Новости Томской митрополии

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/4164/
2 Мая 2019
Восстановленный образ начала XIX века настоятелю Воскресенского храма и прихода в строящемся микрорайоне Томска иерею Дионисию Мелентьеву передала заведующая отделом реставрации Томского областного художественного музея Е.Б. Гончаренко.

Практически в течение 20 лет сотрудники музея на благотворительных началах восстанавливали эту икону.

В музей вместе с ликом великомученика и целителя Пантелеимона образ Спаса Вседержителя был передан из Воскресенского храма в конце 1990-х годов, когда по просьбе тогдашнего благочинного томских церквей протоиерея Леонида Хараима (в монашестве – архимандрита Силуана) их отдали для реставрации. Как рассказала музейный сотрудник, пока долгие годы образы возвращали к жизни, о них из Церкви как-то никто не вспоминал. Но в канун Пасхи в музей позвонил иерей Дионисий.

Батюшка вспоминает:

- В истории передачи этой иконы виден Божий промысел. Недавно владыка Ростислав благословил оборудование временного храма в новом микрорайоне Северный парк. Он будет находиться в очень удобном для нас помещении, и на Пасху там был совершён пасхальный молебен, куда пришли многие местные жители. Но когда я первый раз зашёл осмотреть это помещение, то увидел перед собой простенок, разделяющий его почти на две половины. Сначала расстроился, а потом понял, что на нём великолепно смотрелась бы большая старинная икона. Подумал, не приобрести ли её нам, чтобы жители Северного парка могли приобщаться к культуре и увидели в Православии ту красоту, старину и гармонию, которая обогащает любого человека. Однако средств на такую икону у нас не хватило бы. И тут мне вспоминается, что искусствовед художественного музея Ирина Александровна Евтихиева как-то обмолвилась, что у них на реставрации давно уже находится икона Спаса Вседержителя. Она там уже долго, потому что сотрудники музея очень заняты, и когда работа закончится, неизвестно. С крохотной надеждой я позвонил Евгении Борисовне, представился и даже не успел спросить про икону, как был огорошен восклицанием: «Наконец-то Вы позвонили! Мы так давно Вас ждали! Икона на 99 процентов готова!». В процессе разговора выяснилось, что икона была готова, оставалось только покрыть её лаком. В Великую Субботу реставратор завершила работу, и теперь мы сможем увидеть икону.

Последние штрихи в работе были нанесены к Пасхе. Показывая икону настоятелю, Евгения Гончаренко сказала, что лики Спаса Вседержителя и великомученика Пантелеимона вместе с коллегами она получила в 1998-м году. Находились они в плохом состоянии, особенно икона святого Пантелеимона. Лик был практически полностью стёрт, поэтому после восстановления специалистами он считается новоделом.

- В «Спасе» стык досок полностью разошёлся и держался сзади на шпонке, было много выбоин, весь лик находился под тёмной олифой, – пояснила Евгения Борисовна. – Состояние доски плачевное, и вначале я сделала техническую реставрацию – склеила доски, убрала олифу. Серебра фактически не осталось: родное серебро сохранилось маленькими участками, и сейчас они видны. Остальное – это тонировка. Икона очень качественная, но она сильно пострадала, как и святой Пантелеимон, потому что раньше, видимо, их протирали мокрой тряпкой.

Несмотря на большую загруженность основной работой, реставратор завершила восстановление обеих икон и призналась, что к «Спасу» «прикипела душой».

- Вся моя работа в музее прошла рядом с этой иконой, – поделилась Евгения Борисовна. – В 96-м году я окончила Ярославское художественное училище, где училась реставрировать иконы. Но когда пришла в музей, мне пришлось переквалифицироваться на масляную живопись, так здесь много работы именно с живописью, хотя восстанавливаем и иконы.

По обеим сторонам образа Господа Вседержителя обновлены также ростовые образы мучениц Иулиании, Аграфены (Агриппины) Римлянины, блаженной Матроны, апостолов Иоанна Богослова и Тимофея. Не все надписи на них видны полностью. Также частично на иконе остались видны залеченные следы прежних ожогов.

По ликам святых можно предположить, что это «семейная» икона, пожертвованная Церкви благотворителем, по просьбе которого мастер-иконописец изобразил святых покровителей всего семейства.

После изготовления киота икона Спаса Вседержителя будет официально передана Томской епархии на праздновании Дней славянской письменности и культуры, а затем найдёт своё место в храме Входа Господня в Иерусалим микрорайона Северный парк.

Фото: Надежда Петрова