Новости Смоленской митрополии

Народ – это главное действующее лицо Церкви

19 Апреля 2019

Интервью митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора «Смоленской газете»

Минувший год прошёл для Русской Православной Церкви под знаком 10-летия патриаршества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Для Смоленской митрополии эта дата была особо значимой, ведь именно Смоленщине Его Святейшество посвятил четверть века своего пастырского служения. А потому и традиционную беседу с митрополитом Смоленским и Дорогобужским Исидором мы начали именно с этой темы.

– 1 февраля 2009 года для Русской Православной Церкви стал очень важным днём, поскольку в этот день в храме Христа Спасителя прошла торжественная интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Для Смоленского региона это событие стало двойным праздником, потому что смолянин стал Патриархом, – говорит Владыка Исидор. – За прошедшее десятилетие прошло очень много значимых событий во главе со Святейшим Патриархом Кириллом и под его непосредственным руководством. Эти события, касающиеся не только всей Церкви, но даже епархиальной жизни, причём не только в нашем регионе, но и в иных регионах нашей большой страны, как это ни удивительно, всё равно прошли под пристальным наблюдением Предстоятеля Церкви. Это неимоверно тяжёлый труд – быть в курсе всех событий, даже региональных. Но Патриарх Кирилл изначально поставил перед собой такую задачу, и он её всегда неизменно достигал. И я убеждён, что ему, нашему любимому Патриарху, ещё хватит много сил и лет для того, чтобы, как мы говорим, править словом Христовой истины. События в Смоленской митрополии также всё это время были под неизменным вниманием Святейшего Патриарха Кирилла. За эти десять лет произошли существенные изменения в Церкви. Созданы митрополии, созданы митрополичьи округа, появилось множество архиереев, количество которых стало в несколько крат больше того, что было ранее этих десяти лет. Значительно увеличилось количество храмов и монастырей. Все эти факты, безусловно, свидетельствуют об искреннем желании народа возрождать свою Церковь.

Самое безопасное пространство

– Народа?..

– Я не оговорился, что это желание народа. Потому что народ – это главное действующее лицо Церкви. Не духовенство, которое, безусловно, является неотъемлемой частью Церкви, а именно народ. Именно народ возрождал храмы, народ возрождал монастыри. И кто бы что ни говорил в отношении Патриарха и священноначалия, духовенства о том, что эти годы проведены в каком-то непомерном обогащении, это всё, как нынче принято выражаться, – фейковые сведения, поскольку минувшее десятилетие прошло в невероятных трудах Предстоятеля, всего духовенства и народа Божия. Сделано очень многое. И дай Бог нам всем сделанным мудро воспользоваться, быть достойными преемниками всего того, что сделано.

– Немало делается и по развитию миссионерской роли Церкви…

– Вы правы. Святейший Патриарх обращает большое внимание на развитие миссионерства и катехизаторства. Обращает самое пристальное внимание на работу с молодёжью. Те проекты, которые реализуются несколько последних лет в Смоленской епархии в том числе, как и во всей Русской Церкви, – они направлены на воцерковление молодёжи, на то, чтобы молодых людей, которым незнакомо такое пространство жизни, как Церковь, привести в неё и убедить их в том, что Церковь – это самое безопасное пространство, в котором может жить человек. Это то место, в котором человек полностью раскрывается как личность. Помочь молодым людям в восприятии этой истины – общая задача духовенства и тех людей, граждан нашего Отечества, которые осознают свою ответственность перед Богом и перед Церковью.

Неразрывное единство

– Тема так называемого раскола в Русской Православной Церкви волнует сегодня не только воцерковлённых россиян. Вокруг неё немало спекуляций. Что происходит на самом деле?

