Новости Томской митрополии

Святая Мария Египетская: подвиг преодоления страсти

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/4704/
5 Апреля 2020
В пятое воскресенье Великого поста совершается память преподобной Марии Египетской — одной из самых великих святых за всю историю христианства

«Преподобной матерью нашей Марией Египетской» называет

Православная Церковь одну из своих величайших святых, чья жизнь

являет нам пример низменного грехопадения и безмерного раскаяния

перед Богом. В наше время разрушения нравственных ценностей и

искажения моральных норм образ святой – в прошлом обычной

женщины, с девичества пребывавшей в грехе и сумевшей избавиться от

пагубных пристрастий, познать Бога и очистить душу покаянием,

служит доказательством того, что любой человек способен с Божией

помощью обрести внутреннюю свободу – свободу от греха.

Святая Мария Египетская: подвиг преодоления страсти

«Преподобной матерью нашей Марией Египетской» называет Православная Церковь одну из своих величайших святых, чья жизнь являет нам пример низменного грехопадения и безмерного раскаяния перед Богом. В наше время разрушения нравственных ценностей и искажения моральных норм образ святой – в прошлом обычной женщины, с девичества пребывавшей в грехе и сумевшей избавиться от пагубных пристрастий, познать Бога и очистить душу покаянием, служит доказательством того, что любой человек способен с Божией помощью обрести внутреннюю свободу – свободу от греха.

Преподобная Мария Египетская

Преподобная Мария Египетская

Житие преподобной Марии, названной Египетской по своему рождению в Египте в середине V века, дошло до нас благодаря трудам святителя Софрония – иерусалимского патриарха, записавшего его по преданию, которое хранили палестинские монахи. Десятилетиями они передавали его из уст в уста со слов преподобного Зосимы Палестинского (460–560), рассказавшего о великом чуде, ниспосланном ему Богом – встрече в пустыне со святой Марией.

Причина этой встречи становится понятна, когда мы узнаём историю самого старца Зосимы, который в младенчестве был отдан в монастырь, где «доблестно подвизался в постничестве до 53 лет». Уже в зрелости «его стала смущать мысль о том, что он достиг полного совершенства и более не нуждается ни в каких наставлениях». И подумал Зосима, есть на земле человек, превзошедший его в делах постничества и способный показать ему пример подвижничества? Однажды старцу явился Ангел и дал совет оставить монастырь, где он пребывал, и идти в другой, рядом с рекой Иордан. Внемля совету, Зосима отправился в путь и нашёл обитель, где его приняли, и где он остался на долгое время. Пребывал там со старцами, «сиявшими добрыми делами и благочестием», служившими Господу «непрестанным пением, всенощной молитвой, постоянным трудом».

В обители был особенный обычай: в первую неделю Великого поста за Божественной литургией братья причащались Святых Тайн, вкушали постной пищи, прощались друг с другом и, перейдя Иордан, уходили в пустыню. Все дни поста иноки подвизались в одиночестве и молитве, обеспечивали себя пропитанием и ночлегом, а к Неделе Ваий – Вербному воскресенью вновь возвращаться в монастырь.

Пришло время, когда и Зосима вместе с братьями отправился в пустыню стяжать благодать Божию. После двадцати дней пути старцу привиделась тень человека. Сначала он принял видение за бесовское наваждение, но после усиленной молитвы вновь увидел нагую, дочерна опалённую солнцем фигуру с белыми волосами до плеч. Когда же Зосима с радостью кинулся к путнику, тот стал удаляться от него вглубь пустыни. Преодолевая усталость, старец бросился за беглецом. Со слезами взмолился он, прося отшельника остановиться и преподать благословение надежды ради воздаяния за его подвиг.

И тогда человек обратился к Зосиме, назвав его по имени и прося у него прощения и любой одежды, чтобы прикрыть наготу: беглецом оказалась женщина.

«Страх и ужас объял Зосиму, когда он услышал своё имя из уст той, которая никогда его не видала и о нём ничего не слыхала», - свидетельствует житие. Сняв с себя часть одежды и отвернувшись, Зосима бросил её отшельнице, которая испросила его благословения, назвав старца иереем, много лет совершающим таинства в Церкви. Это откровение повергло монаха в ещё больший трепет, и он понял, что Господь не напрасно привёл его сначала в иерусалимскую обитель, а затем в пустыню, где он и встретился с подвижницей, рассказавшей ему страшную и удивительную историю своей жизни.

«Бог ожидал моего покаяния…»

Сокрушаясь о давних грехах, женщина поведала, как, прожив до 12 лет в Египте, она сбежала от родителей в Александрию – крупный портовый город того времени. Там она утратила девственность «и стала неудержимо, ненасытно предаваться любодеянию». Больше 17 лет она жила в нечистоте, совершая «блуд со всеми не ради подарка или платы, так как ничего ни от кого… не хотела брать», но лишь для того, чтобы вновь и вновь предаваться греху.

– Не думай, что я была богата и оттого не брала, – нет, я жила в нищете, часто голодная пряла охлопья, но всегда была одержима желанием ещё более погрязнуть в тине блуда: я видела жизнь в постоянном бесчестии, – вспоминала святая.

Однажды она увидела много мужчин, египтян и ливийцев, отправлявшихся в морское путешествие. Узнав, что они едут в Иерусалим на предстоящий праздник Воздвижения Креста Господня, девушка напросилась на корабль, но не из желания прикоснуться к великой святыне, а для того, чтобы предаться страстям с молодыми мужчинами.

