Новости Тобольско-Тюменской епархии

2 Марта 2015

16 февраля 2015 г.

2-3 февраля в Москве состоялось Архиерейское Совещание, в котором приняло участие большинство епископов Русской Православной Церкви, которые прибыли из разных стран, с разных континентов. Эти архиереи представляют десятки и сотни миллионов православных христиан, которые принадлежат к сфере канонической ответственности Московского Патриархата.

Совещание открылось обстоятельнейшим докладом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этом докладе очень много было сказано о состоянии Церкви, о том, как развивается ее свидетельство и служение, как сегодня видится перспектива развития этого свидетельства и этого служения.

Конечно, Святейший Патриарх в первую очередь коснулся происходящего на Украине. Это боль многих наших пастырей, монашествующих, мирян и, конечно, это личная боль Святейшего Патриарха, о чем много раз говорил. Вот что было сказано в докладе: «Стремясь положить предел кровопролитию, Русская Православная Церковь неустанно призывала враждующие стороны к мирному диалогу. Однако чаемый мир не может быть устойчивым — я всегда это подчеркиваю, — если не будут устранены основания для проявления несправедливости и дискриминации по языковому, национальному или религиозному принципам».

Много было участников с Украины на этом Архиерейском Соборе. Были и архипастыри, которые служат в юго-восточных областях, там, где сегодня происходит братоубийственная брань, где льется кровь. Архипастыри свидетельствовали своим участием в соборе о церковном единстве, о том, что они чувствуют себя одним Телом Христовым с выходцами из разных стран, относящихся к исторической Руси, к той Руси, которая началась в Киеве в момент ее Крещения равноапостольным князем Владимиром, 1000-летие преставления которого мы в этом году отмечаем.

Много было сказано в докладе Его Святейшества и в дискуссии, которая вокруг доклада развернулась, об устроении приходской жизни, о том, как сегодня должна себя чувствовать православная община в окружении современного мира. Вот что сказал в своем докладе Святейший Патриарх, напомнив слова апостола «будьте… сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры» (1 Петр. 3:8): «Каждый священник, идущий на проповедь, особенно во внешнюю среду, должен твердо помнить эти апостольские слова. Посещая больницы и другие социальные учреждения, тюрьмы, желательно минимизировать неизбежную официальную часть и в первую очередь уделить время непосредственному общению с людьми. Следует встречаться с деятелями искусств, с представителями науки и студенческой корпорации, с рабочими коллективами».

Такая открытость к тем, кто находится рядом с храмом, но не может в него войти, не желает, или не знает как к храму приблизиться, очень сегодня нужна каждой приходской общине. Церковь неотделима от общества. Церковь и общество составляют в большинстве стран нашего канонического пространства одни и те же люди. Об этом нужно помнить сегодня всякому православному христианину. Церковь — это ни в коем случае не гетто, это не нечто отделенное, что всегда вступает с обществом в какие-то отношения напряженного диалога. Это, при всех сложностях, связанных с наличием в обществе самых разных людей, в том числе неверующих и инаковерующих, по большому счету одни и те же люди. Это следует сегодня очень ясно понимать, когда мы выстраиваем наши инициативы в диалоге со светским миром.

Святейший Патриарх сказал в своем докладе об отношениях с общественными организациями: «Основными сферами взаимодействия Церкви и общества являются забота о духовно-нравственном состоянии народа, сохранение и возрождение культурных традиций, патриотическое воспитание, укрепление межнационального и межрелигиозного мира и согласия, нравственная оценка законотворческого процесса, попечение о верующих в условиях непростой экономической и общественной ситуации».

Было сказано особенно об экологической ситуации. Святейший Патриарх напомнил, что «Собор 2013 года выработал Позицию Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии. В связи с этим в прошлом сентябре было принято решение о создании Церковно-общественной природоохранной организации. В условиях повышенного внимания к вопросам экологии видится важной популяризация позиции Церкви в данной области, ее участие в экологических программах, инициирование ею собственных экологических проектов».

