Новости Томской митрополии

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/3850/
12 Ноября 2018
С 11 по 18 октября 2018 года два студента Томской духовной семинарии – Непомнящих Виктор и Панкратьев Никита - со своим ректором, митрополитом Ростиславом, совершили паломническую поездку на Святую Гору Афон.

XXI век – век скоростей. Ранним утром самолет принял на свой борт паломников в Томске, а через 4 часа они уже были в Москве. Еще три часа пути… И древние Фессалоники, где проповедовал апостол Павел и принял мученическую кончину св. Димитрий Солунский, встречал томичей теплой, солнечной погодой. Пройдя паспортный контроль, путешественники сели в автомобиль, который через полтора часа доставил всех в небольшой город Уранополис. Часто его называют воротами Афона, так как именно отсюда каждый день на Святую Гору отправляется паром с паломниками.

Уранополис — врата Афона

Подкрепившись ужином, все разместились на ночь в скромных гостиничных номерах для отдыха перед важной поездкой на Агион Орос. Рано утром уже все были на ногах. В специальном офисе были получены ранее заказанные диамонитирионы (специальные разрешения на въезд на Святую Гору), с которыми паломники направились на паром «Аксион эстин». Несколько томительных минут ожидания, и паром, рассекая волны Эгейского моря, направился к заветной цели. Пассажиры парома – исключительно мужчины, так как с древних времен на Афоне действует «аватон», запрет на посещение Святой Горы женщинами. Над паромом летали привыкшие к человеку чайки, которые принимали угощение прямо из рук путешественников.

Путь к Афону — на пароме

После полутора часов ходу вдоль пустынного Афонского берега паром сделал остановку у первой пристани-арсаны, принадлежащей одному из 20 святогорских монастырей – Хилендару. Именно в эту сербскую обитель и лежал путь томичей. Туда всех доставил небольшой монастырский автобус.

Хилендар

Виноградная лоза пр. Симеона Мироточивого

При посещении любого афонского монастыря прежде всего богомольцы направляются в архондарик, где до размещения по кельям гостям предлагается скромное угощение: чашка кофе, стакан воды, лукум и уза. Томских паломников встречал один их старейших насельников Хилендара – монах Митрофан. Назидательная беседа с ним оказалась не менее приятной и душеполезной, чем предложенные лакомства.

После поселения в келиях, до вечернего богослужения оставалось много времени. Чтоб провести его с пользой, митрополит Ростислав и студенты ТДС решили посетить еще одну святыню – место первоначальных подвигов преподобного Антония Киево-Печерского. Именно оттуда этим подвижником была принесена на Русь монашеская традиция. Сорок минут пешего пути, подъем на невысокую, но довольно крутую гору… И вот они: церковь преподобного Антония и пещера – место его подвигов. Паломники пропели преподобному величание, приложились к его святой иконе, помолились о своих близких и поспешили назад в Хилендар, чтобы успеть к вечерне.

В пещере преп. антония Печерского

В главном храме Сербского монастыря находится всемирно прославленная икона Пресвятой Богородицы – «Троеручица». Она стоит на игуменском месте, и именно у нее хилендарские монахи берут благословение на все свои послушания. Помолились перед этой святыней и томичи. Кроме иконы Богоматери поклонились и гробнице преподобного Симеона, отца св. Саввы Себского. Из его гробницы растет виноградная лоза, плоды которой, по молитвам святого, помогают бездетным супругам обрести радость отцовства и материнства.

После вечерни в афонских монастырях паломники вместе с монахами разделяют общую трапезу и снова возвращаются в храм, где служится повечерие, во время которого из алтаря выносятся для поклонения монастырские святыни – ковчеги с мощами разных святых. В одном из таких ковчего в Хилендаре была изнесена и часть Древа Креста Господня.

После краткого сна, в три часа утра, богослужение начинается вновь. Служится утреня, часы и Божественная литургия, за которой все смогли причаститься Св. Христовых Таин. После обеда, вновь пообщавшись с отцами Феодосием и Митрофаном, томские паломники продолжили свой путь в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Там ожидалось большое торжество по случаю престольного праздника второго монастырского храма – Покрова Пресвятой Богородицы. Богослужение продолжалось почти всю ночь; на полиелее были возжжены все свечи в паникадилах и, по афонскому обычаю, они раскачивались, придавая богослужению дополнительную торжественность. Во время богослужения для поклонения были изнесены две главных монастырских святыни – ковчеги с главами великомученика и целителя Пантелеимена и преподобного Силуана. По случаю праздника в монастыре молились около 600 паломников, большинство из которых причастились святых Таин. В русской Афонской обители стопы митрополита Ростислава и томских семинаристов пересеклись с епископом Колпашевским и Стрежевским Силуаном, который также в эти дни совершал паломничества на Афонскую гору.

