Новости Смоленской митрополии

6 Декабря 2019

По приглашению митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора Смоленскую епархию посещает Александр Леонидович Дворкин, председатель Экспертного Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, профессор и заведующий кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, президент антисектантских организаций «Российская ассоциация центров изучения религий и сект» (РАЦИРС) и «Центр религиоведческих исследований». Визит проходит в рамках V Региональных Рождественских образовательных чтений Смоленской области «Великая Победа: наследие и наследники».

По благословению митрополита Исидора на Божественной литургии в день памяти святого благоверного Великого князя Александра Невского в храме в честь святого Александра Невского города Смоленска Александр Леонидович обратился к смолянам со словом на тему праздника.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня в нашей Церкви празднуется день памяти святого благоверного князя Александра Невского. Мы все знаем этого святого, и он, наверное, один из самых известных и почитаемых святых в нашей стране. Многие знают святого Александра Невского по фильму, который был снят в 1930-е годы, где показана его победа на Чудском озере над немецкими рыцарями, которые шли крестовым походом на Русь. Святой Александр Невский одержал несколько блестящих побед за время своего правления. Но Русь известна многими великими полководцами, почему же именно святой Александр Невский настолько почитаем? Святой князь Александр Невский был великим разумным правителем, правил очень хорошо, и люди его очень любили. Но на Руси было немало замечательных правителей… Почему же Церковь и весь народ так выделяют святого Александра Невского?

Чтобы разобраться в этом, давайте вспомним, в какое время он жил. Это XIII век. А XIII век был катастрофическим для Православной Церкви. XIII век начался с взятия и разграбления православной столицы – Константинополя – рыцарями-крестоносцами, которые предательски ворвались в этот великий город. Самый большой и самый красивый город, город, наполненный святынями… разграбили его, уничтожили множество святынь, убили десятки тысяч людей, осквернили великий собор Святой Софии и поставили туда латинского патриарха. Казалось бы, Православию конец, Православие больше не выживет… На Руси оно сохранилось, но через несколько десятилетий пришла новая беда – монголы, которые захватили и разорили Русь, русские княжества. Такая была страшная атмосфера. И в это время рыцари решили воспользоваться ситуацией и подавить остаток Православия на Руси, и начались эти страшные походы, которым и противостоял святой князь Александр Невский. У него был выбор. Ему предлагали помощь даже, когда он победил, к нему пришли послы от Папы [Римского] и предлагали помощь Запада, чтобы отстоять независимость русских княжеств от монголов, но при одном условии – подчиниться Папе, признать латинство, признать Римскую Церковь. То есть, сохранить политическую независимость, но при этом утратить Истину, утратить независимость духовную, подчиниться латинскому вероучению.

Если подумать, какой выбор сделает нормальный с точки зрения мира политик? Вот политическая независимость – править, как я хочу… А что духовное? Какая разница… Лучше у меня будет собственное царство, в котором я сам – независимый политический правитель. Но святой Александр Невский принимает другое решение. Он отказывается от политической независимости, понимая, что монголов сейчас победить невозможно, но при этом он едет в Орду и даже дальше – в Монголию, в столицу империи Чингисхана, и договаривается о судьбах Православия, договаривается, что Церковь будет действовать беспрепятственно. Таким образом он спасет нашу Церковь, дает ей возможности для существования. Он договаривается с монголами в далекой столице Каракоруме, куда ехать несколько месяцев через все евразийские просторы. Благодаря этому существует наша Церковь, благодаря этому обрело независимость в итоге и наше государство. Он смотрел вперед…

Для князя, для воина возглавлять дружины, идти в бой, гордо стоять на вершине, командовать войсками – это, в сущности, естественно, нормально. Но представьте себе, тому же князю ехать и унижать себя, смирять себя, смиренно просить монгольских правителей не ради себя, а ради всего народа, всей Церкви… Это, на самом деле, гораздо более великий подвиг, чем любая воинская победа. Великий князь Александр Невский смирил себя и уничижил себя полностью ради каждого из нас.

Он прожил совсем недолгую жизнь. Все эти усилия, а ездить в Монголию ему приходилось неоднократно и договариваться ему приходилось неоднократно, и просить за Русь, за своих подданных и за своих мятежных братьев, которые не понимали то, что он делает, он сталкивался с клеветой, непониманием, неприятием – все это подорвало его здоровье, он умер совсем молодым человеком 43 лет. Но жизнь его была не напрасной, и смерть его была не напрасной. Пример святого князя Александра Невского совершил еще одно чудо – сын грозного Батыя Сартак стал названным братом Александра Невского и принял православное крещение. Великий жизненный подвиг. И его жизнь пусть будет примером для каждого из нас. Если мы будем думать не о себе, а о нашем будущем и поступать так, как спасительно для наших близких, несмотря на то, что происходит с нами, может быть это нам невыгодно, тяжело, унизительно, но «нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за братьев своих» (ср. Ин. 15:13). Примером такой любви является святой благоверный Великий князь Александр Невский.

Аминь.