Новости Смоленской митрополии

Архипастырь возглавил акафист Иисусу Сладчайшему в Соловьиной роще

8 Марта 2018




7 марта 2018 года на территории строящегося храма в честь преподобного Сергия Радонежского в микрорайоне Соловьиная роща был совершен благодарственный молебен с акафистом Иисусу Сладчайшему.

Богослужение совершил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор в сослужении духовенства города Смоленска.

Песнопения исполнил малый Архиерейский хор под руководством регента Елены Фроловой.

Радость молитвы с духовенством разделили жители и гости микрорайона.

По завершении акафистного чтения митрополит Исидор обратился к собравшимся с проповедью.

«Дорогие отцы, братья и сестры! Мы только что с вами слышали акафистное чтение Иисусу Сладчайшему. В этом молитвенном тексте, помимо духовной красоты, которую почерпывает наш слух, мы с вами еще умосозерцали такое явление, как сладость духовная. Что такое духовная сладость? С чем она сравнима? Человеку, который не ведет духовный образ жизни, очень трудно себе представить, что такое сладость духовная. А человек, который старается служить Духу Божьему, и который осознает дух человеческий, находящийся в нем, имеет, пусть и не очень ясное, представление о том, что же такое духовная сладость.

Но всякий человек, осознающий свой грех (или не осознающий даже), может ощущать и осознавать явление, противоположное духовной сладости, — духовную горечь. Горечь греха всем нам хорошо известна. А сладость духовная — только некоторым, это, как правило, святые люди. По слову святого апостола Павла, духовные плоды, — мир, радость, долготерпение и другие добродетели духовные.

Сладость духовная – это способность нашего человеческого духа воспринимать плоды духа. Подобно тому, как мы с вами потребляем фрукты – телесные плоды, так и в духовной жизни есть духовные плоды, которые нам предлагает Господь. Вкушая их, мы ощущаем нашим человеческим духом сладость духовную.

Наше обращение к Богу, к Его Сладчайшему Имени, по слову древних святых отцов, безусловно, вызывает в нашей душе ощущение духовной сладости, потому что нет ничего более приятного для нашего духа, чем обращение к Источнику нашей жизни, Которым является Бог – Господь наш Иисус Христос. И та душа, которая обращается к Богу, безусловно, ликует. Она радуется, созерцает плоды духовные и ощущает сладость.

Все, что я говорю, является лишь умозрительным представлением о том, о чем писали и говорили святые отцы. Ощутить это может каждый из нас, но только обращаясь к духовной жизни, только обращаясь к Богу, только ведя духовный образ жизни. Поэтому многие вопросы духовной жизни, дорогие мои, нам с вами неизвестны. И даже попытка что-то сформулировать – это попытка проникнуть туда, куда наш рациональный ум, как правило, не способен проникать. Это может только лишь наш дух, если мы ведем духовный образ жизни. Акафист Иисусу Сладчайшему является способом нашего духовного созерцания.

Почему, несмотря на то, что продолжается Великий пост, сегодня мы совершили акафист Иисусу Сладчайшему? По нескольким причинам, очень серьезным, как мне представляется. Первая причина – это наши с вами приходские традиции. Вы знаете, что в духовной жизни традиции и правила играют очень важную роль. Традиция акафистного пения у нас была, и я призываю вас к тому, чтобы мы не оставляли эту традицию. Во-вторых, акафист Иисусу Сладчайшему – это молитвословие, которое входит в молитвенное правило ко Святому Причащению. Поэтому акафист Иисусу Сладчайшему каждый христианин читает, в том числе, и в Великий пост, готовясь к Причастию. И если мы читаем этот акафист келейно, то почему бы не почитать его на нашей приходской соборной молитве?

В-третьих, по мысли преподобного Дорофея, преподобного Ефрема Сирина и других духовных подвижников, не должно запрещать то, что ведет нас в Царствие Божие. Поэтому вопреки тому, что нет литургической традиции акафистного пения Великим постом. Но если это пение приближает нас к Богу и ведет в Царствие Небесное, почему мы должны отказываться от него?

Эти три обстоятельства подвигли меня к тому, чтобы продолжить акафистное пения Великим постом, чтобы нам, заменив акафист преподобному Сергию на акафист Иисусу Сладчайшему, достигать нашей цели – нашего с вами духовного роста».

Митрополит Исидор поблагодарил прихожан за совместную молитву и поздравил с днем памяти блаженной Матроны Московской, который Церковь празднует 8 марта.

В этот день архипастырь возглавит Литургию Преждеосвященных Даров в храме святой блаженной Матроны на улице Зои Космодемьянской и совершит Малое освящение храма. Начало богослужения в 9.00.