– Этот вопрос беспокоит каждого, осознающего себя частью Русской Православной Церкви. Дело в том, и я не буду оригинален, что никакого раскола в Церкви не происходило. Произошла лишь попытка отделить народ Божий во главе с духовенством Украинской Православной Церкви от большей, значительной части Церкви, поскольку Украинская Православная Церковь является частью Русской Православной Церкви. Как нам видится, подобные попытки были всегда, во все времена за более чем две тысячи лет бытия Церкви. Но такого рода искусственные попытки отделить народ от своей Церкви безуспешны. Безуспешны потому, что никакими внешними усилиями невозможно отделить человека от Христа и от Его Святой Церкви. Никакие политические манипуляции, никакие запреты пересечения границ не могут препятствовать тому, чтобы люди осознавали своё единство и пребывали в этом единстве. Если мы обратим внимание на суть проблемы, о которой вы говорите, то Украинская Православная Церковь во главе с блаженнейшим митрополитом Онуфрием не раскалывалась со своей матерью-церковью, с Русской Православной Церковью. Мы находимся в неразрывном единстве – молитвенном, евхаристическом единстве. Мы стараемся по возможности совершать братские поездки друг к другу, находимся в личном контакте. Это неизменно. Сейчас, перед праздником Пасхи, я стараюсь поздравить каждого своего собрата-архиерея Украинской Православной Церкви, направляю им Пасхальные письма. Это – одна из традиций Церкви, которые сформировались за многие столетия. Были разные времена, эпохи, в которые жила Церковь, и были гонения на Церковь в России. О них никогда Церковь не забывает, говоря о том, что врата ада Церковь не одолеют. Это слова Божии, они неизменны. Поэтому так называемый раскол в Русской Церкви – это не совсем точное определение того, что на самом деле произошло. А что касается Предстоятеля Константинопольского патриархата, который во многом пытается инициировать какие-то раскольнические процессы на Украине, то мы надеемся, что в силу нашей братской любви и по нашим молитвам Господь уврачует то недоумение, которое связано с той непоследовательной позицией по ситуации на Украине, которой придерживается Святейший Патриарх Варфоломей. Дай Бог, чтобы это непонимание с его стороны было уврачёвано нашими общими молитвами и нашим общим стремлением к единству, о котором говорят многие предстоятели поместных Церквей, известные богословы, в том числе и греческие богословы, указывая на то, что нынешние попытки вмешательства со стороны Константинопольского патриархата в пределы Русской Православной Церкви не имеют под собой никаких оснований. Дай Бог, чтобы это нестроение было уврачёвано Божией благодатью!

– Вам приходилось бывать на Украине за минувший год. Ваши личные впечатления о настроении народа?

– По поручению Святейшего Патриарха Кирилла я несколько раз бывал в Свято-Троицком Корецком ставропигиальном монастыре, расположенном на Волыни, в городе Корце Ровенской области Украины. И, пересекая границу, с первых метров видел неизменно добродушное, искреннее отношение и к священнослужителям, и ко всем нам, представителям России. Люди, живущие на Украине, – это единый с нами народ. Поэтому думать о том, что народ Украины против народа России, – неправильно. Мы – вместе! Мы, если это касается православных людей, а я надеюсь, что до сих пор большинство украинцев – это православные люди, мы все отмечаем одинаковые церковные праздники, у нас единый Бог, у нас одна вера. Поэтому я думаю, что те украинцы, которые встречают русских на границе и далее, внутри страны, – они с надеждой на изменение политической ситуации смотрят на нас. И так же, как и мы, искренне надеются, что все эти препятствия, связанные с пересечением границ и иным политическим недопониманием, исчезнут. Дай Бог, чтобы так было! Дай Бог, чтобы политики, от которых зависит судьба народа, правильно выстраивали межгосударственные отношения и действовали в первую очередь на благо людей, для которых вопросы веры, вопросы жизни в единой Церкви являются существенными, может быть, даже главными вопросами.

Братские отношения

– Насколько актуальна тема единства веры для нас, смолян, и наших соседей и братьев – белорусов? Что делается Смоленской митрополией для укрепления единства веры православных россиян и белорусов?

