Новости Томской митрополии

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/3982/
30 Января 2019
В рамках XXVII Международных Рождественских чтений в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете г. Москвы состоялась очередная научно-практическая конференция. От Томской епархии в ней участвовала Костюкова Татьяна Анатольевна - профессор, заведующая кафедрой гуманитарных и церковно-практических дисциплин ТДС.

Со всех уголков России на конференцию собрались учёные, руководители образовательных учреждений и педагоги светских и воскресных школ. В ходе мероприятия участниками было заслушано несколько докладов.

Профессор, доктор педагогических наук, декан педагогического факультета ПСТГУ Т. В. Склярова раскрыла в своём докладе специфику изучения православной традиции в современных общеобразовательной и воскресной школах. Своеобразным эпиграфом её выступления стали слова протоиерея Василия Зеньковского: «Традиция – машина борьбы со временем для удержания вечности».

Если в воскресной школе предмет передачи – вероучительная традиция, а цель состоит в интегрировании в церковный уклад, то в светской школе предмет передачи – православная культура, а цель – подготовка к жизни в современном обществе с учётом ценностей и смыслов православной культуры. Автор убедительно раскрыла идею о том, что религиозная педагогика, как наиболее устойчивая по времени из ветвей педагогики, может сориентировать в том, как сохранять и видоизменять процесс передачи сакральной традиции подрастающим поколениям.

Участники конференции смогли также познакомиться с научной школой ещё одного профессора ПСТГУ – С. Ю. Дивногорцевой. Её доклад был посвящён теме разработки методики преподавания православной культуры, что является актуальной педагогической проблемой. Так уж повелось, что в области методики преподавания наиболее распространёнными являются немецкий подход, идущий от Гербарта и Дистервега, в основе которого лежат сухое заучивание и точное, хоть и отвлечённо рассудочное воспроизведение материала, без внимания к чувствам обучающегося, и американский (Дьюи, Килпатрик и др.), ставящий во главу угла «ребенка-солнце», которому всегда должно быть интересно, поэтому его следует увлекать играми, занимательными квестами и другими технологиями, что в случае изучения православной культуры ведёт к её восприятию, как некой музейной ценности, интересной, но мало востребованной в жизни.

Методика преподавания православной культуры – это особое направление педагогики, исследования в области которой должны дать ответ на вопросы: как связать её изучение с актуальными проблемами ребёнка, класса, школы; как обеспечить радостную встречу со Христом; как сформировать готовность к действиям на основе ценностей Православия.

В докладе заведующей кафедрой культуры, искусства и общественных дисциплин Волгоградской государственной академии последипломного образования, доцента Т. А. Затяминой прозвучала тревога по поводу того, что если в начале введения курса ОПК она встречала у преподавателей внутренний трепет, настороженность сделать ошибку, то в последнее время курс рассматривается как рядовой с остальными дисциплинами, не вызывающий особого к нему отношения. Между тем, модель современного урока по основам православной культуры – новая, отличная от моделей уроков физики, истории и других предметов. Она должна, говоря словами русского философа И. Ильина, быть «овнутренной», т. е. духовно окормляющей. Её цель – не столько интеллектуальное развитие, но, прежде всего, она должна быть аптекой души, дающей верный рецепт от преодоления собственных пороков – жадности, зависти, нетерпимости и т. п. Таким образом, специфика модели урока по ОПК – это диалог о насущных проблемах ребёнка.

– В коротком репортаже невозможно осветить все идеи, которыми делились выступающие. Подождём, когда выйдет сборник материалов конференции, чтобы познакомиться с ними более подробно, что будет весьма интересно и полезно разным категориям педагогических работников, – поделилась Татьяна Анатольевна Костюкова.