Новости Томской митрополии

Митрополит Ростислав возглавил богослужение в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/4630/
9 Февраля 2020
9 февраля, в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил Божественную литургию по случаю престольного праздника в храме на Каштачной горе.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской протоиерей Александр Шахов, настоятель Воскресенской церкви иерей Дионисий Мелентьев. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Марков.

После чтения евангелия Его Высокопреосвященство обратился к прихожанам с пастырским словом. Он напомнил собравшимся о приближении Великого Поста.

— С сегодняшнего дня впервые Церковь начинает читать за богослужением такую книгу, которая называется Триодь Постная. И хотя до Великого Поста еще три недели, в сегодняшний воскресный день уже звучат во всех православных храмах молитвословия из этой богослужебной книги, — сказал архипастырь.

Он пояснил, что первое воскресенье, служба которого правится по книге Триоди Постной, посвящено притче о мытаре и фарисее.

— Хотя мы все знаем, что пост — это время покаяния, но в чем нам каяться? Мы не разбойники, мы не делаем никому зла, мы не хуже, чем наши соседи, сослуживцы. Более того, в воскресенье пришли в храм Божий. И кажется, что каяться нам особо не в чем. И остается задирать нам нос вместе с фарисеем, о котором шла сегодня речь в Евангелии, который говорил: «Благодарю тебя, Боже, что я не как прочие люди, не как тот мытарь», как сослуживец, сосед, несправедливый начальник. Мы в церковь ходим, и постимся, стараемся заповеди соблюдать, пожертвования делаем. А вот Господь сказал, что такой фарисей не уходит из храма Божиего оправданным. Почему, несмотря на свое фактическое благочестие? Потому что задирал свой нос, гордясь своими делишками, он тем самым ставил себя выше окружающих людей. Но так ли это? Сколько мы знаем людей, ухаживающих за тяжко больными людьми, которые на самом деле в душе этих людей ненавидят. И думают: «Когда же твоя жизнь закончится, чтобы наконец-то мне вступить в наследство. Сколько знаем мы таких людей, которые строили храмы Божии. И как обижаются такие люди, если после построения храма Патриарх не наградит их орденом, почетной грамотой, и вроед бы весь труд насмарку. Оказывается, все эти дела ради тщеславия, ради гордыни. И эти дела — это навоз, который удобряет эту гордыню, которая разбухает до огромных размеров от этих, казалось бы, добрых дел, — сказал митрополит.

Он подчеркнул, что за внешними делами человек не видит состояния своей души, и поэтому уходит неоправданным перед Богом.

— И пример истинного покаяния является нам в образе смиренного мытаря, который, бия себя в грудь, просил у Бога милости. И отсюда вывод, что необходимо нам для спасения смирение, чтобы начать каяться, надо увидеть свои грехи. А чтобы их увидеть надо не через розовые очки смотреть на свои поступки, а увидеть себя так, какие мы на самом деле? Ведь смирение — это не когда мы знаем, что мы хорошие, и будем смиряться. «Нет, мы плохие, мы грешные», как часто из уст верующих людей слышим эти слова, когда нас кто-то похвалит, когда услышим мы добрые слова. А если нас не похвалят? Если скажут: «Нет, ты грешный, ты плохой». И куда наше смирение денется? Это не смирение, это смиренничество. Смирение — это не то, когда мы унижаем себя, затаптываем в грязь. Смирение — это когда мы видим себя такими, какими мы являемся на самом деле со всеми нашими грехами и страстями. И когда мы познаем себя как павших грешников, тогда мы видим свои болезни, тогда мы знаем, в чем каяться и как, тогда приходит покаянное чувство, — подчеркнул Его Высокопреосвященство.

Он также сказал, что глубокопромыслительно, что в этом году с днем мытаря и фарисея совпал престольный праздник Храма новомучеников и исповедников Церкви Русской, которые явили пример самоотвержения.

— Они так возлюбили Бога, что когда встал перед ними вопрос: оставить веру, отречься от Христа, но сохранить себе жизнь и благополучие, либо сохранить верность Христу даже до смерти, они выбрали последнее. И ведь это люди нашего поколения, старшего поколения. Многие люди из того поколения почти дожили до наших дней, мы помним старых батюшек, которые прошли через ссылки, гонения, репрессии, но не отреклись от Христа. Благодаря им осталась в нашей стране Церковь Христова, — сказал архипастырь.

Храм новомучеников и исповедников Церкви Русской на Каштачной горе был освящен 17 декабря 2017 года. Деревянное здание храма является временным, в будущем здесь планируется построить большой храмовый комплекс.

— Место это святое, его можно назвать антиминсом томской земли, в котором почивают останки тысяч людей, расстрелянных в годы Большого террора. Скорбь невольно охватывает душу, когда задумываешься о судьбах людей, простившихся с земным отечеством на Каштачной горе, в страшном расстрельном рву, — сказал митрополит Ростислав на освящении храма.

Тысячи людей, осужденных за «контрреволюционную деятельность» в период сталинских репрессий, были расстреляны и захоронены на Каштачной горе в Томске. Среди них ученые, военные, священнослужители, представители творческой интеллигенции, крестьяне, ссыльные, которых везли через Сибирь. Сохранились имена расстрелянных священников, служивших в томских храмах.

Фото: Надежда Петрова.