– Смоленская область является одной из приграничных с Белоруссией территорий. Поэтому белорусы часто бывают у нас, мы часто бываем в Белоруссии. И это касается в том числе православных людей, которые посещают православные святыни, находящиеся в Белоруссии. Там достаточно много чудотворных списков икон Божией Матери, достаточно много святых мощей. Много событий за минувшие столетия и тысячелетия произошло на территории Белоруссии, которая так же, как и Смоленщина, во многом явилась колыбелью той славянской цивилизации, которая стояла у истоков формирования нашей государственности – русской, белорусской, украинской. Поэтому для нас тема единства с нашим братским белорусским народом так же неизменно важна, как и тема нашего братства с украинским народом. Мы – единый славянский народ, объединённый единой верой христианской. Поэтому, безусловно, и меня как архиерея, и духовенство, и народ, живущий на Смоленщине, беспокоит судьба людей, живущих в Белоруссии. И слава Богу, что на территории Белоруссии делается многое со стороны государственной власти для укрепления Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата. Слава Богу, что строятся православные храмы, организуются многие общественные и научные мероприятия, происходит взаимодействие на межъепархиальном уровне. Одним из видимых знаков, а точнее – связующих моментов тех проектов, которые объединяют белорусов и нас, смолян, я хотел бы открыто и с радостью назвать наш проект, поддержанный белорусскими и нашими русскими архиереями, а также администрациями наших российских регионов и приграничных регионов Республики Беларусь. Он называется «Жемчужное ожерелье Святой Руси». Его главным действующим лицом является студенчество. Молодые люди через посещение наших древних городов, святынь, памятных мест, связанных в том числе и с Великой Отечественной войной, составляют маршрутную карту, описывают своим, молодёжным языком личные впечатления, делятся этими впечатлениями со сверстниками, причём в интерактивном виде на созданном ими сайте этого проекта. Тем самым они привлекают как своих сверстников, так и нас, более старшее поколение, к почитанию исторической памяти, к узнаванию того, что называется Святой Русью. Студенческая молодёжь через этот проект открывает и себе, и всем нам красоту нашей древней культуры, красоту нашей архитектуры и тех памятных мест, которые являются действительно тем ожерельем, теми драгоценными бусинками, которые в совокупности своей и создают так называемое жемчужное ожерелье Святой Руси. И дай Бог, чтобы таких проектов было много! Дай Бог, чтобы они служили укреплению братских связей между нашими народами! Думаю, что и проект «Жемчужное ожерелье Святой Руси», и те крестные ходы, которые неизменно идут к нам каждый год на праздник Одигитрии, и многое-многое другое – всё вместе послужит укреплению и развитию наших братских отношений.

В надежде на добрый исход

– Минувший год показал, что, с одной стороны, есть желание некоторых журналистов и СМИ буквально на все общественные события получать официальные комментарии Церкви, с другой – мы за минувший год не раз были свидетелями вызывавших немалый резонанс в обществе высказываний представителей Церкви о, например, неправославности некоторых фильмов, событий культурной жизни. На благо ли Церкви этот информационный шум?

– Во-первых, я хотел бы надеяться, что источником так называемого информационного шума не является сама Церковь, потому что те высказывания, которые позволяли себе священнослужители и даже иерархия Церкви, представляли собой исключительно частное мнение. Официальную позицию всей Церкви могут излагать только Святейший Патриарх Кирилл, Священный Синод и Собор Русской Православной Церкви. Поэтому есть ли что-либо страшное, вредящее Церкви в высказываниях священнослужителей, о которых вы упомянули? Нет! Эти высказывания – реакция верующего сердца на то искажение исторических фактов, которое навязывается обществу некоторыми деятелями культуры в современном нам секулярном обществе. Обществе, к сожалению, очень далёком от христианских идеалов и принципов. Речь идёт об отступлении от тех нравственных норм, которое, конечно же, не может не вызывать у людей церковных естественную реакцию, желание отреагировать на несправедливость. Упомянутые вами высказывания отдельных церковнослужителей по каким-то конкретным культурным явлениям в нашем обществе как раз и явились той естественной реакцией. Но обратите внимание: священноначалие Церкви во главе с Патриархом в своих официальных документах не старалось реагировать на ситуации, спровоцированные теми или иными общественными или культурными событиями не потому, что у Церкви нет ответа на эти события и поставленные ими вопросы, не потому, что нечего сказать, а потому что, как вы правильно акцентировали внимание, будоражение информационного пространства не принесло пользы ни для Церкви, ни для общества. Церковь не обязывалась ни перед кем быть профессиональными представителями массмедиа, поэтому реагируем, как можем. Не хотелось бы, чтобы официальный голос Церкви реагировал по всяким поводам, спровоцированным со стороны небольшой, но агрессивно настроенной по отношению к Церкви части общества. Поэтому мы иногда и не слышим официальный голос Церкви по каким-то конкретным случаям, происходящим в пространстве культуры, потому что мы надеемся, что по молитвам Церкви и по совести людей, может быть, всё изменится к лучшему. В надежде на добрый исход любого дела Церковь и старается выстраивать свои отношения с таким непростым явлением, как светское общество и современные массмедиа.

