Новости Смоленской митрополии

Архипастырь совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Георгиевском соборе Ярцева

30 Марта 2019









29 марта 2019 года, в пятницу 3-й седмицы Великого поста, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил Литургию Преждеосвященных Даров, святителя Григория Двоеслова, в Георгиевском соборе города Ярцево.

Перед богослужением состоялось Соборование и Исповедь духовенства благочиния.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Ярцевского церковного округа, настоятель Свято-Георгиевского храма протоиерей Василий Мовчанюк, клирики Ярцевского благочиния, духовенство Свято-Успенского кафедрального собора города Смоленска.

Богослужебные песнопения исполнил приходской хор Георгиевского храма (регент – Анна Руднева).

По окончании Литургии митрополит Исидор совершил панихиду по всем до века скончавшимся православным христианам, а также освятил поминальное коливо.

Высокопреосвященнейший Исидор обратился к участникам богослужения с архипастырским словом.

«В сегодняшнем Священном Писании, которое мы слушали во время Божественной литургии святителя Григория Двоеслова, а точнее, в притчах Соломона, звучали такие слова: “нечестивый погибнет в нечестии своем”.

Что такое честь? Открывая словарь Ожегова или его дореволюционного коллеги, Даля, мы можем прочитать, что честью именуется состояние душа человеческой. А в христианском смысле это понятие восходит к такому документальному человеческому смыслу, который заложен в целомудрии.

Честь – это чистота нашей совести. Совесть невозможно обмануть никакими внешними признаками мнимого благочестия. Святитель Феофан Затворник, толкуя притчи Соломона в сегодняшний день, говорит о том, что, помимо общих болезней, которые сопровождают человеческий род, отличаются еще и болезни, которые сопровождают нас, христиан. Эти болезни связаны с тем, что мы стараемся соблюдать внешнее благочестие, а внутри мы преисполнены всяческих страстей. Как замечает святитель Феофан Затворник, одно дело, когда мы боремся со страстями, и это бывает сплошь и рядом у каждого человека, а другое дело, когда при таком мнимом внешнем благочестии мы не противостоим греху.

Речь идет не только о видимых грехах, таких, как блуд, развращение человеческой души и тела. Но речь идет о более тонких, более изощренных грехах, к которым относится грех гордости и тщеславия. Человек гордый и тщеславный может молиться часами. Он может ничего не вкушать, подогреваемый дьявольским тщеславием того, что он является совершенным постником. Он полностью и добросовестно исполняет церковный устав о вкушении пищи. Он делает положенное количество коленопреклонений, так, что всякий окружающий видит, что это благочестивый человек. Но только Господь и сам человек знают, сколько нечестия хранится в сердце такого человека, сколько духовного развращения, гордости, тщеславия, самомнения преисполняет сердце его, доставляет ему беспокойство. И как только мы чем-либо затронем этого человека, затронем его тщеславие, гордость, как сразу мы можем обнаружить находящиеся в нем страсти, потому что он мгновенно становится вспыльчив, непримирим, мгновенно осуждает окружающих людей. И даже когда мы понимаем, что осуждение – это грех, но все равно осуждаем, то это значит, что в нашем сердце есть гордость, тщеславие, зависть, желание зла окружающим нас людям.

Приближается середина Великого поста. Приближается неумолимо и неуловимо. Мы должны использовать это спасительное время Великого поста для того, чтобы направить наши внутренние духовные силы на противостояние вот таким изощренным грехам, коими являются гордость и тщеславие. Блуд, прелюбодейство, невоздержанность легко побеждаются, потому что они заметны нам и окружающим людям. А такие изощренные грехи, как гордость и тщеславие могут быть даже незаметными, или заметны не всякому человеку. А духовный человек заметит гордость и тщеславие.

Вооружимся против диавола, воюющего против нас. Постараемся избавиться от этих страшных грехов, коими являются гордость и тщеславие, зная, что гордым Бог противится, а смиренным дает благодать. Только через преклонение колен нашего сердца перед Богом, только через испрашивание прощения у Него, только через доброделание окружающим нас людям, а в это доброделание входит прощение обид и напраслин; через прощение долгов должникам нашим мы можем привлечь, как об этом говорит преподобный Паисий Святогорец, благодать в наше сердце.

Постараемся быть усердными делателями в винограднике Христовом. Будем не бесплодно пребывать в дни Великого поста, но так, чтобы приобрести эти совершенные духовные плоды, фундаментом которых является смирение нашего сердца.

Испрашивая прощение друг у друга, желая только добра, отвергаясь всякого зла к окружающим людям, постараемся навыкать духовно к смирению. Пусть Господь, как на прочный фундамент, построит в храме нашей души великий, красивый и прочный дом нашей духовной жизни. Храни вас всех Господь!».

Протоиерей Василий Мовчанюк выразил сыновнюю признательность митрополиту Исидору за радость соборной молитвы, пожелал Его Высокопреосвященству крепости сил и помощи Божией в нелегких архипастырских трудах.

После богослужения для всех участников богослужения состоялась совместная трапеза, во время которой состоялось общение архипастыря с прихожанами храма и верующими города Ярцево. Митрополит Исидор отвечал на вопросы мирян, касающиеся разных тем – и богословских, и личных.