Новости Томской митрополии

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/4093/
25 Марта 2019
18 марта в актовом зале Томской духовной семинарии прошла встреча с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом, посвящённая Дню православной книги.

Уже десятый год в нашей стране 14 марта отмечается День православной книги. Этот праздник приурочен к изданию первой русской датированной печатной книги, изданной 1 (14) марта 1564 года в Московском печатном дворе первопечатником, диаконом церкви Николы Гостунского Иваном Фёдоровым, – богослужебного «Апостола». В рамках праздника во всех епархиях Русской Православной Церкви ежегодно проводятся церковно-общественные мероприятия, имеющие просветительское значение.

В Томской епархии главным событием книжного праздника стала встреча с митрополитом Ростиславом, которая собрала в актовом зале Томской духовной семинарии многих любителей книги и интересующихся историей русской книжности. Его Высокопреосвященство очень интересно рассказал об истории русского книгопечатания и об уникальной книжной коллекции музея семинарии, проиллюстрировав свой рассказ фотографиями книжных экспонатов.

В начале вечера владыка Ростислав поздравил всех собравшихся с окончанием 1-й седмицы Великого поста и началом 2-й седмицы, а затем слушатели узнали, что первая русская книга «Апостол» была первой датированной книгой, но ещё ранее, задолго до её издания, в России уже было напечатано 7 книг в так называемой «Анонимной типографии».

До начала книгопечатания на Руси пользовались рукописными книгами, которые чаще всего переписывали монахи и, по словам Владыки, были настоящими «произведениями искусства». Они украшались миниатюрами, красивыми заставками, каждая буква переписчиками тщательно выводилась, особенно первая, заглавная. В коллекции музея Томской духовной семинарии есть несколько рукописных старинных книг, в том числе – Толковая Псалтирь, и каждый желающий может их увидеть, посетив музей.

Как рассказал архипастырь, это были достаточно дорогие книги, так как количество экземпляров было очень ограничено, а также они имели множество ошибок, которые допускали переписчики сами или невольно копировали их друг у друга. В связи с этими обстоятельствами в 1551 году в Москве собрался Стоглавый собор, который поставил задачу исправить ошибки в богослужебных книгах и книгах Священного Писания и организовать работу по наблюдению за предотвращением появления новых неточностей.

Именно поэтому ещё задолго до издания «Апостола» Ивана Фёдорова в Москве начинают выпускаться первые печатные книги. Инициатором создания «Анонимной типографии» стал настоятель Благовещенского собора Кремля протопоп (протоиерей) Сильвестр. Это был очень образованный человек, создатель известной уникальной древнерусской книги «Домострой». Он организовал при соборе уникальные мастерские: иконописную и по переписыванию книг. Первую типографию протопоп Сильвестр устроил у себя дома, выписав печатные станки из-за границы. Его книги получили название «анонимные издания», потому что они не были датированы, не содержали указания на место издания и не имели титульного листа. Как рассказал митрополит Ростислав, о том, что они появились ранее официальной первопечатной книги Ивана Фёдорова можно узнать из их владельческих и из дарственных надписей.

Таким образом, первой русской печатной книгой стало Евангелие, выпущенное в «Анонимной типографии» в 1553 году, которая действовала в течение 15 лет, с 1553 по 1568 годы, и всего выпустила 7 изданий: три вида Евангелия (узкошрифтное, среднешрифтное и широкошрифтное), Триодь Постную и Триодь Цветную, два издания Псалтири с последованиями.

Для многих собравшихся стало открытием, что, по мнению исследователей, диакон Иван Фёдоров принимал участие в работе «Анонимной типографии», где он приобретал опыт и делился своими знаниями, пока в 1563 году царским указом не был назначен главным печатником Московского печатного двора. Так он стал основоположником печатного дела и по благословению митрополита Московского и всея Руси Макария и повелению царя Иоанна Грозного издал первую датированную книгу «Апостол».

– В отличие от анонимных изданий, которые в течение десятилетия появлялись ранее, эта книга была более совершенна. Здесь Иван Фёдоров учёл уже все издательские ошибки, которые были сделаны, – отметил архипастырь.

Тираж «Апостола» составил 1000 экземпляров. Книга оказалась очень востребованной и была очень быстро раскуплена. Затем по благословению митрополита Макария диакон Иван Фёдоров издает «Часослов», после чего он переезжает в Великое княжество Литовское, где продолжает свою издательскую деятельность, открыв в Заблудове ещё одну типографию. Там он издает Евангелие учительное, Псалтирь и другие книги. Потом первопечатник переселяется во Львов, а затем по приглашению князя Константина Константиновича Острожского приезжает в Острог для организации печатного дела, где в 1580-1581 годах он издаёт Острожскую Библию, а также другие книги.

Чтобы напечатать Библию, Ивану Фёдорову понадобился её первоначальный рукописный экземпляр, который ему предоставил сам царь Иоанн Грозный, прислав для работы свой экземпляр так называемой Геннадьевской Библии. Полные рукописные экземпляры Библии появились на Руси только в конце XV века благодаря трудам Новгородского архиепископа Геннадия. Доступ к этим книгам был весьма ограничен из-за малого количества экземпляров.

