Новости Тобольско-Тюменской епархии

11 Ноября 2014

20 октября 2014 г.

Всечестные отцы, братия и сестры, уважаемые участники Филофеевских образовательных чтений! Проходящие в этом году образовательные чтения посвящены жизни и деятельности равноапостольного князя Владимира, тысячелетие со дня кончины, которого будет отмечаться в 2015 году. Святой князь Владимир, креститель Руси – это особо значимая фигура российской истории, фактически направившая вектор ее развития на все последующее время. Если мы обратимся к истории, то увидим, что это был сильный правитель, умелый воин и политик, стремившийся к объединению славянских племен. Он хорошо понимал, что главной скрепой общественных отношений является религия и пытался первоначально использовать языческие культы, приказав воздвигнуть в княжеской столице капище с шестью главными идолами славянских племун. Князь вскоре понял всю тщетность задуманного, поскольку разнородное язычество, являясь религией отдельных племен, не могло объединить духовно разобщенные народы, не могло заложить никаких духовных основ будущей общей русской цивилизации. Кроме того, язычество не давало высшего смысла человеческой жизни. Князь Владимир, будучи человеком умным и проницательным, задумывался и о глубинных вопросах веры и Богопознания, в этом раскрывается его не только политический, но и духовный смысл в принятии христианства. Этим выбором определилась будущая цивилизационная стратегия Руси.

Ко двору князя приглашались проповедники ислама, иудаизма, западного латинского христианства, но Владимир после беседы с греческими богословами остановился на Православии. Он направил своих послов на месте увидеть, как чтут Бога в разных религиозных традициях. Когда возвратились послы из Константинополя, они рассказали своему князю о красоте православного Богослужения в Софийском соборе. «От восторга мы даже не знали, где были, на небе или на земле», - сказали послы.

Согласно летописи, в 987 году князь Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому». В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра вышла за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Владимир вместе со своей дружиной прошел обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев, где сразу же повелел опрокинуть языческие идолы. В Киеве крещение народа прошло мирно, в то время как в Новгороде, где сильны были позиции языческих волхвов, настраивавших жителей против решения высшей власти произошли беспорядки, но постепенно и там дух противления был преодолен умелыми решительными мерами князя.

Времена великого князя Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с принятием христианства. «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», - говорит летописец. Учителями выступали не только византийцы, но и болгары, в том числе учившиеся на Афоне. Через поколение на Руси выросли уже свои замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Илларион, автор слова «О законе и благодати».

При князе Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси, хотя первые сохранившиеся постройки относятся ко времени его сына Ярослава Мудрого. Заложены города Владимир-на-Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.) и многие другие.

Жителей столицы – Киева – князь Владимир щедро угощал на пирах каждое воскресенье, даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питье для немощных и больных. Летописец отмечает: «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной или нищий, не могущий ходить?» И тем раздавать все, что им нужно». Таким образом, мы видим первые примеры социального служения на Руси, христианской благотворительности и милосердия. Особое внимание князь оказывал дружине, с которой советовался о делах государственных и военных. Дружина была его социальной опорой. Все законы князь Владимир принимал при согласовании со своим советом, который состоял из его дружины (военных начальников) и старейшин, представителей разных городов. Званы были вместе с боярами и посадниками и «старейшины по всем градом». Большие города были устроены по-военному, образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей, которая подразделялась на сотни и десятки.

Князь Владимир повелел составить «Церковный устав», определяющий компетенцию церковного суда. Церковь стала на Руси духовной опорой, скреплявшей прежде разрозненные славянские племена и роды вокруг харизматической фигуры великого князя.

Сделанный князем Владимиром выбор православной христианской веры и крещение подвластных ему народов означали появление в стране объединяющей всех духовной силы, имеющей нравственные ценностные ориентиры. Барьеры между разными племенами, начали растворяться и исчезать. Именно православная вера стала живоносным источником православной культуры, и в рамках одной княжеской властной вертикали интегрировала множество родов и племен в общность – единый русский народ. Веровать в Иисуса Христа Сына Божьего и признавать власть русского князя было достаточно, чтобы стать русским. Это и было начало Русского мира. Православная традиция стала стержнем русского народа и русского общества, которое вдохновлялось и освящалось идеалами Святой Руси.

По словам Святейшего Патриарха Кирилла: «Хранение этого цивилизационного стержня нашего народа, православной веры, было делом непростым. В какой-то момент нашей истории случилось так, что именно этот стержень стал восприниматься внешними противниками Руси как опасное для них явление, которое нужно либо уничтожить, либо переформатировать под свои собственные стандарты. Мы знаем, что и в сражениях, которые вел Александр Невский, и в Куликовской битве, и во многих других войнах усилия нашего народа были направлены на то, чтобы защитить этот мировоззренческий стержень. И произносили слова «за веру, царя и Отечество», поставляя веру на первое место, потому что если она будет разрушена – и царь не устоит, и Отечество будет разрушено и, если не физически, то духовно, потеряет свой суверенитет». Сознавая это наши благочестивые предки хранили веру, обретенную ими во времена князя Владимира, на всем историческом пути.

Особым образом это отразилось на процессе освоения Сибири. В 1581 году отряд казаков под началом Ермака покорил Сибирское ханство, и уже спустя 60 лет русские первопроходцы вышли на берег Охотского моря, пройдя всю Сибирь от Урала до Тихого океана. Этому успеху способствовало распространение Православия на Сибирской земле. Был избран путь духовного просвещения местных народов и приобщения их к христианским нравственным ценностям. Ко времени прихода русских в Сибирь здесь проживало примерно 220 тысяч человек коренного населения. Ни один народ, проживавший на территории Сибири и Дальнего Востока, не исчез и не был изгнан или загнан в резервации, не было и насильственной колонизации в западном понимании освоения земель. Для сравнения − европейцам понадобилось 350 лет, чтобы освоить Северную Америку от Атлантического до Тихого океана. Освоение сопровождалось католическими и протестантскими миссионерами. При этом мы знаем сколь трагична участь коренного населения Северной Америки, многие из которых не только утратили свою культуру, но и полностью прекратили свое существование.

