Новости Смоленской митрополии

Круглый стол «Первый опыт преподавания предмета ОДНКНР и ИПКЗС в школах города»

23 Ноября 2018





22 ноября 2018 года на базе МБОУ «СШ №12» города Смоленска состоялся круглый стол «Первый опыт преподавания предмета ОДНКНР и ИПКЗС в школах города». В работе круглого стола приняли участие учителя «Основ духовно-нравственных культур народов России» и «Истории Православной культуры земли Смоленской» школ города Смоленска.

Гостем встречи стал протоиерей Святослав Худовеков, руководитель Школьного сектора Отдела Смоленской епархии по религиозному образованию и катехизации, директор ЧОУ «Смоленская православная гимназия», кандидат богословия.

Модератором работы педагогов выступила Ольга Викторовна Терехина, методист МБУ ДО «ЦДО» города Смоленска, учитель истории и обществознания МБОУ «СШ № 12».

Работа круглого стола была направлена на трансляцию и распространение наиболее успешных педагогических практик реализации урочной и внеурочной деятельности ОДНКНР и ИПКЗС, направленных на духовно-нравственное воспитание обучающихся.

В ходе работы были затронуты следующие проблемные направления профессиональной деятельности педагогов: организация деятельности образовательных учреждений по реализации предметов ИПКЗС и ОДНКНР в соответствии с современными требованиями стандартизации, эффективные технологии и методы, используемые учителями при преподавании предметов духовно-нравственной направленности.

Вначале дали слово молодым педагогам: Владимиру Владимировичу Залесскому, учителю истории МБОУ «СШ № 40», и Оксане Михайловне Новиковой, учителю истории МБОУ «СШ № 23». Выступающими были подняты следующие проблемы: отсутствие мотивации при изучении предмета, зачастую враждебное отношение к предмету; непонимание целей изучения предмета; сложность восприятия библейских текстов; сложность эмоционального настроя на изучение ряда тем; низкий профессионализм в педагогической диагностике метопредметных и личностных результатов обученности учащихся. Все присутствующие с большим интересом восприняли методический приём «Дневник мудрых мыслей», иллюстрирующий важность трактовки записанной цитаты самим учеником, предложенный Оксаной Новиковой.

Интересной методикой использования литературных текстов в учебном курсе «История православной культуры земли Смоленской» поделилась Ольга Петровна Ткачук, учитель русского языка и литературы» МБОУ «Гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского». В своем выступлении она сказала: «Использование литературных текстов позволяет не только познакомиться со смоленскими авторами, но и показать духовно-нравственное начало смоленской литературы. Особенно учащимся интересны произведения, повествующие о событиях, связанных со Смоленском: “Сказание и Борисе и Глебе”, “Житие Авраамия Смоленского”, “Повесть о Меркурии Смоленском”. При изучении жизни Авраамия и Меркурия можно использовать не только древнерусские тексты, но и отрывки из повести Олега Ермакова “Фрески города Гороухщи”. В этой повести причудливо переплетаются прошлое и настоящее, и у учеников есть возможность сравнить, как герои показаны в древнерусской литературе и в современной».

Потенциал литературных текстов и фильмов духовно-нравственной направленности на уроках ОДНКНР представила в своём докладе Валентина Николаевна Милосердная, учитель иностранного языка МБОУ «СШ №24». Валентиной Николаевной был предложен список литературных рассказов Бориса Ганаго, а также видеофильмы, которые помогут детям выстроить отношение к таким этическим категориям как прощение, грех, радость.

Проектной деятельности на уроках ОДНКНР были посвящены выступления педагогов Елены Викторовны Лестевой и Ларисы Юрьевны Картавенковой.

Лариса Юрьевна Картавенкова, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ №7» рассказала о проектах «Икона Божией Матери “Одигитрия”», «Духовные истоки литературы Смоленщины» и «Школа Добра», продуктами которых стали театрализованные представления.

В сообщении «Проектная деятельность на уроках ОДНКНР как средство достижения образовательных результатов» Елена Викторовна Лестева, заместитель директора МБОУ «СШ №35» рассмотрела проектную деятельность на уроках как средство достижения предметных, метопредметных и личностных результатов. Ее выступление познакомило участников круглого стола с методикой долгосрочного индивидуального проекта «Мой альбом» на уроках ОДНКНР.

Представленные варианты исследовательских заданий успешно используются при построении образовательного процесса на других предметах духовно-нравственной направленности, а также могут служить основой для реализации исследовательских проектов, в том числе индивидуальных итоговых проектов в 9-х классах. Участники круглого стола смогли лично познакомиться с работами учеников, рассмотреть интересные работы предыдущих лет.

В мастер-классе «Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности» Татьяны Викторовны Тюриной, учителя МБОУ «СШ №36 им. генерала А.М. Городнянского», участники круглого стола получили возможность подробно ознакомиться с методическими приемами учителя – творческими уроками по декоративно-прикладному искусству во внеурочных и внешкольных занятиях.

На уроках учащиеся могут проявить свою творческую самостоятельность и почувствовать определенную целесообразность создания работ, их связь с историей родного края. Это иконы святых, макеты храмов, керамика, отливки из гипса, мозаика, батик, живопись, рисунок, настенное панно. Конечно, работы детей – это не только технические задания, которые выполнены с помощью различных средств: красок, бисера, мозаики, ткани, гипса, глины, бумаги, природных материалов и т.д., однако эти средства помогают расширять восприятие и возможности детей, вызывают ощущение успешности и уверенности в себе.

Игровая деятельность как мотивационный фактор познавательной деятельности был представлен Еленой Анатольевной Лаврушиной и Валентиной Николаевной Арсентьевой.

Елена Анатольевна Лаврушкина, учитель истории МБОУ «СШ №5» представила вниманию слушателей интеллектуальную игру «Истоки православия» для учащихся 5 классов и игру-путешествие «Нравственные ценности российского народа» как активные формы обучения.

В рамках темы «Игровые технологии на уроках ОДНКНР и ИПКЗС» Валентина Николаевна Арсентьева, заместитель директора МБОУ «СШ №6» представила интеллектуальную игру «Кто я?», в которую предложила поиграть и участникам круглого стола. В увлекательной форме предлагалось угадать такие личности как Меркурий Смоленский, патриарх Гермоген и т.д. Педагогом так же были представлены варианты организации игровой деятельности по патриотическому воспитанию.

По итогам заседания «Круглого стола», учитывая информацию, обозначенную в докладах и презентациях, были предложены направления совместной деятельности и обозначены пути решения и взаимодействия.