Новости Томской митрополии

Кротость, доверие к Богу и дела веры: Церковь готовится к Великому посту

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/4621/
4 Февраля 2020
Великий Пост в 2020 году начнется 2 марта. Ему предшествуют три подготовительные недели (воскресенья на церковно-славянском языке): Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне и Неделя о Страшном суде. О богослужебном и духовном смысле этой подготовки нам рассказал клирик храма святого благоверного князя Александра Невского, преподаватель Томской духовной семинарии протодиакон Роман Штаудингер.

Неделя о мытаре и фарисее (9 февраля)

Церковь — она как педагог, который воспитывает своих чад. Первая подготовительная неделя показывает, что ценность человека — это кротость, смирение. Она созвучна тому, что Господь дал в Заповедях блаженства: блаженны нищие духом, блаженны кроткие. Кротость — это самое дорогое качество, то, с чего начинается путь духовный, покаяние. И это дает возможность человеку увидеть себя изнутри. И как раз тот персонаж, который негативно в этой притче отображается, — это фарисей. Сам по себе он много чего доброго сделал, но Господь делает акцент на противопоставлении двух контрастов. Именно самолюбование, гордость не дают нашим делам принести плода. Ведь фарисей тоже добрые дела делал. Но если бы его гордыня и надменность отсутствовали, то, наверное, плоды были бы и у него тоже.

В церковной жизни педагогический смысл этой притчи отображается в отмене постных дней. Пост представляется как дисциплинарная мера, и он отменяется в те дни, которые для нас дороги — среда и пятница. Мы стараемся отодвинуть обрядовую внешнюю сторону и погрузиться внутрь себя, родить то необходимое качество — свою кротость. Мы не должны кичиться теми трудами, которые можем перенести. Православные ведь могут крепко поститься, это несложно сделать. А что у нас останется, если убрать наше обыденное оружие — пост? Что из нас получится, если мы не постимся? Кротость, смирение. И вот его нужно стяжать. И сам мытарь нам становится примером.

Неделя о блудном сыне (16 февраля)

Обычно, читая ту притчу, мы акцентируем внимание на самом блудном сыне, какой он был несчастный, как он нехорошо поступил со своим отцом, но, в конце концов, разочаровался и благо, что не наложил на себя руки. Но надо расслышать и другую сторону, образ Небесного Отца. Какая у него педагогика! Ни один отец не дал бы себе испытать такой риск по отношению к своим детям. Обычно наказал — и все. Но здесь он пошел на поводу у сына. Как это расценить? Нам сложно, мы так не можем. Мы закроем на все запоры, велим дожидаться, пока старший сын получит наследство, а потом и он, тот, кто наказан. Но здесь не так. Здесь мы видим удивительное качество любви. Какая любовь у отца, что он на такой риск идет, он идет на разорение собственной семьи, собственного наследия! Ведь он родил детей, чтобы им это передать, и тут в одночасье все разрушилось каким-то капризом, наглостью. И он пошел на этот путь, на уступки этому сыну. А чем кончилось? Ведь отец сидел у окна и все время смотрел в ту сторону, куда ушел сын. Насколько сильна вера отца в сына! И сын появился на горизонте. Уже не в том виде, в каком уходил. Отец выскочил из дома, успев только взять то, что полагается передавать наследникам, — кольцо. Он бросился к сыну, обнял его, и здесь, мне кажется, можно увидеть наше Небо, вечность, насколько оно эмоционально. Господь сказал, что ради одной души будут Ангелы ликовать на небесах, насколько радостно будет Ангелам и какая радость, что душа кается и обращается к Богу. И вот здесь как раз отец показал эту радость. Не вспоминает никакого прошлого, как будто его не было. Идет сын, как будто и должен был прийти, как будто отец отправлял его за каким-то делом, и ничего не помнит. Сын попытался что-то напомнить, но отец его обнимает, лобызает и ничего не дает сказать. Вот такой наш Отец Небесный, как Он любит всех нас! Бесконечной любовью, которую мы не познали еще толком. И на какой риск он идет — потерять нас. Но любовь настолько сильна, что риск оправдан, и души возрождаются. Верим, что и в нашей жизни чудеса совершаются, и души преображаются здесь, на земле. Но это бывает нечасто, и в притче старший сын не смог преобразиться, он остался прежним. А младший сын после этой встречи, конечно, стал другим человеком.

На богослужении переживание этой притчи идет через чтение Священного Писания. Богослужение где-то раскрывает и нас самих. Священное Писание — это как ткань священной истории, и мы должны быть вплетены в эту ткань, наши имена тоже должны быть записаны в этой ткани священной истории, и когда мы через сердце пропускаем эту службу, это неделю, то это может оказаться с плодами для нас, когда открываются глаза на то, Кто тебя ждет Там. Или даже уже здесь, ведь Царство Божие претворяется в наших сердцах. Притча показывает, как Господь смотрит в ту строну, куда мы ушли, то есть в спины наши смотрит. Нам остается только развернуться, чтобы взгляды наши встретились. К нам на этой неделе возвращаются посты, продолжается воспитательный путь, на котором мы несем свою жертву Господу.

Неделя о Страшном Суде, Мясопустная (23 февраля)

На этой неделе о мясе можно уже не мечтать, пусто с мясом. Конечно, у христиан бывают последние надежды, что перед этим воскресеньем надо хорошенько наесться, заговеться, и все спешат сделать это. Но тут нужна некая этика. Потому что то, как мы заговляемся и разговляемся, бывает даже с несчастными случаями. Наш батюшка рассматривал дореволюционную статистику, и заметил, что на разговении после Пасхи увеличивалось количество смертных случаев. Поэтому важно нам соблюдать культуру и понимать, что это какая-то страстность. Неделя о Страшном Суде — сплошная, мы всю неделю едим молочное, в том числе в среду и пятницу. Мы поэтапно отсекли одно, другое, перед тем, как погрузиться в глубины поста.

Отрывок Евангелия, читаемый на этой неделе, связан со Страшным судом, где Господь будет делить всех ошуюю и одесную, когда будет воскрешение мертвых. Здесь есть то, о чем мы должны переживать: наша вера должна увлажняться делами. Дела во Христе — это дом, который мы строим на камне. Важно, чтобы вера не превращалась в песок без дел. Только приправляясь делами, мы можем что-то построить. Поэтому это чтение нас напрягает, дает погрузиться в это. Но Церковь не пугает, она очень трезво говорит обо всем. Здесь нет убаюкиваний, компромиссов. С грехом нужно бороться, и тут не может быть компромиссов.