Новости Тобольско-Тюменской епархии

13 Апреля 2017

13 апреля 2017 г.

Да что он заладил: Христос Воскресе, Христос Воскресе?!. Это он про меня. В смысле, что я заладил. Это было когда я служил еще в поселке Пойковском.

В тот год в храм на Пасху пришло много людей, традиционно — все со своими корзинами, с яствами, чтобы, значит, освятить. А освящали мы только после службы. Так что многим нечасто приходящим в храм людям пришлось томительно ожидать сего момента. Зачем такая долгая служба? Чего это стоящие впереди радуются? Наверное и тот подпитый мужчина — о нем, как о феномене, нуждающемся в осмыслении, говорила потом одна прихожанка — задавался подобными вопросами. А поскольку «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке», то он и высказал все, что думал о происходящем вслух.

Что тут скажешь? В качестве слабого утешения нам, крещеным русским и вообще всем россиянам могу привести одну историю. Как-то в поезде я разговорился с одним достаточно интеллигентным молодым мусульманином-гастарбайтером из Среднеазиатской республики (не помню какой). Разговор был откровенный и неформальный. В какой-то момент я посетовал на то, что крещеных у нас в стране почти 80% населения, а действительно верующих — совсем немного. А он в ответ машет рукой утвердительно, говорит: «И у нас то же самое» — и приводит различные примеры поверхностности религиозной жизни в исламе, традиционного исполнения обрядов, но не более того.

…Так почему же мы столь часто повторяем на Пасху: «Христос Воскресе!» Почему? Потому что Пасха — это центр религиозной жизни христианина. Особенно если этот день является итогом продолжительного добровольно принятого на себя Великого поста.

Бог желает изменить человеческую природу «изнутри», достучаться до сердец человеческих своей любовью и самопожертвованием. Для этого Он воплощается, становится человеком, оставаясь при этом Богом, проходит непростой жизненный путь и умирает в страданиях — как и многие из людей. Однако после этого Он воскресает. Человеческое тело Иисуса Христа восстает от смерти в новом физическом качестве: Он является ученикам и тут же становится невидимым, проходит сквозь стены, однако ест и пьет, давая ученикам прикоснуться к Себе, чтобы убедиться в реальности Своего воскресения.

Конец всякой жизни — смерть. Это единственное, в чем мы можем быть точно уверены, размышляя о своем будущем… Но если мы христиане, то смерть для нас — это хоть и продолжительное, но лишь временное расставание с телом. В конце времен мы обязательно воскреснем, и душа наша вновь соединится с телом. Каким будет это тело? Новым. Есть мнение, что тела усопших восстанут в возрасте Христа (около 33 лет), несмотря на то, сколько лет прожил человек на земле. Смерть — самое страшное, что есть в нашей жизни; поэтому и Пасха, Воскресение Христово — самый главный праздник.

Однако жизнь без пищи невозможна, поэтому в Пасхальный день большое значение в народной традиции уделяется и праздничному столу. Здесь есть место для собственно пасхи — блюда из творожной массы в виде усеченной пирамиды, символизирующей Гроб Господень, где был погребен и где воскрес Спаситель. Кулич — сдобный круглый хлеб, символизирующий пасхальный хлеб «артос» и само хлебное естество, освящаемое в Таинстве Причастия. Крашеное яйцо — воспоминание о чуде, когда белое яйцо покраснело в руках Марии Магдалины во дворце императора Тиберия в знак доказательства воскресения Христова. Пасхальные яства нужны, хорошо поступают те, кто их освящает, помня при этом о главном — о сокровенной сути праздника.

Есть добрая традиция: после Пасхальной ночной службы и после трапезы не ложиться спать, а ждать рассвета, надеясь, что небо не будет пасмурным. В этот день «солнце играет»: глаза без дополнительной защиты могут смотреть на него и видеть необычное явление, как бы «вращение» солнечного диска — мироздание и то торжествует в день Воскресения своего Создателя.

Если Господь хочет дать человеку почувствовать Свое присутствие, показать реальность Своего бытия, коснувшись его души, то Он делает это нередко именно в дни празднования Пасхи. Кому открывает Бог себя? Тому, кто не горд, не озлоблен, борется со своими грехами и искренне молится Ему.

В заключение расскажу одну историю. В 2011 году мне посчастливилось побывать на Святой Земле с группой тюменских паломников. В первый день приезда в Иерусалим (а это был четверг Пасхальной Светлой Седмицы) мы шли по крестному пути Спасителя. Сопровождавшая нас насельница Горненского монастыря монахиня Силуана среди прочих мест повела нас в храм, расположенный на месте дома одного их учеников Христовых — Никодима. А у меня в голове мысли: то ли это место, ведь два тысячелетия прошло, вон и все камни в кладке не такие уж старые… Мы немного подождали, пока позвали священника-грека, и он открыл нам храм. Здесь, пропев «Христос Воскресе», мы приложились к иконам и другим святыням. Я же начал искать в Евангелии беседу Господа с Никодимом. Наконец, не без помощи гостеприимного священника служащего в храме, повествование то было найдено и прочитано в алтаре храма на славянском языке.

В этот день было много и других святых мест. Впечатления начала дня отодвинулись на второй план, вытесненные последующими. Но каково было мое изумление, когда вечером, после возвращения в гостиницу, один из наших паломников, листая случайно попавшийся ему в руки православный журнал прошлых лет, сказал: «Батюшка, а вот тут толкование на сегодняшнее Евангелие, которое мы читали в доме Никодима». В сноске к данному евангельскому тексту было указанно: «рядовое чтения четверга Светлой седмицы»… Как это понимать? Первый раз в жизни (а может и последний) мне довелось быть в Иерусалиме. Совершенно «случайно», не по плану мы зашли в храм, расположенный на месте дома Никодима, и читали там Евангелие, которое положено читать один раз в год именно в этот самый день на службе?!

Для меня это был серьезный урок. Я не знаю, действительно ли на этом месте был дом Никодима или где-то рядом, но я понял, что это не самое главное. Важно то, что все, о чем повествует Евангелие — реальность. Важно то, что Господь слышит наши мысли. Если Он хочет — то может ответить даже на незаданные вопросы.

В некотором смысле мы все подобны апостолу Фоме — наш удел слышать о чудесах и воскресении Христовом из Священного Писания, то есть как бы от других людей. Он тоже слышал свидетельства других апостолов, но боялся, поверив, обмануться, поэтому искал подтверждения — и Господь ему явился. «Блаженны не видевшие и уверовавшие» — сказал Иисус Фоме, имея в виду христиан всех последующих времен. Если мы будем искренни в Богоискании, то и нам Господь может открыть Себя и дать почувствовать Свое присутствие в нашей жизни.

Протоиерей Григорий Мансуров
Председатель издательско-информационного отдела
Тобольской митрополии

По материалам сайта NashGorod.ru