Новости Тобольско-Тюменской епархии

1 Марта 2017

28 февраля 2017 г.

Участники радиоэфира передачи Тобольской митрополии «Светлый час»* от 10 февраля 2017 года, посвященной теме русского старообрядчества, вспоминали, как жили староверы в Сибири. Обсуждали вопросы семейного воспитания внутри старообрядческой общины. В студии - ведущий протоиерей Григорий Мансуров и Евфросиния Лазаревна Семенова, староста храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы п. Московский.

О. Григорий Мансуров: Евфросиния Лазаревна, расскажите, в какой семье Вы выросли?

Евфросиния Лазаревна Семенова: Я родилась в 1950 году в исконно старообрядческой семье. Так получилось, что я воспитывалась и была окружена старообрядцами, жизнь которых прошла еще в дореволюционное время. Год рождения моего отца – 1878. Когда я родилась, отцу был 71 год. Я объясню, почему такая разница в возрасте. У отца была непростая ситуация. Он был женат на Евфросинии Изотиевне. В этом браке у него родилось двое дочерей и четверо сыновей. В начале Великой Отечественной войны на сыновей сразу пришли похоронные извещения. Материнское сердце не вынесло такой утраты, и она скончалась. Отец остался один. Но, тем не менее, одному мужчине жить сложно. Один из моих старших братьев – Иван Лазаревич – присмотрел отцу в жены мою будущую маму. Разница в возрасте у них была 25 лет. Отец был еще крепким и сильным человеком, потому что вел здоровый образ жизни, как все старообрядцы. Поэтому в такие годы воспроизвел меня на свет Божий.

Отец был очень верующим человеком. Вокруг него часто собирались люди еще дореволюционной старообрядческой закалки. Я была свидетелем многих его встреч. По вечерам у нас собиралась община. Встречались в нашем доме примерно раз-два в месяц и обсуждали, обговаривали общие проблемы. Мне тогда было 7-8 лет. В ту пору не было ни телевизоров, ни радио. Будучи любопытным ребенком, я всегда все внимательно слушала.

О.Г.: Часто приходится общаться с людьми, которые вышли из старообрядческих семей, кого-то напутствовать перед уходом в мир иной, исповедовать, причащать. Спрашиваешь, как жили, как пришли к вере? По большому счету – хоть крещенные в церкви, хоть у старообрядцев – все прошли советское время. Этот период оказал свое воздействие на каждую семью. Почти всем пришлось заново обретать веру Христову в 1980-е, 1990-е годы.

И у меня в начале XX века в роду были предки выходцы из старообрядцев, поэтому сегодняшняя тема мне кажется важной. Евфросиния Лазаревна, расскажите о воспитании в вашей семье, какие были порядки – что вам запомнилось?

Е.С.: Я бы хотела рассказать о воспитании подрастающего поколения. У нас в семье была преемственность поколений. И не так, как сейчас: два поколения – родители и дети. А жили вместе бабушки, дедушки, прадедушки, внуки. В основном было три-четыре поколения. Семьи были большими. Хотя дома строились пятистенки, не очень-то большие, но там каждая зона был распределена. Жили очень экономно, все было рассчитано, просчитано. Было все только необходимое, ничего лишнего. В основном все производили своими руками. Умели делать любую работу: рубили дома, пахали, собирали урожай, держали скот, пряли, ткали.

Я не помню, чтобы на меня кричали, может, потому что была самой младшей в семье. Я никогда не слышала, чтобы родители между собой спорили, бранились, говорили плохие слова. Ни разу не видела пьяных. В нашей родне практически никто не курил. Всегда была хорошая, доброжелательная обстановка. Родители меня воспитывали непринужденно, легко, без лишних нотаций. К семейной жизни очень рано готовили, приучали к труду.

Мне было лет 5, когда началась моя подготовка к семейной жизни. Меня готовили к тому, как стать будущей хозяйкой, приучали к целомудрию. Это было очень важно. Вот такой юмористичный пример, который на всю жизнь для меня оказался поучительным. Как-то раз я услышала такую частушку:

Много снега навалило –

Неохота убирать:

Скоро кошечник приедет

Старых дев забирать.

Я задумалась, что это был за «кошечник»? Пришла домой, у мамы спрашиваю, кто он такой, кто такие старые девы. Мама объяснила, что бездомных кошек собирает специальный человек и варит из них мыло. А старых дев тоже на мыло варят. А старые девы – это девочки, которые растут ленивые и ничего не хотят делать, ленятся, ничему не учатся. Потом они вырастают большими, их никто замуж не берет, их и сдают кошечнику на мыло. Тут я серьезно задумалась, не спала две ночи, все думала, как бы мне не стать старой девой, как бы выйти замуж. Значит, надо чему-то учиться. Подхожу к маме и говорю: «Мама, давай меня учи, я ведь не хочу быть старой девой, чтобы меня на мыло варили». Тут же мне мама приготовила прялку, и я в 5 лет уже умела прясть льняные нити. И, конечно, была очень обрадована, когда к нам зашла одна бабушка, у которой было два внука. Она увидела, что я уже пряду, и говорит мне: «Какая ты молодец, уже прядешь, а у меня два внука есть. Как раз тебя в снохи возьмем». У меня была такая радость, гордость, что все же не попаду в число старых дев. Вот такое ненавязчивое воспитание, но оно настолько западает. Оно поучительно для детей, не надо лишних напоминаний. Дети как-то стараются, трудятся, чтобы не быть ленивыми, помогают дома делать уборку, учатся рукоделию.

*Радио «Вера» вещает на частоте 92,4 в Тюмени, а также в других населенных пунктах Тюменской области на иных частотах. Передача «Светлый час» выходит в эфир каждую пятницу с 18 до 19 часов. В это время вы можете позвонить и задать вопрос или принять участие в обсуждении темы по телефону 8 (3452) 796-904. Повтор передачи в это же время по понедельникам.

Открыть файл радиоэфира Вы можете ЗДЕСЬ в Яндекс.Диске

Пресс-служба Тобольской митрополии