Новости Смоленской митрополии

Архипастырь возглавил вечерню с чтением акафиста Божией Матери у иконы Одигитрии

6 Сентября 2017




5 сентября 2017 года, во вторник, в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска за вечерним богослужением по традиции был прочитан акафист Пресвятой Богородице ради чудотворной Смоленской иконы «Одигитрия». Богослужение возглавил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Смоленского городского округа протоиерей Павел Петровский клирики кафедрального собора и храмов города Смоленска.

Песнопения богослужения исполнили певчие клироса Свято-Успенского собора, регент – Наталия Налетова.

Прихожане кафедрального храма, смоляне и паломники собрались, чтобы вознести молитвы Царице Небесной, испросить Ее милостивого заступничества и помощи.

Проповедь после акафиста произнес настоятель храма в честь святых апостолов Петра и Павла города Смоленска протоиерей Святослав Худовеков. Священник напомнил молящимся историю возникновения традиции почитания чудотворного образа Божией Матери Одигитрии:

«Мы совершаем акафист во вторник, и может быть, многие не знают, что в древние времена в Византии, где, как мы помним, находился прообраз нашей иконы, от которого она получила свое название – Одигитрия (Одигитрия означает «Путеводительница» – та, кто водит слепых, может дать им возможность пройти, куда они иначе не пройдут), именно во вторник сложилась удивительная традиция ношения иконы Одигитрии по всему городу. По городу Царьграду или Константинополю, как называли его греки, совершалась специальная процессия, в ходе которой эта икона износилась из того места, где она находилась, и проносилась торжественным образом, и множество народа в этот день выбегало из своих домов, молилось перед иконой, прикладывалось к ней, особенно те, кто желал исцелиться от болезней… Надо помнить, что в древности не было больниц, не было современной медицины, и у людей не было иной возможности исцелиться от своих болезней, кроме как приложиться к той святыне, которая в этот момент у них оказывалась. Естественно, что они вкладывали в эту мольбу все, что было возможно. Если они потом исцелялись, то ликовал и тот человек, который исцелялся, и все окружающие его люди. Не стоит удивляться, что эти процессии были шумными, сопровождались восклицаниями в честь Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, простой народ как мог восхвалял Ее.

Когда в свое время учреждался чин акафиста в Смоленске, мы не знаем, знали ли те люди, которые этот чин утверждали, о том, что именно вторник (тот самый день, в который мы с вами его совершаем) у греков в древности считался днем иконы Божией Матери Одигитрии, днем Путеводительницы. А что было в Царьграде, то было во всей Византии, все подражали тому, что было в столице и считали вторник днем Пресвятой Богородицы Одигитрии. Этого нет в церковных правилах, нет в календарях, у нас вторник – это день Иоанна Предтечи, но для греков это было так. Повторюсь, мы не знаем, как утверждался чин акафиста, даже будут споры, в какое время он утверждался, и знали ли те люди, которые утверждали его, о древнем празднестве, которое совершалось у греков, но такое сочетание представляется весьма закономерным, потому что и то и другое дело совершается во славу Божией Матери и непрестанно напоминает нам, славящим Ее, о величии Ее трудов, которые Она совершала в Своей земной жизни, совершает и ныне через Свои образы… <…>

Хорошо бы нам вспомнить и то, что все наши святые, все наши великие подвижники – все оказывались в том или ином смысле связаны с иконой Одигитрии. Все они, молясь перед нею, каким-то образом получали от Нее наставления, указания, вразумления к тем подвигам, которые они совершали в дальнейшем.

Сама икона Одигитрии – не для монашествующих, а для мирян – для жителей крупного города, шумного, где толчея, где гвалт, где происходит много всего не должного с христианской точки зрения, и посреди этого города – икона, и она помогает людям, зашедшим в храм, вспомнить, что для них есть что. <…>

Возблагодарим Божию Матерь и будем помнить, что когда мы посещаем храм сей, когда мы молимся Ей, мы становимся причастны ко всем тем великим деяниям, которые Она совершала в древности, совершает в наше время и будет совершать до конца дней, ибо всегда люди будут нуждаться в Ее помощи…».