Новости Томской митрополии

Митрополит Ростислав возглавил богослужение в день памяти святых отцов семи вселенских Соборов

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/4767/
1 Июня 2020
31 мая Церковь чтит память святых отцов семи Вселенских соборов. Божественную литургию в воскресный день возглавил митрополит Томский и Асиновский Ростислав. Ему сослужило духовенство собора. Диаконский чин возглавил диакон Алексий Джуров. За литургией пел смешанный хор под руководством Татьяны Ивановны Лекаревич.

Вселенские Соборы определяли основу христианского вероучения и созывались по особо важным церковным вопросам. На них присутствовали представители всех поместных церквей.

Первый Вселенский Собор прошел в Никее в 325 году. Он был направлен против ереси александрийского пресвитера Ария, который учил, что Сын Божий есть только творение Бога Отца. Собор осудил эту ересь и утвердил догмат о Божестве Иисуса Христа, о том, что Он Истинный Бог, рожденный от Отца прежде всех веков и единосущен с Ним. На этом соборе были приняты первые семь членов Символа веры. Остальными пятью членами Символ веры был дополнен на Втором Вселенском соборе в Константинополе в 381 году. На нем была осуждена ересь бывшего арианского епископа Македония. Он утверждал, что Святой Дух не есть Бог, а только сотворенная сила на службе у Бога. Собор утвердил догмат о равенстве всех трех лиц Святой Троицы Отца, Сына и Святаго Духа. В эпоху Первого и Второго Вселенских Соборов приходят ве­ликие учители Церкви Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Афанасий Великий, Николай Мирликийский и многие другие.

Все последующие Вселенские Соборы также осуждали ереси, возникающие среди христиан. Осуждая и отвергая ереси, Церковь утверждала основы христианского вероучения. Третий Вселенский Собор осудил ересь Нестория и постановил, что в Иисусе Христе со времени воплощения соединились два естества Божественное и человеческое. Было определено исповедовать Иисуса Христа как совершенного Бога и совершенного Человека, а его Мать — Богородицей.

Четвертый Вселенский собор осудил ересь монофизитства, которая гласила, что божественная сущность Христа поглотила Его человеческое естество. Церковь отвергла это учение и утвердила, что Иисус Христос есть Истинный Бог и истинный человек, во всем подобный нам кроме греха. При воплощении Христа Божество и человечество соединились в Нем как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

Пятый Вселенский Собор обсуждал сочинения трех епископов, скончавшихся в V веке: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, а также утвердил осуждение ереси Нестория и монофизиства.

Шестой Вселенский Собор осудил ересь монофелитов. Они учили, что хотя во Христе и два естества — Божественное и человеческое — воля у него всего одна, Божественная. Собор осудил монофелитскую ересь и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое — и две воли. Человеческая воля во Христе не противна, а покорна Божественной воле.

Седьмым Вселенским Собором в 787 году заканчивает­ся эпоха Вселенских Соборов. Этот Собор был созван для осуждения ереси иконоборчества. Она возникла при императоре Льве Исавре, который хотел облегчить мусульманам переход в христианство, отменив почитание икон. Окончательно иконоборчество было побеждено на поместном Константинопольском соборе в 842 году. На нем был утвержден праздник Торжества Православия, который ежегодно отмечается в первый воскресный день Великого поста.