- Как тебе, человек Божий, сказать, что было дальше? Какой язык, какой слух вынесет рассказ о позорных делах, совершённых мною на корабле во время пути: я увлекала на грех даже против воли, и не было постыдных дел, каким бы я не научала, – продолжала женщина свою исповедь. – Поверь, отец, я ужасаюсь, как море перенесло такой разврат, как не разверзлась земля и не погрузила меня живою в ад после совращения столь многих людей! Но я думаю, что Бог ожидал моего покаяния, не желая смерти грешника, но с долготерпением ожидая обращения.

В Иерусалиме она также, до самого праздника, предавалась разврату. В день Воздвижения Животворящего Креста Господня, увидев, что все люди идут в церковь, девушка пошла за ними. Однако никакие попытки проникнуть в храм ей не удавались: народ вновь и вновь оттеснял её от дверей, пока она не поняла, что в церковь её «не допускала какая-то Божественная сила».

– Отчаявшись, я со стыдом отступила и встала в углу притвора, – рассказывала Мария. – Очнувшись, я подумала, какая вина не дозволяет мне видеть Животворящее древо Креста Господня… Тогда я стала горько плакать, с рыданиями бить себя в грудь и вздыхать от глубины сердца.

Увидев на стене икону Пресвятой Богородицы, она со слезами стала молить Матерь Божию заступиться за неё перед Господом и дала обет, поклонившись Божественному Кресту, изменить свою жизнь. Только после этого девушка вошла в храм, приклонилась перед святыней и возблагодарила Господа и Божию Матерь за милосердие.

Вернувшись в притвор и склонившись перед иконой Богородицы, она стала слёзно просить Богоматерь наставить её на путь спасения. И тогда Мария услышала голос, который возвестил ей перейти через Иордан и найти «полное успокоение».

Преподобная Мария Египетская

Преподобная Мария Египетская

Она спасала душу молитвами

В поисках пути к Иордану Мария заходила в церкви, где молилась и причастилась Святых Христовых Тайн. Непрестанно обращаясь ко Господу и Богородице, она удалилась в пустыню и провела там, как сказала Зосиме, примерно 47 лет. Её пропитанием на долгое время стал хлеб, принесённый из Иерусалима, и найденные в песках растения. Одежда на ней с годами истлела, и она изнемогала летом от зноя, а зимой от холода. Но святая непрестанно молилась, так что «сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело», – говорила она.

Праведница поведала, какие мучения претерпела, 17 лет преодолевая греховные страсти, с которыми боролась, «как с лютыми зверями». Мечтая о мясе и вине, которое часто пила в Египте, она изнемогала от жажды, не имея даже воды. Когда у неё возникало желание петь блудные песни, она проливала слёзы и вспоминала обеты, данные перед странничеством. Преодолевая похоть, «повергалась на землю и обливалась слезами, представляя себе, что перед мною стоит Сама моя Поручительница, осуждает моё преступление и грозит за него тяжёлыми мучениями». Только молитвами Мария спасала свою душу.

Поразила святая старца Зосиму ещё и тем, что, заканчивая повествование, произнесла слова «Священного Писания из Моисея, пророков и Псалтири». Когда же старец спросил её, не изучала ли она псалмы и другие книги, Мария ответила, что не только никогда не умела читать и писать, но, покинув мир, не видела ни человека, ни зверя и не могла даже слышать что-то подобное. Но «слово Божие везде и всегда просвещает разум и проникает» даже до такой грешницы, как она. Наблюдая за подвижницей, Зосима был потрясён, увидев, как, молясь, святая поднималась над землёй, а в другой раз он видел её переходящей через реку Иордан, как по суше.

Побеседовав со старцем, Мария попрощалась с ним, попросила молиться за неё и через год вернуться на место их встречи со Святыми Дарами, чтобы ей причаститься перед Пасхой. В назначенный срок Зосима исполнил её просьбу. Когда же он вернулся в пустыню в следующий раз, то нашёл святую почившей, а рядом с её телом – надпись на земле с просьбой о погребении «смиренной Марии» и указанием даты ухода в мир иной – в апреле, «в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Тайн». Так преподобный Зосима узнал имя праведницы, которое не спросил во время двух встреч, а также о том, что святая отошла ко Господу сразу после их расставания. Со слезами старец похоронил праведницу и, придя в монастырь, рассказал инокам о её жизни и великом подвиге.

Мариино стояние

14 апреля и в четверг пятой седмицы Великого поста Церковь чтит память преподобной Марии Египетской. В четверг (реально – накануне, в среду вечером) совершается богослужение, которое называется «Мариино стояние». Эта продолжительная служба проходит раз в году. За ней полностью прочитываются Великий покаянный канон прп. Андрея Критского (в первую неделю Великого поста канон читался частями с понедельника по четверг), а также канон и житие прп. Марии Египетской.

По мысли святых отцов VI Вселенского собора (692 год), когда и была составлена эта служба, молитвенное предстояние способно помочь верующим обрести надежду на изменение своей жизни и достойно завершить пост, встретив Светлое Христово Воскресение.

Мариино стояние – служба, которая утешает страждущих и побуждает верующих продолжать подвиг поста и покаяния.

Тропарь, глас 8

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней, темже и со ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.

Кондак, глас 4

Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце славная, пришла еси ко Христу: сего всенепорочную и святую матерь молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со ангелы присно срадуешися.