– Иван Фёдоров организовывает очень серьёзную исследовательскую работу. Он собирает множество рукописных и печатных изданий на греческом языке, который он хорошо знал, на латинском, сирийском и древнееврейском языках. И вот этот текст славянской Библии сверяется с другими авторитетными переводами и все ошибки и разночтения исправляются, – подчеркнул Владыка.

В собрании Томской духовной семинарии, как рассказал митрополит Ростислав, хранится один из самых полных экземпляров Острожской Библии из 400, дошедших до нашего времени.

Уезжая из Москвы, диакон Иван Фёдоров передал типографию своему ученику Андронику Тимофеевичу Невеже, который продолжил его книгопечатное дело, издавая «Апостол», «Псалтирь», «Октоих», «Чиновник архиерейского служения», «Священнический служебник», «Общую Минею» и некоторые другие издания. В музее ТДС хранится один из 1500 уникальных экземпляров «Апостола» Андроника Невежи 1597 года издания. Это первая в истории русского книгопечатания книга, на страницах которой был указан её тираж.

Следующей уникальной книгой, входящей в коллекцию Исторического музея Томской духовной семинарии, является «Пролог» 1648 года издания сестры царя Петра I царицы Софьи Алексеевны. Книга включает в себя жития святых на каждый день года. Митрополит Ростислав поделился со слушателями удивительной историей приобретения этого сокровища и рассказал, что царственная особа взяла эту книгу из библиотеки Новодевичьего монастыря, где пребывала в заточении, и она читала её в своей келье. После смерти царицы Софьи книга перешла во владение её родной сестре Екатерине Алексеевне, а после её кончины продана на торгах. По Божьему промыслу, сменив несколько владельцев, уникальная книга оказалась в музее ТДС, где теперь каждый желающий может её увидеть.

Продолжая рассказ об истории русского книгопечатания, архипастырь поведал слушателям об издании в 1663 году в Москве первой Библии в Московском государстве. Это было переиздание Острожской Библии с исправлением самых заметных ошибок и опечаток. В целях продолжения работы по исправлению ошибок в текстах Священного Писания Пётр I издаёт указ о проведении исследовательской работы. В результате создаётся особая комиссия, используются различные тексты Священного Писания на разных языках и текст Славянской Библии выверяется. Однако после смерти Петра I эта работа немного приостановилась. Она была продолжена при царице Екатерине I и завершена при царице Елизавете Петровне, дочери Екатерины I и Петра I.

В результате серьёзной исследовательской работы в 1751 году в свет выходит исправленное, полностью выверенное по древним текстам полное издание текстов Священного Писания, получившее название «Елизаветинская Библия». Этот текст используется и в настоящее время на церковнославянском языке лишь с небольшими правками. Библия была украшена красивыми заставками, каждая из 77 библейских книг предварялась гравюрой. В музее Томской духовной семинарии также хранится экземпляр этой уникальной книги.

Митрополит Ростислав рассказал слушателям и о других редких книгах, составляющих коллекцию уникальных книжных экспонатов музея ТДС. Среди них «Лествица» прп. Иоанна Лествичника (18 в.), Киево-Печерский Патерик (середина 19 в.), нотные сборники с нотами-крюками и с квадратными нотами-топориками и другие книги.

– Мы видим, с какой любовью к книге относились наши предки... Книги – это наши собеседники… И очень важно знать – кто же наш собеседник? – отметил Его Высокопреосвященство и посоветовал слушателям, что лучше читать православному христианину.

Вслед за известным оптинским старцем преподобным Амвросием, Владыка призвал собравшихся ежедневно читать Священное Писание.

– Почему же так важно читать Священное Писание? Потому что это не просто книга, которая несёт в себе какую-то информацию… Все тексты, все слова и буквы Священного Писания преисполнены особой, духовной, божественной силы. Когда мы читаем Священное Писание, не только питается наш ум, получая новую информацию, но питаются наши душа и сердце. Священное Писание меняет к лучшему нашу жизнь, преображает её, освящает, помогает нам преодолевать наши недостатки и даже справиться с болезнями… Великую силу имеет Слово Божие!

Также архипастырь посоветовал читать святоотеческую литературу: «Лествицу» прп. Иоанна Лествичника, «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, творения святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника. Особое внимание слушателей Владыка обратил на чтение Киево-Печерского Патерика, одной из самых ранних русских книг, появившихся после Крещения Руси, в которой содержатся удивительные и назидательные истории из жизни подвижников Киево-Печерского монастыря.

В завершение встречи Его Высокопреосвященство поблагодарил собравшихся за внимание, пожелал всем достойно пройти поприще Великого поста и каждому, «как мудрой пчеле найти хорошие духовные книжные цветы», с которых всякий соберёт для себя «полезный душеспасительный нектар».

Церковно-исторический музей Томской духовной семинарии открыт каждый воскресный день с 12.00 до 16.00. В будние дни заказать экскурсию можно по телефону: (3822) 51-26-05.