Новости Смоленской митрополии

Приветственное слово митрополита Исидора к участникам августовского педагогического совещания

30 Августа 2018

Приветственное слово Высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Смоленского и Дорогобужского, на пленарном заседании областного августовского совещания «Региональная система образования: цифровые и пространственные изменения»

Уважаемый Виктор Дмитриевич,
всечестные отцы, уважаемые участники пленарного заседания
областного августовского педагогического совещания!

Сердечно приветствую всех собравшихся на этом высоком форуме и поздравляю с наступающим Днем знаний!

Важно, что перед началом нового учебного года в Смоленской области все участники образовательного процесса имеют возможность вместе обсудить широкий спектр вопросов организации обучения и воспитания, поговорить о конкретных проблемах и механизмах их решения. Выбранный формат проведения ежегодного регионального августовского педагогического совещания, включающий Виртуальный педагогический совет, форумы пед.работников, совещания в муниципалитетах и школах, позволяет объединить практические усилия государства, педагогического и родительского сообществ, Русской Православной Церкви для решения тех задач образования и воспитания детей и молодежи, перед которыми мы сталкиваемся в условиях стремительно развивающейся науки, технологий, изменений информационного пространства.

Считаю, что тема нынешнего августовского педагогического совещания «Региональная система образования: цифровые и пространственные изменения» очень важна и для общества, и для Церкви. Выбор этой темы свидетельствует о насущной необходимости определения готовности наших управленцев, педагогов, родителей к организации качественный образовательный процесса в условиях цифровой трансформации.

Безусловно, от уровня образования, уровня знаний зависит интенсивность, успешность развития нашего общества и государства. От успешности функционирования системы образования сегодня напрямую зависит то, насколько наши дети смогут в будущем управлять государством, развивать науку, выстраивать общественные отношения, заботиться о благополучии нации.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на проблему, связанную с недостаточным уровнем знаний выпускников наших школ. Речь идет не об отсутствии необходимых знаний, например, по химии или физике. Ребята иногда не знают русского языка, литературы, истории –им не достает тех знаний, которые формируют мировоззрение, позволяют человеку идентифицировать свою национальную, историческую, гражданскую принадлежность, таких знаний, без которых мы не можем говорить и о достаточном уровне духовно-нравственного развития. Например, в Смоленской Православной духовной семинарии мы открыли подготовительное отделение и помогаем тем ребятам, которые хотят учиться в семинарии, достичь того базового уровня знаний по русскому языку, истории, обществознанию, другим предметам, которые позволят им осваивать образовательную программу высшего учебного заведения. Уверен, что преподаватели многих других ВУЗов могут привести множество примеров того, что далеко не все первокурсники, успешно сдавшие выпускные экзамены, способны так же успешно продолжать свое образование уже в стенах высшей школы.

Вопрос о получении качественного образования имеет прямую взаимосвязь с тем вопросом, который мы обсуждаем в рамках сегодняшнего форума. Мы говорим о цифровизации образования, о новой системе получения знаний, о новых способах обучения и воспитания. Ввод электронных дневников, учебников, библиотек, получение и проверка домашних заданий с помощью интернета – все это реалии сегодняшнего дня.

Важно, чтобы за этой модернизацией процесса образования не было упущено самое главное – личность ребенка, не было потеряно бесценное живое общение между учителем и учеником, между сверстниками. Чтобы мы совместными усилиями не допустили превращения школы в «поставщика образовательных услуг», а ребенка – в потребителя этих услуг. Важно, чтобы выпускники наших школ не только овладели навыками работы с тестами ЕГЭ, под «эгидой» подготовки к которому проходит все пребывание ребят в старшей школе, чтобы не просто знали, на каком сайте найти нужные ответы. Важно, чтобы они читали «живые», бумажные книги, слушали классическую музыку, учили наизусть стихи, дискутировали в формате живого, а не виртуального общения, размышляли об истории своей страны, чувствовали свою личную причастность к судьбе этой страны и личную ответственность за ее будущее.

Мы не должны забывать, что внедрение цифровых технологий в образовательный процесс – это всего лишь один из способов получения нашими детьми знаний, но это ни в коем случае не должно стать целью нашей работы. Безусловно, ответы на многие вопросы можно найти и в «Википедии», дети должны знать, как пользоваться современными источниками информации, более того – они должны научиться выбирать источники достоверной информации, должны научиться отличать достоверное от правдоподобного и тем более, лживого. Но сиюминутное получение нужного ответа – это не знание, это всего лишь информация, зачастую не имеющая никакого места в общей системе мировоззрения, миропонимания, той научной картины мира, которая формируется у ребенка. И эта информация будет забыта.

Поэтому мы должны стремиться к сформированию гармоничной личности, обладающей целостной научной картиной мира, базисными знаниями по литературе и искусству, естествознанию, философии истории, русском языку. То есть ребенок должен владеть такой системой базисных знаний, которая будет помогать ему в течение всей жизни – независимо от того, получит он среднее профессиональное образование, решит закончить ВУЗ или трудоустроиться сразу после окончания школы.

И, безусловно, задача школы – это воспитание, воспитание в той системе наших национальных ценностей, которые берут начало в нашей духовной и культурной традиции. Любовь к ближнему, доброта, милосердие и сострадание, неприятие зла и неправды, патриотизм – без воспитания детей в этой системе ценностей невозможно существование сильной нации, народа, который невозможно заставить отречься от своей Родины, которому невозможно навязать чуждые убеждения, которым можно манипулировать.

Уверен, что искреннее, неформализованное обсуждение обозначенных проблем будет способствовать тому, что те возможности, те перспективы, которые предоставляют сегодня современные технологии образования, позволят нам выработать такие механизмы использования этих технологий, используя которые мы вместе сможем достичь главной цели – воспитания достойных граждан России и нашего малого Отечества – Смоленщины.

В преддверии нового учебного года желаю всем работникам системы образования помощи Божией в нелегком, но в высшей степени ответственном труде, добрых плодов этого труда!

Митрополит Смоленский и Дорогобужский ИСИДОР