Новости Томской митрополии

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/2249/
2 Февраля 2015
Смоленская икона Божией Матери, один из наиболее почитаемых образов Пресвятой Богородицы на Руси, после двухлетней реставрации возвращается на свое историческое место в кафедральный Успенский собор города Смоленска. Перед возвращением в Смоленск чтимый образ с 1 по 10 февраля будет находиться в Храме Христа Спасителя в Москве.

Историческая справка

Образ является чудотворным списком одной из почитаемых древнейших икон «Одигитрии» Смоленской, которая была перенесена в Смоленск в начале XII века Владимиром Мономахом. По преданию, икона была прислана в 1602 году на освящение новой крепостной стены царем Борисом Годуновым, руководившим строительством в Смоленске, и помещена на башне в нише, над главными городскими воротами.

Башня пострадала при осаде Смоленска войсками Сигизмунда III в 1609 - 1611 гг, однако икона продолжала пребывать на своем месте и после того, как Смоленск оказался в составе Речи Посполитой. После освобождения города в 1654 году царь Алексей Михайлович совершил благодарственную молитву перед иконой «Одигитрии». В 1729 г. к башне пристроили деревянную церковь Рождества Богородицы, где и был помещен «годуновский» список, от которого стали происходить исцеления. В начале XIX века деревянная церковь была заменена каменной и освящена в честь иконы «Одигитрии» Смоленской.

Во время Отечественной войны 1812 года икона была вывезена из Смоленска отступавшими русскими войсками, а накануне Бородинской битвы, по приказу главнокомандующего М.И.Кутузова, ее торжественно, с крестным ходом, проносили перед рядами всей армии вдоль боевой линии Бородинской позиции и отслужили перед образом молебны, на одном из которых присутствовал М.И.Кутузов со всем генеральским составом. 10 (23) ноября 1812 года, после трехмесячного пребывания в русской армии, получивший особое почитание образ был возвращен в Смоленск.

Второй раз икона побывала на Бородинском поле в 100-летний юбилей Отечественной войны в 1912 году, где во время праздничных торжеств перед ней молился император Николай II.

Третий раз она оказалась на Бородино в 2012 году во время торжественных мероприятий празднования 200-летнего юбилея войны с Наполеоном.

Ход реставрационных работ

В октябре 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Смоленская икона Божьей Матери поступила на реставрацию в темперный отдел Института реставрации (ГосНИИР) из Успенского кафедрального собора г. Смоленска.

На реставрацию икона поступила под плотным слоем многочисленных записей и сильно потемневших лаковых плёнок, поверх которых фон был выкрашен грубой серебристой краской. Поэтому по внешнему виду невозможно было составить какое-либо представление о художественных особенностях подлинного древнего изображения на иконе, невозможно было видеть подлинные краски древнего произведения.

Перед реставраторами ГосНИИР были поставлены две ключевые задачи, которые решались с учётом особого статуса иконы, имеющей первостепенное историко–культурное, научное и художественное значение, а также почитающейся как чудотворная святыня Смоленской земли. Во-первых, было необходимо максимально тщательно и чрезвычайно осторожно провести раскрытие иконы от потемневших лаков и позднейших поновлений. Во-вторых, надо было окончательно развеять сомнения о времени появления данной иконы в Смоленске, которое предание связывает с вкладом царя Бориса Годунова.

Уже предварительное обследование памятника (рентгенографирование, съемка в УФ- и ИК-лучах) отразили сложнейшую картину сохранности авторской живописи иконы, наличие многочисленных разновремённых записей и грунтовых чинок. Поэтому на первом расширенном реставрационном Совете (23.11.2012), на котором присутствовали представители всех ведущих реставрационных организаций Москвы, было решено проводить раскрытие всей живописной поверхности произведения с использованием бинокулярного микроскопа. Применение микроскопного контроля позволило работать с микроповерхностью красочного слоя иконы за гранью возможностей обычного человеческого зрения. Этим было обеспечено максимально высокое качество расчистки.

За два полных года реставраторы проделали огромный объём работы, который потребовал значительных усилий и применения всего спектра профессиональных навыков и новейших научно-реставрационных методов. Одновременно на иконе трудились по четыре – пять реставраторов, и, в то же время, их работа была построена по чёткому, предварительно продуманному плану, который был соотнесён с графиком проведения фотофиксаций и приборно-технологических исследований. Реставрационная документация по иконе включает в себя помимо традиционной текстовой части и фотографий общих видов также подробнейшую специальную съёмку (макросъёмку и фотофиксацию микрофрагментов), что позволяет тщательнейшим образом отразить всю сложность проведённых реставрационных процессов.

Особенности авторской живописи

Послойное раскрытие живописи (согласно порядку поновительских слоёв) под микроскопом позволило установить, что сохранившиеся левкас и красочный слой состоят из участков, относящихся к разным временным интервалам. Наиболее древняя часть изображения, соответствующая традиции раннего XVII века, это участки с изображением фона, нимбов, лика Богоматери и правой руки Младенца. Другая, большая по площади часть живописи – изображения одежд и рук Богоматери, одежд и рук Христа – относится, вероятнее всего, к первой трети XVIII столетия. К сожалению, приходится констатировать, что лик Младенца является наиболее поздней чинкой с дописью, относящейся уже к XIX веку.

Авторская живопись лика Богоматери была покрыта тремя слоями сплошных записей, кроме этого на ней насчитывалось еще до пяти чинок и прописей. Фон находился под пятью слоями записей, нимбы под тремя, на одеждах присутствовали один-два поновительских слоя. Раскрытие показало, что икона неоднократно поновлялась (не менее 16 раз), а это свидетельствует о её особом почитании и благоговейном отношении как к чудотворной святыни.

Комплексное приборно-технологическое исследование по разработанной специалистами Института реставрации методике позволило определить материалы всех красочных слоёв и грунтов на иконе, как авторских, так и более поздних поновительских. А, главное, в ходе этого исследования удалось выявить материалы и особенности техники письма подлинных участков изображения, которые хронологически совпали с началом XVII столетия. Это обстоятельство свидетельствует, что перед нами список Смоленского образа, который оказался в Смоленске в начале XVII в. Следовательно, икона, с большой долей вероятности, может рассматриваться как вклад 1602 года царя Бориса Годунова.

В ходе проведенных восстановительных работ была проведена такжеи полная реставрация оклада иконы, который был создан на пожертвования верующих в 50-е годы XX века. Оклад серебряный, позолоченный, весом 25 кг, в настоящий момент смонтирован на специальный щит.

Источник: Синодальный информационный отдел Московского Патриархата