Новости Смоленской митрополии

Адрес новости: http://www.smoleparh.ru/News/View/4644
25 Июля 2013
Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Князь Игорь увидел ее случайно, когда на охоте переправлялся через реку Великую. Ольга оказалась его перевозчицей – правила лодкой, на которой князь спешил на другой берег. Упоминается, что Игорь был очарован ее красотой и целомудрием, уклоняясь от домогательств молодого князя, Ольга напомнила ему о княжеском достоинстве и необходимости быть примером для подданных. Когда Игорю пришло время выбирать невесту, в Киев собрались достойные девушки княжества, но ни одна не пришлась по сердцу князю. И Игорь вспомнил об Ольге и послал к ней сватов, так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.
В супружестве у Ольги и Игоря родился сын Святослав. Когда мальчику исполнилось три года, князь Игорь был убит древлянами. Ольга страшно отмстила за смерть мужа: два посольства древлян был зверски убиты в Киеве, а затем организован поход на древлян, в ходе которого была сожжена древлянская столица Искоростень.
Наряду с этим летописи свидетельствуют о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Погосты (от слова «гость» – купец) стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа. Житие также повествует о трудах Ольги, она была радетельной и мудрой правительницей, Ольга снискала народную любовь за милосердие и внимание к людям. Княгиня Ольга не хотела вторично выйти замуж, и свою жизнь соблюдала в честном вдовстве, воспитывая сына. Когда последний вырос и возмужал, передала ему бразды правления.
Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа. Еще князь Игорь лояльно относился к христианству, при его правлении христианство развивается и укрепляется на Руси. Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси.
По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933 – 956), а восприемником был император Константин Багрянородный (912 – 959). При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на русских землях. Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».
В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами – началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда – первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных селениях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческих идолов.
Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Житие передает повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы».
11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии – Премудрости Божией. Этот день отмечался в Русской Церкви как особый праздник. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе. Храм, построенный Ольгой, сгорел в 1017 году, и на его месте Ярослав Мудрый воздвиг церковь святой великомученицы Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в сохранившийся и сегодня каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 году и освященный около 1030 года. После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, возненавидевших истинную веру и саму княгиню Ольгу, распространявшую учение Христа. Не разделял убеждений матери и сын Святослав, продолжавший жить по языческим обычаям.
Языческая реакция проявилась столь сильно, что пострадали некоторые из киевских христиан, крестившихся вместе с Ольгой. По приказу Святослава был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ею храмы. Святой Ольге пришлось смириться с происшедшим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу.
Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Сын окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений.
В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Князь Святослав вернулся в Киев, печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не оставляла попыток открыть сыну свет истинной веры, но обещав матери похоронить ее по православному обряду, Святослав так и не согласился сам принять Крещение. Перед кончиной Ольга много молилась, чтобы Господь просветил Русскую землю, прозревая будущее, святая знала, что Русь воспримет Православие и даст Церкви Христовой величайших святых.
11 июля 969 года святая Ольга скончалась. Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.
Бог прославил «начальницу» веры в Русской земле чудесами и нетлением мощей. При святом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге, в каких было принято помещать мощи святых на православном Востоке. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие одержимые болезнями получали исцеление.