О лжи неоязычества

– В последнее время широкое распространение, особенно в молодёжной среде, получило неоязычество. Насколько опасно это явление для духовного здоровья общества, как ему эффективно противостоять?

– Это действительно опасное явление. И не только для нашей культуры. Так называемое неоязычество представляет себя как чисто культурное явление, вводя в заблуждение людей, для которых культура не чужда. Но неоязычество – это лишь реклама, скрывающая фасад гораздо более страшного явления, имя которому – язычество. Слава Богу, наши прославленные предки, стоявшие у истоков русской государственности, на своём личном опыте переживя ужасы открытого язычества, не заретушированного под культурное событие, а в его самом жестоком виде, которое язычество в своей сути и являет, они, слава Богу, отказались от него, понимая, что развитие языческой религиозности ведёт в тупик. Оно не служит консолидации общества. Оно разъединяет, сегрегирует общество на сильных и слабых, на достойных и недостойных, на имеющих право и полностью бесправных. Такая селекция имела явно выраженные проявления в 20–30-е годы прошлого столетия в Германии. То язычество, которое исповедовала верхушка Третьего рейха через явление гитлеризма, обернулось для народов Европы и для народа нашей страны ужасами Второй мировой войны. Православная Церковь всегда объединяет людей. Она всегда мотивирует их не к тому лживому патриотизму, к которому апеллирует неоязычество, а к подлинному патриотизму, к подлинному пониманию Родины и Отечества, к самому глубокому, о котором так ясно и красиво сказали наши русские религиозные философы в конце XIX – начале XX века. То, что мы сейчас видим в неоязычестве как красивое эпатажное культурное явление, является лишь поверхносто-рекламным явлением, в глубине которого находятся очень страшные вещи, о которых нас предупреждали наши святые предшественники. Поэтому Русская Православная Церковь неоднократно возвышала свой голос против увлечения части нашего общества неоязычеством. В том числе и я, обращаясь к смолянам, говорил о пагубности поддержки неоязычества в нашем регионе. Говорил и говорю о том, что это так называемое культурное явление, если ему не противостоять, в скором времени может показать свою подлинную личину, далёкую от тех нравственных принципов, к которым привык и всегда руководствовался наш народ и благодаря которым мы выживали в самых трудных и даже трагических условиях бытия. И, конечно, мы продолжим работу, которая необходима для разъяснения людям, живущим в нашем регионе, того, что не нужно поддерживать проявления языческой культуры, той лживой языческой религиозности, которая прикрывается некоторыми культурно-массовыми мероприятиями, предлагаемыми представителями неоязычества.

Об ответственности за будущее

– В минувшем году Вы подписали соглашение с Росимуществом о передаче Смоленского Свято-Успенского собора в собственность Смоленской епархии. А на днях на встрече в финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата Вы особо отметили объекты культурного наследия, находящиеся в Смоленской епархии и остро нуждающиеся в реставрации и ремонте. О каких памятниках идёт речь в первую очередь?

– Речь идёт о тех религиозных памятниках архитектуры, которые являются неотъемлемой частью нашего города. Один из них – надвратная Одигитриевская церковь, которая примыкает к нашему главному мосту и в которой сейчас располагается часть православной гимназии, где учатся младшие классы. Этот объект, так же, как и вся Смоленская крепостная стена, на которую, слава Богу, выделены средства, тоже нуждается в реставрации. Мой долг – выстраивать взаимоотношения с финансово-хозяйственным управлением Русской Православной Церкви и, напоминая им о наших памятниках, нуждающихся в реставрации, просить через Святейшего Патриарха Кирилла средств у государства на их восстановление. Искренне надеемся, что и надвратная Одигитриевская церковь, и наши действующие уникальные храмы-памятники XII века, и комплекс зданий на Соборном холме – все эти объекты в совокупности смогут получить необходимую государственную поддержку и продолжат украшать наш замечательный город своим церковным великолепием, своим свидетельством о том, какими любящими наш город были наши предшественники в прошедшие столетия, как они любили наш город, как они любили Бога и Православную Церковь, создавая такие прекрасные памятники архитектуры. И дай Бог, чтобы, видя их, мы культурно обогащались, получая правильное воспитание, правильное понимание того, какое прошлое и настоящее у нашего замечательного древнего города. И, безусловно, несли ответственность за будущее и Смоленска, и в целом нашей великой России. Чего я желаю себе и всем смолянам – ответственности за наше будущее.

