Новости Томской митрополии

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/4200/
18 Мая 2019
Одним из самых ярких событий проекта «Радость слова» и проходящих в эти дни Кирилло-Мефодиевских чтений стала встреча томичей с протоиереем Дмитрием Смирновым, состоявшаяся в Пушкинской библиотеке.

Известный и любимый сибиряками проповедник ответил на многочисленные вопросы слушателей, наставляя взрослых и молодёжь, делясь жизненными наблюдениями, побуждая к размышлениям. Отвечал батюшка с присущими ему юмором и убедительностью, так что многие ответы сопровождались смехом и аплодисментами. Часть этого диалога мы предлагаем вашему вниманию.

Представил гостя руководитель епархиального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Андрей Туров. Отец Дмитрий начал встречу с того, что поделился впечатлениями о Томске, куда приехал впервые. Город батюшке понравился своей красивой архитектурой, храмами и просторами Томи. Затем отец Дмитрий предложил, не теряя времени, задавать вопросы, на которые готов был ответить «в рамках моей компетенции».

- Помолиться вместе хочется! – раздался женский голос, вызвавший добрый смех в зале.

- Помолиться – это хорошо. Апостол Павел заповедовал нам непрестанно молиться. Сейчас вечерний круг возьмем, потом дальше… только я сидя буду.

- Вы много говорите о детях, которые остались без отцов, их матери в одиночку воспитывают своего ребёнка. Но почему-то у вас не звучит причина возникновения такого явления, а она – в том, у нас осталось мало мужчин.

- Почему не звучит? Звучит. Вы откройте блог «Дмитрий Смирнов. ру». Там объем – десять лет непрерывного звучания... Во-первых, посмотрим на нашу Церковь. Все мужчины – в мечети. Во-вторых, женщины, в основном, – одинокие, даже те, у которых есть дети. Девяносто процентов мужчин бросают своих детей и не платят алименты. И потом новая зараза возникла – так называемый гражданский брак, хотя это никакой не брак, а просто реализация инстинкта. И поэтому большинство мужчин в нашей стране воспитываются исключительно женщинами – мамой, бабушкой, учительницей в школе, воспитательницей в детском саду. Они мужчинами не могут вырасти. Это такое бабьё – армии боятся, драться не умеют, работать не хотят. Кушают кашку, всё время кушают. У нас в Москве, в храмах, мода: мужчины ходят в коротких штанишках. Не могут даже брюки носить. И причина – малодетность. Чтобы воспитать нормального мужчину, надо родить пятерых. Тогда в семье будет конкурентная борьба, дети будут способны к выживанию. А пока будет по одному ребёнку, мы будем пропадать. Я занимаюсь проблемой семейной жизни уже тридцать лет. Все причины установил, могу все перечислить.

С чего бы я начал менять ситуацию? С того, что в каждом губернском городе создал бы кадетский корпус и собрал всю безотцовщину. Набрал бы хороших молодых офицеров, дал бы им хорошее жалованье, чтобы они заменили беглых отцов. А этих отцов через службу судебных приставов так бы прижал, чтобы они с утра до вечера работали на алименты. И, конечно, в школе надо сделать так, чтобы среди педагогов было не меньше сорока процентов мужчин, потому что женщина к педагогике не очень склонна. В детском саду – да, а в школах должны быть мужчины. Потом для юноши, если он здоров, – обязательно армия как школа жизни. Тогда решилась бы ещё одна проблема: наши прекрасные невесты, а они у нас самые прекрасные на свете, нашли бы себе женихов. Но с условием: рожать не меньше пяти детей. И мы бы стали самым могучим народом Европы, с нами никто ничего не смог бы сделать.

- Можно ли девушке познакомиться на сайте знакомств?

- Можно! Разрешаю! (Смех в зале). Но надо, чтобы какой-то батюшка контролировал. А то девушки – такие существа увлекающиеся. Два дня знает, а уже: «Люблю!». Ко всему нужен спокойный научный подход.

- Как вы относитесь к цифровизации школ?

- Если один словом, то отрицательно, потому что это ведёт к отуплению. Эта мелькающая информация не даёт ничему застревать в голове, поэтому о чём бы ни спросил у современных детей, они не знают ничего – ни астрономии, ни алгебры, ни геометрии, ни истории, ни поэзии, ни прозы. Не знаю, что они 11 лет будут делать в школе, по-моему, это – пустая трата времени. Я стал сторонником домашнего образования. У нас есть группа энтузиастов, которые взяли эту идею и идут в этом направлении – чтобы создать другой мир. У меня есть приятель отец Андрей. У него двое старших детей окончили по два вуза благодаря тому, что мама занималась с ними дома. Они получают огромный объём знаний в течение года и одновременно учатся в двух вузах. Вот что я думаю по поводу цифровой школы.

- На что обратить внимание при воспитании дочери?

- На дочь. Это внимание должно быть неусыпное, нужно изучить и сердце её, и ум, и склонности. И вообще, всем процессом нужно управлять. Воспитывать дочь должен папа. А вас – муж. Нужно подключать отцов к воспитанию детей.

- Если из молодых парней некого выбирать – много нерешительных, слабых, с кем тогда встречаться?

- Ни с кем! Нужно молиться, чтобы Бог послал. Если человек будет молиться, неужели Господь оставит такую молитву? Говори Богу: «Господи, я хочу семью нормальную, чтобы деток было много. Сколько Ты мне дашь, всех рожу!»

