Новости Смоленской митрополии

Архипастырь совершил акафист преподобному Сергию Радонежскому в Соловьиной роще

16 Января 2020

2020-01-15-2

2020-01-15-3 2020-01-15-2 2020-01-15-1 2020-01-15-4


15 января 2020 года в приходском доме на территории строящего в микрорайоне Соловьиная роща храма был совершен молебен с акафистом преподобному Сергию Радонежскому.

Богослужение, которое проходит здесь традиционно по средам, возглавил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. Архипастырю сослужил настоятель прихода, помощник Управляющего Смоленской епархией иерей Лев Гарин.

Песнопения исполнили певчие Архиерейского хора, регент — Елена Фролова.

На молитву собрались прихожане, жители микрорайона Соловьиная роща и гости из других районов Смоленска.

После чтения Святого Евангелия митрополит Исидор обратился к верующим с проповедью:

«Дорогие братья и сестры, мы слышали в акафистном пении следующие слова в отношении преподобного отца нашего Сергия «Радуйся, яко с тобою всегда бе благодать Господня». С преподобным Сергием всегда была Божия благодать. И во веки веков она будет пребывать с ним. Отчего это произошло? Как получается, что благодать Господня становится неотъемлема от того или иного человека?

Это связано с тем, что произошло самое главное событие в истории человечества, изменившее ход истории, – Бог стал человеком. Боговоплощение – соединение навсегда Божественной и человеческой природы в личности Господа нашего Иисуса Христа, определило всю дальнейшую историю человечества. По откровению Божию и догматическому учению Православной Церкви благодать Святого Духа исходит от Отца через Сына. Это свойство навсегда соединено с Божественной благодатью. Эта видимым образом проявляемая святость, в том числе, и преподобного Серафима Саровского, память которого мы сегодня утром отмечали, молясь на Божественной литургии, это действенное проявление благодати Божией стало возможно лишь благодаря тому, что Бог воспринял человеческую природу. Это действие стало проявляться и в нашей человеческой природе в силу единства человеческого рода. Нас отличает только наша ипостасность, как об этом учил святитель Василий Великий, который ясно сформулировал учение об ипостаси Божией и ипостаси человеческой. Речь идет о том, что всех нас объединяет единство человеческой природы, но отличает ипостасность – личностные свойства, которые есть у каждого. Эти личностные свойства неповторимы. Это Божий дар каждому человеку. Он проявляется в особенностях неповторимой личности. В силу единства человеческой природы мы становимся состелесниками Христу, когда объединяемся с Его Богочеловеческой природой. Это объединение происходит в Таинстве Евхаристии. Поэтому так важно, дорогие мои не просто декларировать присутствие у нас духовной жизни. Глядеть в Библию, попивая на кухне чай, недостаточно для совершения духовного подвига. Знания, теория – это всего лишь инструмент в человеческих руках. Но необходимо более существенное действие, которым является Святая Евхаристия.

Возрадуемся же тому, что Господь стал человеком, поскольку Он это сделал для того, чтобы человек стал богом по благодати.

И каждый из нас, призван к тому, чтобы осуществить это Божие задание. Но невозможно себе представить, что это обожение возвысит нас до уровня Бога, нет. Между Божественным и тварным – непреодолима пропасть. Между Богом и Его созданием невозможно тождество в существе своем. Бог превыше всякой твари. Но как об этом говорят древние святые отцы, особенно, святитель Григорий Нисский, родной брат святителя Григория Богослова, друга святителя Василия Великого, вот это задание, которое Бог дал человеку при его сотворении, оно для нас существенно легче после того, как Бог воплотился. Он пришел в мир, потому что уже не хватало никаких человеческих усилий, чтобы выполнить это задание. Только Сам Бог мог усыновить нашу погрязшую в грехах человеческую природу. И мы имеем во Христе все необходимо для нашего спасения. Не только нашей души и личности, но в целом нашей человеческой природы.

Божия благодать, дорогие мои воздействует не только на нашу душу, но и на тело, потому что Христос воспринял его не слитно и неизменно, но и неразлучно и нераздельно, как это сформулировал IV Вселенский Собор.

Смысл освящения Крещенской воды, которое состоится в воскресный день, 19 января, состоит в том, что Божия благодать действует в Церкви и через Церковь. Она действует не только духовно и нетварно, но проникает в тварную природу человечества, воздействует на тварную природу через ту благодать, которая преподается через Таинства. Поэтому мы в этой воскресной Божественной литургии получим освящение воды, в Крещенский сочельник, в субботу, и то же самое освящение, одинаковое по своей благодатной силе, произойдет в сам день Крещения. Мы получим освященную благодатью Святого Духа воду. Водное естество, через которое проникает Божия благодать и создает особую воду – Святую Агиасму. С самых первых веков христианской Церкви, собственного с самого Таинства, которое Господь принял в водах Иордана, и это Таинство явило еще раз всю тайну бытия Святой Троицы, когда Божественный глас Отца произнес слова, и Святой Дух сошел в виде голубя на Господа нашего Иисуса Христа, крещающегося от рук Иоанна Крестителя. Это действие сейчас тоже имеет силу, благодатное воздействие на нашу природу, если мы воспринимаем все с горячей верой и благоговением».

В завершение богослужения верующие с благоговением приложились к святыне храма – ковчегу с частицей мощей преподобного Сергия и получили благословение в помазании освященным елеем.

Затем состоялось чаепитие, во время которого прихожане и духовенство обсуждали вопросы приходской жизни.

19 января, в праздник Крещения Господня, в 14.00 митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершит чин Великого освящения воды в приходском доме строящегося храма преподобного Сергия Радонежского в Соловьиной роще.