Только вместе!

– В минувшем году у Смоленской епархии было немало интересных проектов в интернете: начал работать сайт Свято-Успенского собора, развивались православные группы в соцсетях. Насколько успешны эти проекты, есть ли планы по расширению присутствия Церкви в виртуальном пространстве?

– Безусловно, у нас есть определённого рода успехи в этом деле, но, как мне представляется, они незначительны. Конечно, можно было бы сделать что-то большее. Но даже те незначительные успехи, которые появились у нас, – они связаны с той поддержкой, которую оказывают нам неравнодушные люди. И в том числе – с той поддержкой, которую оказывает нам государство в виде федеральных грантов. И Президентских грантов, и грантов Православной инициативы, которые помогают нам привлечь федеральные средства для того, чтобы реализовать тот или иной намеченный нами общественно значимый проект. Поэтому мы продолжим нашу грантовую деятельность, которая в последние годы реализуется у нас очень активно. Мы также ждём активных людей, которые присутствуют в социальных сетях. Мы просим их, предлагаем им присоединяться к нашим православным сообществам. Проблема в том, что нам необходимо интеллектуально наполнять те ресурсы в интернете, которые мы создаём, но у нас не хватает сил для этого. Не хватает, потому что не так много людей готовы оставить своё так называемое мирское поприще и полностью посвятить себя задачам Церкви. Ведь здесь нет того так называемого социального пакета, нет необходимых материальных средств, которые люди получают, работая в миру. Здесь всё намного скромнее. Многие интеллектуальные люди, осознающие себя высококлассными специалистами и вместе с тем ответственно относящиеся к судьбе своей семьи, к материальному её содержанию, не имеют возможности полностью прилагать свои усилия в пространстве церковной деятельности. Для того чтобы они могли это делать, нам нужна поддержка государства. Но, так же, как мы нуждаемся в поддержке государства, мы нуждаемся и в поддержке общества, в поддержке с симпатией относящихся к теме Церкви людей. Людей, небезучастных к тому, что происходит в нашем обществе – секулярном, часто отвергающем те нравственные принципы, хранить которые призвана Церковь. Поэтому я, пользуясь возможностью, через ваше замечательное издание обращаюсь к людям, для которых судьба Отечества, России неразрывно связана с историей Церкви. Я очень надеюсь на их небезразличие, их искреннее желание помочь Церкви, поскольку Церковь – это и есть народ, это и есть все мы вместе – каждый человек, который хочет сделать что-то доброе для окружающих людей, каждый, у которого есть какие-то замечательные мысли и идеи, которые можно было бы реализовать на общее благо, на процветание нашего родного края, нашего Отечества. Церковь – это то пространство, где можно сообща реализовать те или иные конструктивные мысли, идущие на пользу и в целом обществу, и конкретным людям. Я призываю вас, дорогие смоляне, дорогие читатели, к тому, чтобы вместе организовывать нашу социальную помощь обездоленным, организовывать поддержку материнства и детства, возрождение исторических традиций и многое-многое другое. И дай Бог, чтобы наши совместные усилия, а в большей степени – наше неравнодушие к тому, что происходит в нашей стране, к тому, что происходит в нашем обществе, конкретно – в нашем Смоленском регионе, стало тем внутренним мотиватором, который даст нам волю не потерять себя даже в самых непростых жизненных обстоятельствах, творить добрые дела. И, конечно же, прийти в храм. Ибо, ещё раз повторюсь, народ – это главное действующее лицо Церкви. А Церковь – это самое безопасное пространство, в котором может жить человек, то место, в котором он полностью раскрывается как личность.

Фото: Екатерина Дмитракова
Источник: smolgazeta.ru