Новости Томской митрополии

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/2513/
29 Сентября 2015
Наместник Богородице-Алексиевского монастыря г. Томска игумен Кирилл (Умрилов) принял участие в конференции «Монашество Святой Руси: от истоков к современности», организованной Синодальным отделом по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви. Представительный форум проходил с 23 по 24 сентября в Покровском ставропигиальном женском монастыре Москвы в рамках празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира.
Открывая конференцию, архиепископ Феогност, возглавивший президиум, передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и призвал быть предельно искренними в обсуждении проблем монашеской жизни.
1. Кандидат исторических наук, профессор Ю.А. Артамонов в докладе «Древнерусское иночество и первые монастыри на Руси» представил исторический взгляд на истоки русского монашества, особо выделив переломный момент в истории древнерусского иночества в середине XI века. В этот период существенно увеличилась численность монашества, возрос его авторитет в обществе. Начавшийся процесс внутренней консолидации иночества привел к возникновению в пределах Древнего Киева целого комплекса монашеских общин, крупнейшей из которых являлась Киево-Печерская лавра.
2. Киево-Печерскому монастырю как колыбели русского монашества и оплоту духовной жизни Святой Руси было посвящено выступление епископа Боярского Феодосия. Докладчик подробно рассмотрел источники, свидетельствующие о том, что монастырь был основан преподобным Антонием по афонскому образцу. Значительная часть доклада была посвящена роли прп. Феодосия Печерского: введение им Студийского общежительного устава стало единственным условием сохранения монашеской общинной жизни и дальнейшего существования Печерской обители.
3. Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий обратил внимание слушателей на то, что на протяжении всей истории монашества от его зарождения до наших дней личность одного человека, преуспевающего в духовной жизни, являлась краеугольным камнем в процессе формирования сильной жизнеспособной монашеской общины. Для подтверждения этой мысли в своем выступлении «Возникновение и учреждение монастыря: способы организации монашеской общины» докладчик привел примеры не только исторические (прп. Сергий Радонежский), но и относящиеся к сравнительно недавнему времени. Епископ Порфирий напомнил об огромной роли в возрождении монашества на греческой земле старцев Иосифа Исихаста и Эмилиана (Вафидиса), а также о неоспоримой силе личности архимандрита Софрония (Сахарова), сформировавшего монашеское братство в Эссексе (Великобритания). Однако ситуация последних десятилетий в нашей Церкви складывается так, что во многих случаях первичным оказывается строительство монастырских стен, а поставленному во главе монашеской общины игумену приходится духовно расти вместе с братией.
4. Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин, отвечая в своем докладе на вопрос, каким должен быть современный монастырь, чтобы стать источником притяжения для мирян и тихой пристанью для монашествующих, подчеркнул, что основополагающий фундамент – это внутренняя духовная жизнь обители. Дополнительные направления – миссионерская, социальная, благотворительная, научная деятельность – могут развиваться лишь по мере духовного развития монастыря.
5. Настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря Москвы игумения Викторина (Перминова) в своем докладе «Важность периода послушнического искуса и формирование у послушников осознанного отношения к монашеской жизни» рассказала, на что необходимо обращать внимание духовному руководителю при приеме в монастырь и воспитании желающих вступить в братство. В настоящее время в обители часто приходят люди, не имеющие базовых представлений о монашестве, и игумен должен понять, с какой целью человек стремится к иночеству и как решает для себя вопросы послушания, отношения к богослужению, духовной брани и пр. Тщательный искус, по мнению иг. Викторины, должен продолжаться не менее двух лет.
6. Доклад архимандрита Елисея, игумена монастыря Симонопетра (Святая гора Афон), «Игумен (настоятель) монастыря: как сочетать духовное водительство и отношения с внешним миром» зачитал эконом монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы в Ормилии, подворья монастыря Симонопетра, архимандрит Серапион. Предметом исследования архимандрита Елисея стала личность игумена, качества, необходимые для несения им духовных обязанностей и выполнения административных функций.
7. Доклад игумении Георгии, настоятельницы Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря (Волгоградская митрополия). Тему своего доклада «Послушание и доверие к игумении как основа духовного преуспеяния сестер» матушка Георгия раскрыла на примере духовного наследия игумении Арсении (Себряковой), воспитанницы схимонахини Ардалионы (Игнатовой). Подвижницы прошлого, наставлениям которых ныне следует обитель, считали, что незаменимым качеством духовного руководителя является долготерпение в любви и смирении, что «игумения должна словно бы переболеть страстями сестер, претерпевая их, пока они откроют ей свои сердца, чтобы она могла бережно, с любовью и многими молитвами вести их ко Христу».