Монастырь великомученика Пантелеимона

Встреча с епископом Силуаном

В русском монастыре после трапезы

В русском монастыре св. Пантелеимона

В русском монастыре семинаристы с ректором также посетили мельницу – место подвигов преподобного Силуана Афонского и монастырскую костницу – место упокоения святогорцев, где пропели заупокойную литию.

Из Русского Пантелеимонова монастыря путь митрополита Ростислава и семинаристов Никиты и Виктора лежал в административный центр Афона – Кариес. Там, в главном храме они приложились к одной из прославленных святынь Афона – иконе Богородицы «Достойно есть». Икона находится в алтаре, на горнем месте, но во внебогослужебное время туда допускают паломников для поклонения. Вознеся молитвы Пресвятой Деве в Её Земном Уделе, томичи отправились в Андреевский скит, где молились за монастырскими службами, приложились к главе апостола Андрея, пообщались с игуменом монастыря архимандритом Ефремом, учеником известного афонского старца Ефрема Аризонского. Между службами была возможность посетить монастырь Кутлумуш, а также пустынную каливу старца Паисия Святогорца в местечке Панагуда.

Андреевский скит

Простившись с гостеприимным Андреевским скитом, томичи отправились в афонский порт Дафнии, откуда на пароме «Агиа Анна» им предлежал путь в горную часть Афона. Судно проплыло мимо величественных монастырей – Симонопетра, Григориата, Дионисиата, Агиа Павла, и остановилось у пристани скита святой Анны. К скиту ведет очень крутой подъем. Многие паломники преодолевают его при помощи мулов, нанять которых можно прямо на пристани. После поселения и ужина, паломники отправились в пустынную келью и церковь известного подвижника 20-го века старца Иосифа Исихаста, Там были вознесены молитвы этому подвижнику и пропето ему величание.

Гора Афон

Подъем к скиту св. Анны

В скиту св. Анны

Отдых в скиту св. Анны

Место подвигов преп. Иосифа Исихаста

В храме пр. Иосифа Исихаста

Пещерная келья пустынника

Афонские мулы

На следующий день, после литургии в скиту св. Анны, где хранится ее стопа и чудотворная икона, началось восхождение на вершину Афонской горы (2033 метра над уровнем моря). Паломники совершают это восхождение , непрестанно повторяя слова молитвы «Богородице Дево, радуйся». Подъем очень крутой и трудный (как и путь духовной жизни каждого христианина). На отметке 1500 м паломников ожидал отдых. На этой высоте находится скит Богородицы «Панагия», где можно набраться сил перед последним, самым крутым подъемом на вершину. Поднявшись на пик Св. Горы и обозрев прекрасные виды Афона с самой вершины, паломники зашли в храм Преображения Господня, который к счастью оказался открытым. Владыка ректор в нем совершил молебен с акафистом Божией Матери на греческом языке, а студенты Томской духовной семинарии и другие паломники пели за этим богослужением. Особо торжественно прозвучало песнопение «Аксион эстин» на греческом языке.

Афонскими тропами

Восхождение на вершину

Всё выше и выше

Отдых. Путь к вершине

Скит Панагия

Скромная трапеза в скиту Панагия

Восхождение

Паломники у храма Преображения на Афоне

В храме Преображения на вершине Афона

Пик Афона

Афонский полуостров с вершины

Обзор с вершины

Паломники

Спустившись снова к «Панагие», в полночь митр. Ростислав совершил Божественную литургию, за которой семинаристы и другие паломники причастились Св. Таин и сразу отправились в обратный путь от вершины к скиту св. Анны.

В это время пришло известие о решении Священного Синода Русской Православной Церкви о прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом из-за его антиканонических деяний на Украине. Паломничество пришлось прервать на день раньше запланированного. Снова паром, минуя ставшие родными монастыри Св. Горы, доставил нас в Уранополис, откуда наш путь лежал в аэропорт Фессалоник и далее – в Москву.

Но на обратном пути, поскольку до самолета оставалось достаточно времени, появилась возможность заехать в женский монастырь в местечке Суроти. Именно там покоятся мощи великого святого наших дней – старца Паисия Святогорца. – Поклонившись его мощам и вознеся ему молитвы, ректор со своими питомцами, направились обратно, на родину, везя с собой в Сибирь не только афонские святыни, но и тихую, благодатную радость, которой Богородица щедро одаривает всех посетителей Своего Удела.