались лишь некоторые его части.

Мощи были перенесены в Казанский храм, косточки аккуратно разложили. Над этим работали эксперты-криминалисты, рассказывая нам, где какая косточка находится.

Над мощами был совершён благодарственный молебен. Склеп закрыли. Благочинный благословил всем студентам отсыпаться. Я же, немного вздремнув, утром в День ангела поспешил на Литургию. Та ночь была самой короткой и самой счастливой в моей студенческой жизни. В храм я летел, как на крыльях, не чувствуя усталости!

Кто-то свыше помогал обрести святыню…, изображение №4

В Петропавловском соборе в то утро служил протоиерей Олег Безруких. В проповеди, посвящённой Владимирской иконе Божией Матери, он сказал и о том, что в нашем городе, предстательством Царицы Небесной, произошло событие большого духовного значения – силами воспитанников Томской семинарии были обретены мощи праведного старца Феодора, и один из этих участников – пономарь, который сейчас прислуживает за Литургией. И ещё о том, что эта служба – особенная, напитанная благодатью, которую праведный старец Феодор изливает на каждого томича. С обретением его святых мощей эта благодать будет ещё обильнее изливаться на верующих!

После обеда мы посвятили день, чтобы просеять земельку. Она уже была рыхлая, без отхожестей. Находили мелкие косточки, фаланги пальцев. Слава Богу, что мы продолжили, предприняли работу вторично и нашли ещё части останков.

Хочу сказать, что у нас, студентов, были отрывочные знания о Феодоре Кузьмиче, и мы обретали мощи обыкновенного старца. Но по мере прикосновения к ним понимали, что это – не простой человек, а особенный святой. О нём нам рассказал отец Леонид. Стало понятно, что мы стали участниками исторически значимого события. Для нас было уже не важно, одно и то же лицо Александр I и Феодор Томский, или нет. Подвиг старца велик сам по себе. Святость – категория Божия. Сам Господь вещает через человека, подготовившего себя как очищенный сосуд, чтобы Господь проявлял Себя в нём, через него действовал. Для истинно верующих этого достаточно.

Полностью воспоминания будут опубликованы в сборнике «Дважды вошедший в историю», подготовленном к печати в рамках Национального проекта.