Сегодня на основе некоторых рекомендаций светских людей, в частности представителей Министерства природных ресурсов и экологии, Государственной Думы, Совета Федерации, природоохранных светских организаций вырабатываются идеи, касающиеся плана и содержания церковных экологических мероприятий. Всех приглашаю делиться идеями, предлагать свои концепции экологических акций, связанных с благоустройством территории, окружающей храмы и монастыри, связанных с молитвой, с общением, с размышлениями на экологически значимые темы.

Святейший Патриарх отметил: «Церковь активно осуществляет свое служение в самых разных сферах. Отрадно отметить развитие церковно-общественных инициатив, которые в последние годы становятся более заметными и разнообразными, и что весьма важно — более организованными. Возникает все больше мероприятий и проектов просветительской, гражданской, культурной, патриотической направленности. Часть из них реализуется при поддержке государства и негосударственных фондов».

А вот что сказал Святейший Патриарх об отношениях с государственной властью: «Церковь, государство и «мир сей во многом различны. Эти различия обусловлены как приоритетами, так и целями и задачами, стоящими перед ними. Предметом забот государства и большинства общественных объединений является, прежде всего, земное благоустроение, предметом заботы Церкви — спасение людей для жизни вечной. Поскольку Церковь — богочеловеческий организм, она не должна становиться в подчиненное, зависимое от власти или какой-либо общественной группы положение. Равноправное и равносубъектное сотрудничество — вот та модель, которая доказала свою дееспособность и эффективность в отношениях Церкви с общественными объединениями и светской властью.

Однако неправы те, кто пытаются непременно противопоставить Церковь, общество и государство, трактуя принцип светскости как обоснование якобы непримиримого конфликта или радикального разделения. Разумеется, управленческие структуры Церкви и государства не следует объединять; общественные ассоциации также призваны сохранять некую автономию и от государства, и от церковных институтов. Но люди в Церкви, государстве и обществе в значительной мере одни и те же».

Такое единство людей, которые, будучи православными христианами, могут быть и государственными служащими, и членами разных общественных объединений, сегодня все в большей степени ощущается нашим народом. И в этом единстве православные миряне, общаясь в молитве и в действии с иерархами, духовенством, монашествующими, совершают одно общее дело, которое нельзя разделить на собственно церковное и, так сказать, «церковно-светское».

Архиерейское Совещание выработало целый ряд документов. Предложен к принятию Священным Синодом документ «Об участии верных в Евхаристии», одобрено и также предложено Священному Синоду Положение о распределении выпускников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви». О документе, касающемся Евхаристии, мы поговорим отдельно.

В постановлениях, которые каждому христианину стоит внимательно прочесть, говорится многое о вещах, волнующих как епископат, так и клир, и паству нашей Церкви. Процитируем текст об Украине:

«Архиереи, собравшиеся на Совещание, молят Бога ниспослать справедливый мир на землю Украины, остановить на ней трагическое кровопролитие, оградить ее от дальнейших скорбей, а ненавидящих друг друга — привести к покаянию и взаимному прощению.

Участники Совещания выражают поддержку Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию и епископату Украинской Православной Церкви в их трудах по сохранению церковного единства и преодолению раскола. Важным для прекращения нынешнего конфликта видится переход к широкомасштабному диалогу, который позволил бы людям разных политических взглядов и убеждений, культурных и языковых предпочтений вместе определять будущее страны. При этом важно, чтобы никакая из общественных сил не была исключена из процесса принятия решений.

Чада Русской Православной Церкви призываются к молитве о мире и к оказанию посильной помощи невинно пострадавшим в результате вооруженного конфликта. Участники совещания призывают всех, от кого это зависит, немедленно приложить усилия для прекращения кровопролития, уносящего человеческие жизни».

