Новости Томской митрополии

Сырная седмица или Масленица: как провести ее православному христианину?

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/4651/
26 Февраля 2020
С 23 февраля по 1 марта по церковному календарю продолжается последняя подготовительная неделя перед Великим постом, среди народа называемся Сырная седмица, или просто Масленица. Средства массовой информации в эти дни пестрят статьями о связанных с праздником традициях и поверьях, где христианское содержание смешано с языческим. О том, какой смысл Масленичная неделя несет для верующего православного христианина, рассказал клирик Богоявленского кафедрального собора, проректор Томской духовной семинарии иерей Антоний Слугин.

Особенности Масленичной недели

Масленичная неделя – это народное название недели, которая является подготовительной неделей к периоду Великого поста в Церкви. В это время в течение всей седмицы до Прощеного воскресенья готовящиеся вступить в Великий пост православные христиане уже воздерживаются от употребления мясной пищи, но сохраняется еще разрешение в течение всей седмицы на употребление всех остальных видов пищи – рыбы, яиц, молока. В связи со спецификой такого гастрономического поведения неделя называется Масленицей, поскольку самое насыщенное этими продуктами блюдо – это блины. Эти гастрономические особенности в народе осмысляются по-своему, но традиции, связанные с праздником весны, христианскими не являются.

Если говорить о деятельности христианина, то в это время нужно духовно готовиться к периоду Великого поста, подумать о том, что нам грядущий Великий пост может дать, какие мы подвиги будем совершать. Великий пост – это время, когда мы должны приобрести какие-то навыки и таланты, прежде всего духовные. Поэтому, готовясь к вступлению в Великий пост, мы должны думать о том, чего нам недостает в жизни, честно себе признаться, что мы в своей жизни допускаем такого, что допускать нельзя, и стараться употребить период Великого поста на борьбу с этими своими негативными качествами и навыками, и приобрести положительные.

Масленичные гуляния

Что касается масленичных гуляний, то сложно критиковать саму форму досуга, поскольку все, что направлено на хорошее, отрицать нельзя. Если это время, когда люди дополнительно замотивированы провести время со своими близкими, с семьей, то, в общем-то, все хорошо. Для нас пост по сути дела тоже является праздником. Не должно быть так, что мы, готовясь к Великому посту, скорбим о том, что сейчас будет тяжело и невкусно. Мы должны с радостью в период Великого поста вступать, поэтому относиться к нему как к празднику – нормально. Но, конечно, от каких-то явно языческих традиций придется отказаться – это всевозможные сожжения чучел, прыжки через костры и прочее. От этого стоит воздержаться, так как это является фактически празднованием совсем другой Масленицы, которая к христианскому празднику не имеет отношения.

Завершается Масленичная неделя Прощеным воскресеньем, и сейчас мы должны для себя обозначить список людей, в прощении которых мы нуждаемся, и подумать о том, как бы нам искренне и полноценно простить тех людей, которые к нам будут обращаться с аналогичными просьбами, и даже тех, которые с такими просьбами обращаться не будут. Гастрономическое воздержание должно привести нас к духовному состоянию, когда мы сможем воздерживаться от обиды в нашем человеческом общении.

Прощеное воскресенье

Как таковых запретов в этот день не существует. Важно понимать, что само Прощеное воскресенье так называется в виду церковного чина прощения. Находясь на грани Великого поста, мы читаем особые коленопреклоненные покаянные молитвы, примиряемся в этих молитвах с Богом, просим у него благословения и помощи, чтобы пост нам был полезен, и друг у друга, в том числе у духовенства церквей, мы испрашиваем прощения. Важно, что в этот день нельзя: нельзя быть неискренним. Обряд обрядом, но мы должны адекватно понимать, что, коль скоро мы принимаем участие в этом последовании, то наше внутреннее состояние должно соответствовать. Если мы действительно готовы простить, то мы прощаем и все силы направляем на то, чтобы больше не вспоминать это и не укорять человека никогда в том, за что мы его простили. И, прося прощения у других людей, важно и себя простить, за то что мы действительно были на таком уровне духовного развития, что позволили себе это сделать, а сейчас мы другие, и надо позволить себе этими другими стать. Это покаяние должно быть нашей внутренней переменой. Нельзя обманывать.

Если нет возможности принять участие в церковном чине прощения, то можно связаться с теми людьми, с которыми мы максимально близки и в чьем прощении мы нуждаемся. И, может быть, мы знаем, что и они нуждаются в нашем прощении, и особое внимание этому уделить. Эта традиция все-таки глубоко христианская и очень правильная, и упускать такую возможность нельзя. И надо помнить о том, что если мы, скажем, в понедельник первой седмицы Великого поста кого-то обидели, не нужно ждать год до следующего Прощеного воскресенья. Способность прощать других – этот тот навык христианина, которого нам всем обычно не хватает.