Царь Михаил Федорович и Патриарх Московский Филарет, сознавая значимость распространения Православия среди коренных народов и ставя задачу исправления нравов первых русских поселенцев, в 1620 году учредили в городе Тобольске первую Сибирскую епархию, границы которой простирались от Урала до Тихого океана.

В 1701 году царь Петр I издал указ об открытии в Тобольске первого учебного заведения в Сибири. Указом предписывалось: «В Тобольске… открыть училище… народ учить и многочисленных в Сибири иноземцев, …приводить в познание истинныя веры, …и потому…искать расширения до самого государства Китайского…». Из этого указа видно, что перед Церковью ставилась задача государственного значения. Во исполнение Царского указа в 1703 году в Тобольске было открыто духовное училище, на базе которого в 1743 году была открыта Тобольская духовная семинария. Семинария стала родоначальницей большинства духовных и светских учебных заведений в Сибири. Именно ее выпускники впоследствии составили основу преподавательских кадров открываемых вузов, училищ и гимназий.

В начале XVIII века важнейшим событием, способствовавшим широкому распространению Православия среди местных народов, стала подвижническая деятельность митрополитов Тобольских Филофея (Лещинского) и Иоанна (Максимовича). Уже тогда было начато строительство церквей и часовен, вокруг которых вырастали села, открывались церковноприходские школы, где велось просвещение на местных языках.

В XIX веке миссионерская деятельность расширилась. Среди нескольких просветительских центров следует особо отметить миссию среди ненцев на крайнем севере Тобольской губернии в Обдорске, ныне это город Салехард. Усилиями духовенства было положено начало разработки алфавита, письменности и перевода книг для хантов и ненцев. Сегодня важно осознать, что все это стало возможным благодаря сделанному выбору святого равноапостольного благоверного Великого князя Владимира.

Трагические события 1917 года в России прервали спокойное и стабильное развитие русской цивилизации и культуры. Нашему народу был жестоко навязан мираж коммунизма и в погоне за ним одержимые люди явились разрушителями святынь и православной культурной идентичности, гонителями веры Христовой. Однако наш народ нашел в себе силы постепенно выйти из плена утопии и вернуться к своей культуре и вере после более чем семидесятилетнего духовного пленения. Началось возрождение Православия в России в целом и в нашем Сибирском крае. Возрождение Русской Православной Церкви началось в трудных условиях. Власти стали возвращать храмы и монастыри, к тому времени находившихся в сильно разрушенном состоянии. Достаточных для восстановления средств не было. В Церкви не хватало образованного духовенства, но Господь помогал. В конце 1989 года была возрождена Тобольская духовная семинария, в январе следующего года – Тобольская Епархия.

Нужно сказать, что время после перестройки принесло стране с одной стороны – духовное раскрепощение от государственного атеизма, а с другой стороны – невиданную ранее пропаганду и легализацию жестокости, насилия и безнравственности. Возник соблазн общества потребления, когда отсутствуют духовные и мировоззренческие запросы, человек не осознают себя личностью, а только биологическим индивидуумом, а все сводится к одной мысли, что деньги, материальное богатство решает все. Это также вызов против тысячелетней русской цивилизации, сформированной на ценностях Православия, традиционной культуры нашего народа.

Чтобы преодолеть этот соблазн, необходимо понять, что деньги и другие материальные блага сами по себе не могут сделать человека счастливым. Господь наш Иисус Христос предостерегает: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12, 15). Погоня за деньгами, прибылью во что бы то ни стало, пагубно отражается на духовном состоянии человека и часто способна привести к полной деградации личности. Однако в Священном Писании нет осуждения богатства как такового, осуждается лишь всецелая надежда на богатство, пристрастие к нему своими мыслями и всей душой. Состоятельными людьми были Авраам, ветхозаветные патриархи, праведный Иов, а также Никодим и Иосиф Аримафейский – ученики Христа. Поэтому Православная Церковь призывает людей воспринимать деньги и прочие материальные блага как дар Божий, данный для использования во благо себе и ближним. Напротив, греховное отношение к богатству, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми.

Другими соблазнами, уводящими наш народ с его духовного пути являются алкоголизм и наркомания. Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий – это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров, мертвенность души. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию безбожия, за бездуховность, за утрату подлинных нравственных идеалов, и культ материального преуспевания. С каждым годом эти страшные недуги охватывает все больше людей, унося множество жизней. Это особенно опасно, поскольку поражается молодое поколение. Социальное партнерство Церкви и государства в деле противодействия наркомании крайне необходимо.

Отрадно видеть, что сейчас государство и общество все более сознают, что Русская Православная Церковь является их духовной скрепой. Соработничество церковных, общественных и государственных организаций в деле духовно-нравственного воспитания нашего народа, особенно подрастающего поколения, способно взрастить гармоничную личность человека-патриота, гражданина, верного сына своего Отечества. В этом и заключается долгосрочная стратегия социокультурного и цивилизационного развития России в духовном плане, начало которой было положено еще святым равноапостольным князем Владимиром.

Желаю всем участникам Филофеевских образовательных чтений плодотворной научной работы, творческих успехов, всестороннего постижения наших русских культурных и духовных традиций, – на благо нашего Отечества!

Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий,
ректор Тобольской православной духовной семинарии