Новости Смоленской митрополии

Адрес новости: http://www.smoleparh.ru/News/View/4898
3 Ноября 2013
В день Дмитриевской родительской субботы епископ Смоленский и Вяземский Исидор совершил Божественную литургию и панихиду в храме Новомучеников и Исповедников Российских города Смоленска. Преосвященнейшему настоятелю храма сослужили старший священник церкви Новомучеников Российских иерей Георгий Свитцов, духовенство храма и клирики Свято-Успенского кафедрального собора. За богослужением совершалось сугубое поминовение усопших православных христиан.
Заупокойное поминовение началось с парастаса накануне, в пятницу. В этот день архипастырь возглавил вечернее богослужение в кафедральном Свято-Успенском соборе.
После чтения Евангелия на Божественной литургии епископ Исидор обратился к молящимся со словом проповеди, в котором размышлял о том, что есть смерть для христианина:
«…есть закон жизни и смерти, который бесповоротен для нас, падших людей, – это наша с вами телесная смерть, которая для многих из нас в большинстве случаев является не наказанием, а милостью Божией. Как говорил об этом святой постол Павел: “Желание имею разрешиться от жизни и со Христом быть” (Ср. Флп. 1:23). Для христианина смерть и кончина является радостным событием, он стремится к смерти. Каждый из нас стремится к этому вольно или невольно, читая молитву “Отче наш…”, там есть замечательные слова: “Да приидет Царствие Твое…” Что это означает? Мы тем самым просим, чтобы Господь пришел скорее на эту землю со Страшным Судом и Воскресением. Мы сами просим Его об этом. Поэтому для нас, христиан, нет ничего страшного в смерти, а есть лишь возможность как можно скорее встретиться с Богом».
Но к этой встрече нужно готовиться. Как отметил Его Преосвященство, для христианина подготовкой становится вся жизнь, которую он должен стремиться провести так, как заповедал Господь. А для почивших средством, способным преклонить к ним милость Божию, становятся молитвы живых:
«По твердому учению Церкви, человек после смерти не может принести покаяние, потому что покаяние приносит целый человек, а не часть его – душа. Когда тело уже ушло в землю, у человека нет способности покаяться, потому что кается только цельный человек, но никак не душа и не тело по-отдельности. Поэтому сродники наши, находящиеся за гранью этой жизни, просят нас о молитвах. И просят нас о молитвах даже те, кто никогда не слышал о слове молитва или Церковь, потому что там становится очевидным присутствие Божие, там становится очевидной жизнь в Боге и жизнь без Бога, там открываются все человеческие дела и поступки. И наш долг помолиться о той части Церкви, которая находится там, в мире ином. И это тоже Церковь. И они тоже чада Божии и ждут от нас молитв. А мы, преисполненные любви к этим людям, преисполненные любви к Богу, должны возносить молитвы в надежде на то, что Господь по нашим недостойным молитвам услышит, и помилует, и облегчит участь людей».
По окончании панихиды, в завершение богослужения, архипастырь напомнил собравшимся о том, как был установлен этот день поминовения – Димитриевская родительская суббота:
«Димитриевская родительская суббота была установлена в 1380 году, когда Димитрий Донской, благословленный преподобным Сергием Радонежским на битву на Куликовом поле, одержал победу и вернулся с этой победой опять в Троице-Сергиеву лавру, чтобы припасть к стопам преподобного отца, благословение которого на победу он выполнил. Но с этой победой было принесено и несчастье на нашу землю, поскольку, по данным того времени, более двухсот тысяч православных воинов полегло на Куликовом поле. И с того времени, когда преподобный Сергий со святым благоверным князем Димитрием Донским в лавре совершили панихиду по новопреставленным воинам, погибшим на Куликовом поле, мы на Руси, и более нигде, совершаем Димитриевскую родительскую субботу. Субботу накануне дня памяти великомученика Димитрия Солунского, который являлся небесным покровителем благоверного князя Димитрия донского. С тех пор благочестивые христиане приходят в храм в эту субботу, чтобы помянуть и всех воинов, и всех от века почивших православных христиан, наших соотечественников.
Не будем грустить по поводу ушедших от нас родных и близких, будем надеяться на милосердие Божие и на то, что Господь по нашим молитвам их сподобит Царствия Небесного и нас приведет в Свои обители, чтобы мы, когда наступит на то время, соединились с нашими близкими и родными в беспрестанном славословии и радости о Господе нашем Иисусе Христе».