Это второй пункт постановления Совещания, и место его в числе прочих пунктов говорит о том, какое важное значение ситуация на Украине имела не только для дискуссии на этом собрании епископов, но и для всего, что переживали наши верующие люди — архипастыри, пастыри, миряне — в течение последнего года и в течение всего периода, когда так серьезно отзывалась болью ситуация на Украине для каждого из нас.

В документе говорится и следующее: «В современных условиях, когда вере и нравственности бросаются новые вызовы, особо значимым становится свободное соработничество Церкви, государства и общества. Особое внимание стоит уделять гармонизации ценностей веры, нравственности и свободы выбора».

Эти ценности сегодня многие противопоставляют, о чем мы уже приходилось говорить в этой программе. Собрание епископов нашей Церкви очень ясно сказало о том, что эти ценности должны одновременно, в гармонизированном состоянии, утверждаться в нашем обществе.

В 11 пункте постановления говорится, что при выстраивании отношений с государственной властью важно стремиться к согласию и сотрудничеству ради народного блага, одновременно осуществляя пророческую миссию Церкви в духе молитвы царя и пророка Соломона: «Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло» (3 Цар. 3:9)».

Различение добра и зла очень важно для власти, также как и для народа, как и для каждого человека, живущего в контексте государства и общества. Об этом Церковь всегда напоминала и будет напоминать власть имущим. Вот что еще сказано в документе: «В обществе следует вести диалог с любым ближним и дальним, одновременно отвергая попытки извне или изнутри поколебать Церковь как «столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15)».

Церковь остается прежде всего верной Богу, Его вечной истине. В то же время она готова вести диалог с любыми общественными силами, даже с критически настроенными, даже со злонамеренными, одновременно оставаясь непоколебимой в основах своей веры и нравоучения и не уступая попыткам выторговать за какие-то мирские блага отказ от вечной истины ради временных удовольствий, преимуществ и целей.

Архиерейское Совещание особенно подчеркнуло озабоченность распространением неоязыческих культов. В постановлениях сказано, что эта проблема требует особого изучения и выработки общецерковного ответа. Известно, как непроста данная проблема. Она теперь будет серьезно осмыслена и по ней будут даны рекомендации всему общецерковному организму. Было сказано в постановлениях и следующее: «Вызывают глубокую озабоченность участившиеся случаи кощунства и оскорбления того, что свято для последователей различных религий. Приветствуя меры правовой защиты религиозных чувств верующих и почитаемых ими святынь, участники Совещания призывают к уважению этих святынь и чувств в медийной и культурной среде».

Дана оценка и некоторым явлениям в области культуры: «Участники Совещания выражают убежденность в том, что в данной области сегодня особенно требуется различение духов (1 Кор. 12:10), умение отличить прекрасное от безобразного, гармонию от дисгармонии, культуру, возвышающую душу человека, от антикультуры, порабощающей его разрушительным порокам. Серьезную озабоченность вызывает практика финансирования таковой за счет налогоплательщиков, большинство которых не разделяет устремлений ее сторонников. Отдельного церковного анализа требуют молодежные субкультуры, в которых, наряду с искренним творчеством, нередко присутствует культ порока».

Многие вопросы были подняты. Очевидно, что церковная реакция на проблемы, обозначенные в документах Архиерейского Совещания, на вызовы, которые сегодня стоят перед православными христианами, будет углубляться и будет становиться все более продуманной, основанной на серьезном размышлении. Не случайно многие темы, поднятые на Архиерейском Совещании, сначала были обсуждены, и очень эффективно, на пленуме Межсоборного присутсвия.

Будем надеяться, что окружающее нас общество услышит соборный голос Церкви, воспримет его как нечто выражающее не просто гражданскую позицию — а за такой позицией, как мы знаем, всегда или почти всегда стоит некий расчет, некая политическая поза, — а как искреннюю боль, искреннее стремление изменить окружающий мир, свойственное верующим людям.

Патриархия.ru