Новости Томской митрополии

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/4109/
2 Апреля 2019
31 марта, в Крестопоклонную Неделю, митрополит Ростислав возглавил Божественную литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы д. Лоскутово, а после прочтения Евангелия Его Высокопреосвященство произнёс проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний воскресный день наша Церковь именует Неделей Крестопоклонной. Вчера во всех православных храмах, в том числе и в этом храме, изнесён был из алтаря для нашего поклонения святой Крест.

Почему Церковь в эти дни износит святой Крест и предлагает его нашему поклонению?

Потому что практически половина пути великопостного уже пройдена. Половина пути миновала, и как путник, который отправляется в долгий и тяжёлый путь, нуждается в середине этого пути в привале, в отдыхе, так и Церковь установила для укрепления наших физических и духовных сил в этот день износить для нашего поклонения святой Крест, который является для нас, как духовных путников, тем посохом, на который мы можем опереться в труде великопостном, который мы несём.

Еще во времена Ветхого Завета явлены были многочисленные прообразы силы и действия Святого Животворящего Креста Христова. Уже на первых страницах Библии, когда говорится о том, что Господь сотворил человека и на востоке насадил сад, то посреди этого сада было насаждено древо жизни, вкушая плоды от которого, человек обретал бессмертие. Это древо жизни было прообразом Святого Животворящего Креста Христа Спасителя, которое для нас является тем древом жизни, припадая к которому, каждому из нас даруется спасение.

Вспомним и другие прообразы. Пророк Моисей, когда вывел богоизбранный народ из тяжкого египетского рабства и повел в землю Обетованную, то первой преградой на их пути к земле Обетования было Чермное море, которое не пускало беглецов и было преградой на их пути. Но Моисей, по повелению Божию взявши в руки свои жезл, крестообразно распростер свои руки, прообразуя снова Животворящий Крест Христа Спасителя, сотворил силой Божией великое чудо: море расступилось и пропустило народ избранный вперёд, к земле Обетования.

Когда израильтяне оказались на пути в землю Обетования, их встречало множество преград и препятствий. И одной из важнейших преград были иноплеменники, которые обитали в пустыне, и не хотели пропускать через свои земли беглецов. Такими иноплеменниками были, прежде всего, амаликитяне. Как ни уговаривали их израильтяне, те не хотели пропустить их через свою землю, и поэтому пробиваться пришлось силой оружия. Но сильны были амаликитяне, и слабы силы израильтян. И тогда Моисей, поднявшись на гору и наблюдая за ходом сражения, видел, что амаликитяне начинали побеждать. Но как только он молитвенно поднимал, изображая Крест Христов, руки к Богу, то начинал побеждать народ Божий. Но как руки его ослабевали, он их опускал, то снова побеждали амаликитяне. Тем самым Моисей и здесь знаменовал Святой Животворящий Крест Христов, которым совершал он чудеса и которым низлагал врагов.

Что может быть более отрадным для человека, путешествующего по жаркой безводной пустыне, чем оазис с источником? Сколько скорбей претерпевали израильтяне, страдая от недостатка воды, и как радовались они, когда на горизонте видели сверкающие на солнце водные источники, с какой жаждой они устремлялись к ним для того, чтобы утолить свою жажду. Такими источниками были источники в местечке Мерра. Жаждущие израильтяне, увидев их, устремились к воде, но эта вода была непригодна для питья, «ибо она была горька» (Исх. 15: 23). И тут Господь снова явил через Моисея чудо: «Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою» (Исх. 15: 25). И это древо, брошенное в горечь вод Мерра, также было прообразом Честного и Животворящего Креста, того Животворящего Древа, которое также превращает горечь рабства греху и пороку в сладость сыновства Господу и Богу и Спасителю нашему.

Зная эти и многие другие ветхозаветные прообразы Креста Христова, апостол Павел в одном из своих посланий восклицает: «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6: 14). Апостол Павел не находил другой причины, другого повода хвалиться в этом мире, как только Крестом Христовым. В те времена, когда жил апостол Павел, эти слова казались многим безумными. Ибо хвалиться Крестом Христовым – крест воспринимался как страшное орудие казни, – значило хвалиться смертью, хвалиться виселицей, орудием страданий. Но на самом деле, когда Господь взошёл на Крест, Крест Господа перестал быть страшным орудием пыток, он стал всемирным жертвенником, где была принесена во спасение всего человечества спасительная Жертва Христова. Поэтому и не находил в этом мире ничего другого апостол Павел, чем бы надлежало хвалиться ему, а также каждому христианину, как только Крестом Христа Спасителя.

Поэтому наши благочестивые предки, так же опытно постигшие силу и значение Креста Христова, говорили: «Не мы носим Крест, а Крест носит нас». Когда наши предки бережно и с любовью на груди носили нательный крестик, либо с благоговением на себе изображали крестное знамение во время молитвы, они понимали, что это не они носят на себе Крест, это Крест, как сила всепобеждающая, носит каждого из нас.

Крест Христов – это те крылья, которые дает нам Господь, которые окрыляют нас, укрепляют нас в жизни духовной, да и в жизни земной, ограждая нас от всякого зла, от врагов видимых и невидимых.

Поэтому в середине Великого поста Церковь установила износить для нашего поклонения Крест, чтобы, укрепивши свои силы, дальше нам продолжить великопостный путь, а по большому счету, и путь нашей жизни, путь, который должен быть направлен ко Христу Спасителю, ибо целью жизни каждого христианина является Господь.

Сегодня, в это Крестопоклонное воскресенье, я желаю, чтобы сила Честного Животворящего Креста Господня осенила нас, укрепила нас в немощных наших силах и всегда бы сопутствовала нам на всех путях жизни нашей. Аминь.