- Ваше отношение к протестантам?

- У меня христианское отношение не только к протестантам, но и к буддистам, и к мусульманам. Когда я появляюсь в каком-то аэропорту, меня окружают мусульмане. Все хотят со мной сфотографироваться. Говорят: «Вы так любите мусульман! Дайте я с Вами сфотографируюсь, жене покажу, а то она не поверит, что я Вас держал за руку». Я ко всем отношусь по-христиански. Помню, лет тридцать назад я выступал по телевидению с одним немецким пастором. Он – специалист по православному богослужению – литургике. Мы с ним поговорили как два любителя православного богослужения, и я его спрашиваю: «А что вам мешает в Православие перейти?». Он говорит: «У меня же паства, она меня не поймёт. Я все-таки немец. А нет ничего краше православно богослужения!». Так что у нас с протестантами издревле был общий язык. Кроме сектантов – с ними надо держать ухо востро.

- На что нам как будущим пастырям стоит обратить особое внимание? - задал батюшке вопрос от лица семинаристов студент Томской духовной семинарии, которого вместе с другими певчими отец Дмитрий поблагодарил, похвалив: «Вы сегодня так хорошо пели!».

- Самое главное – чтобы ум плавал в Священном Писании. Его нужно знать практически наизусть. Это источник нашей веры, наша опора. Как Христос сказал, «Исследуйте Писания, ибо они… свидетельствуют обо Мне».

- Почему в храмах используют вредные парафиновые свечки? Нехватка воска?

- Нет, не поэтому. Просто автор записки об этом не позаботился. Чем отличается англичанин от русского? Если у англичанина прохудилась крыша, он берёт лестницу и чинит её. А русский? Русский пишет письмо Путину (дружный смех). Ты возьми сделай пасеку, полторы тысячи семей, добывай воск, мёд продавай, делай свечи и приноси в храм. А то сидят, рассуждают, почему?

- Как вы относитесь к молитвам по соглашению?

- Как заповедовал нам Господь Иисус Христос, «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

- Что Вы думаете о реформировании богослужений и переводе их с церковнославянского на русский язык?

- С ужасом думаю о такой возможности. Никто делать этого не собирается.

- В России есть негативное отношение к президенту Путину и Патриарху Кириллу. В Интернете о них печатают много плохого. Что Вы об этом скажете?

- Скажу одно слово: сплетни (дружные аплодисменты). Откуда рождается сплетня? Это есть форма превозношения. Если Путин плохой, Патриарх плохой, значит, я лучше. И вот смотрит русский человек: страна плохая, президент плохой, Патриарх его церкви плохой. Но в каком народе клянут главу своей религии? Только у нас. Почему? Потому что это мы – советские. Нам всё не так, мы сами ничего не можем, а можем только хаять. И Средства массовой информации у нас такие. Мы всё время хаем кого-то. А мне Путин нравится. А Патриарха я вообще люблю (аплодисменты). Почему я его люблю? А я с ним общаюсь чаще, чем раз в месяц. Я ещё никогда нигде не видел такого человека, который так бы пахал. А ему 72 года. Ему всё интересно, он во всё вникает. У него колоссальный ум. Кто наш Патриарх? Да это – русский гений! А Путин? Ни Америка, ни Израиль ничего не могут с ним сделать. Настоящий мужчина. Таких бы побольше (в зале – дружные аплодисменты).

- Какие надежды на воссоединение с Украиной возлагает Церковь?

- У нас одна Церковь с Украиной. Когда Предстоятелем выбрали владыку Онуфрия, у меня был праздник, потому что это – святой человек. И если в Украине при таком идиотском правительстве выбирают святого человека, значит, Украина жива. Лучше Онуфрия нет никакого – и его выбирают. Я-то его знаю лично уже тридцать лет. А уж как государство? Да как захотят.

- Каким Вы видите будущее Православие в России?

- Вижу белое, сверкающее, блистающее (аплодисменты). Христос придёт на землю…

- Если необдуманно, поспешно дал обет Богу, а потом нарушал его, что делать, и где можно найти молитву всуе клянущихся? Можно употреблять хотя бы немного?

- Вина, что ли? Я вот ни капли не пил уже шесть лет и хорошо себя чувствую. Всем советую. Дело не в обетах, а в том, что каждому человеку дана очень короткая жизнь. Если тратить её на ерунду – вино, гулянки, это бессмысленно. Нашему народу нужны работники. Есть замечательное слово «вкалывать». Вот сейчас мы ехали с батюшкой и видели, как мужик превращает помойку в детскую площадку. Он город Томск превращает в рай. А можно в ботанический сад, зоопарк, картинную галерею, а можно в бассейн. Просто побольше усилий потребуется. Но все сидят, телевизор смотрят. Футбол. Ладно бы сами играли, а то только орать. И потом пьют.

- Мы постоянно слышим: «Изменения к лучшему в стране должны начаться с очищения в Церкви». Что это такое, и каким оно должно быть?

- Очищение – только с покаяния. Покаяние – это и есть очищение, преображение мыслей, поступков, слов, чувств. Христос говорил через апостола Павла: «В вас должны быть те же чувства, что и во Христе Господе нашем». Представляете? Идёт по улице человек, а в нём чувства, как во Христе.

- Как зажечь в ребёнке огонёк веры?

- Нужно, чтобы этот огонёк горел у тебя в сердце.

Записала Ирина Киселёва

Фото: Серафима Кузина, AlisherFoto.