Новости Смоленской митрополии

Адрес новости: http://www.smoleparh.ru/News/View/5222
4 Марта 2014
В понедельник первой седмицы Великого поста правящий архиерей епархии епископ Смоленский и Вяземский Исидор совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Свято-Успенском кафедральном соборе. Его Преосвященству сослужили клирики Смоленского городского благочиннического округа.
За богослужением пел архиерейский хор кафедрального собора (регент – Елена Фролова) и хор Смоленского Православного духовного училища (регент – игумения Елисавета (Киселева)).
По окончании богослужения правящий архиерей обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие отцы, братья и сестры, в Нагорной проповеди Господь, обращаясь к Своим ученикам и к нам вместе с ними, говорит о том, что если мы постимся, пусть наше лицо не будет унылым, как это бывает у фарисеев, которые делают мрачными свои лица, чтобы перед людьми показаться постящимися. «Если же вы поститесь, умойте лицо свое, помажьте главу елеем, и тогда Господь, видящий втайне, воздаст вам въяве» (См. Мф. 6:17-18). Пусть эта заповедь, данная всем нам в Нагорной проповеди, будет для нас образцом того, как мы должны себя вести Великим постом. Не с мрачными лицами, не с унынием, а с радостью о том, что мы совершаем дело Божие: постимся, смиряем свою плоть, возносимся духом – все это должно вызывать у нас духовную радость и духовный восторг.
А лицемерие, о котором говорит Господь, мы и так в нашей жизни проявляем часто, относясь к людям не искренно: подобострастно перед начальством и с пренебрежением к людям неимущим и находящимся ниже по социальной лестнице. Мы безумны, если проявляем лицемерие в жизни нашей. И вдвойне безумны, если мы лицемерим перед Богом, перед Сердцеведцем, Который знает подлинно состояние нашего сердца и нашей жизни. Совершая пост, не будем лицемерить перед Богом и постараемся не лицемерить перед людьми, проявляя к ним заботу, и благодаря Бога за то, что тот или иной человек встретился на нашем жизненном пути. По примеру того, как отцы Египетской пустыни, встречая человека, даже самого грешного, совершали перед ним земной поклон, благодаря Бога за великое создание – человека. Пусть для нас святые отцы, подвижники, которые были совершенными в посте, будут примером. Их же молитвами, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас».
Великий покаянный канон прп. Андрея Критского представляет драгоценность литургического богословия Православной Церкви. Проникнутый глубоким чувством покаяния, канон св. Андрея Критского совершенно соответствует духу Великого Поста. В каноне приведены многие события из ветхозаветной и новозаветной истории, от падения праотца Адама до вознесения Господня. Святой Андрей с необыкновенным умением прилагает каждое из событий священной истории к состоянию грешной души, извлекает из сокровищницы Писания сильные побуждения к покаянию и нравственному исправлению.

Заслуживая по своему содержанию, высоте мысли, яркости и образности выражений название великого произведения, канон св. Андрея является великим и по своему объему. Позже, к тропарям св. Андрея, были прибавлены тропари, обращенные к св. Марии Египетской. Во время чтения Великого канона на 5-й неделе Поста в храме читается и житие преподобной Марии Египетской, которая своим великим покаянием служит ярким примером нравственного обновления грешного человека.