8. Весьма актуальной проблемой является в настоящее время присутствие в монастырях продуктов новейших технологий и, прежде всего, современных средств связи. В докладе, посвященном вопросу соотношения современных технологий и отречения от мира, архиепископ Берлинский и Германский Марк обратил внимание на тот факт, что, как во все времена, так и теперь, монахи пользуются техническими средствами, но в наши дни многократно увеличивается опасность попасть в зависимость от них, утратить душевный мир и молитвенный настрой. Однако, поскольку исполнять целый ряд послушаний сегодня невозможно, в частности, без компьютера, архиепископ Марк предложил ряд практических мер, ограничивающих его негативное влияние на жизнь иноков.
9. Игумен Петр (Мажетов), настоятель Свято-Косьминской мужской пустыни (Екатеринбургская епархия), в своем выступлении осветил тему отношения монахов к родственникам, представив вниманию аудитории богословский, аскетический и экклесиологический аспекты понимания этой проблемы и возможные пути ее разрешения.
10. Архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, в своем докладе «Взаимоотношения между монастырями: значение и формы общения» напомнил собравшимся основы библейско-богословского учения об общении и классифицировал, какие формы общения необходимы монастырям в наше время, какие желательны и какие допустимы.
11. Игумения Феоксения, настоятельница монастыря иконы «Живоносный источник» Хрисопиги в Ханье (о. Крит, Греция), передала участникам конференции благословение Патриарха Константинопольского Варфоломея. В своем выступлении «Исполнение обета отречения от мира в условиях взаимодействия с миром» игумения предложила собравшимся святоотеческий взгляд на кажущееся противоречие, обозначенное в теме доклада. Святые никогда не остаются безучастными к человеческой боли. «Удаляясь от мира, монах должен быть другом каждому человеку, сострадать беде каждого. В этом тайна монашеской жизни», – отметила игумения Феоксения.
12. О том, как найти золотую середину в вопросе духовного образования и внутреннего делания монашествующих, рассказала собравшимся игумения София (Силина), настоятельница Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. В своем выступлении игумения поделилась пониманием того, каким образом должен складываться процесс образования монашествующих. Подлинное постижение богословской науки монахом происходит в результате сочетания интеллектуальной деятельности с очищением сердца от страстей в послушании игумену, в смирении и кротости души. «Отвлеченное рациональное знание, – считает игумения София, – лишается жизненной силы».
В ходе конференции монашествующие имели возможность задавать вопросы докладчикам и обсуждать насущные проблемы монастырской жизни.
По завершении обсуждения докладов работа конференции продолжилась в формате круглых столов, организованных отдельно для игуменов и игумений монастырей, по теме «Отеческое (материнское) отношение к братии (сестрам) и управление монастырем».
Заседание круглого стола для игуменов монастырей возглавил епископ Борисовский и Марьингорский Вениамин.
Вначале был заслушан доклад наместника Псково-Печерского мужского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева), посвященный святым обители и возможности прославления и канонизации старца, Печерского духовника архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Затем участники круглого стола приступили к обсуждению многих актуальных вопросов современной монашеской жизни, важнейшими из которых являются: сочетание игуменом монастыря доверия к братии и контроля над ними; каким образом игумен может оценить свое управление монашеским братством.
Мнения заседавших по данной проблеме разделились: некоторые игумены высказались за систематический контроль над насельниками монастыря в духе Евангельской любви со стороны благочинного обители и специально учиненных братий, поскольку наместник отвечает за вверенных ему чад пред Богом.
Большинство же присутствующих считают, что само понятие «контроль» в узком его понимании как термина административного неприемлемо в данной ситуации: более уместно оперировать понятиями духовный надзор и духовное попечение, пастырское окормление и воспитание, которые предполагают взаимное духовное доверие братии и игумена обители. Предполагается, что в этом случае будет осуществляться духовное возрастание насельников и наместника обители. И, конечно же, личный пример игумена и его молитвенный настрой должны являться духовным ориентиром для братии.
В завершение работы круглого стола участники обменялись впечатлениями о прошедшей конференции и поддержали предложения, внесенные Председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом по совершенствованию проведения монашеских конференций.
Завершая работу конференции, участники выразили глубокую благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение провести данную конференцию.
В форуме приняли участие 9 архиереев, 53 архимандрита и игумена, 73 игумении и 47 монашествующих, 192 участника более чем из 80 епархий Русской Православной Церкви, Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата (Белорусского Экзархата), Православной Церкви Молдовы Московского Патриархата, а также игумены и игумении монастырей Элладской Православной Церкви, Кипрской Православной Церкви, Святой Горы Афон, Русской Православной Церкви Заграницей.