Новости Смоленской митрополии

13 Мая 2019



12 мая 2019 года, в 3-е воскресение по Пасхе, когда Православная Церковь отмечает память жен-мироносиц, состоялся Крестный ход к памятному кресту, установленному при дороге у Семичевского бора, в память жертвам репрессий ХХ века.

Место установки памятного креста было выбрано не случайно. По многочисленным свидетельствам после прихода советской власти в разных местах за городом, начиная от Кадолова в направлении деревни Семичево, происходили расстрелы. Начало было положено в 1918 году, когда после подавления Велижского восстания начались облавы. С этим событием связана гибель иерея Василия Лузгина из деревни Глазомичи и диакона Ильинской церкви города Велижа Тихона Обрядина.

Большей частью свидетелей тех событий уже не спросишь, но в памяти близких, знакомых остались их рассказы о том, как в лесу находили люди захоронения, как родственники тайно выкапывали своих и перезахоранивали на кладбище. Дочь лесника из деревни Семичево Мария Владимировна Латкова рассказывала, как отец запрещал детям ходить в лес, где после ночных выстрелов появлялись свежевскопанные места, говоря, что там лис много и они норы роют. И сама она неоднократно была свидетелем, когда взрослые, потерявшие своих близких, проходя мимо тех мест по дороге, восклицали кому-то: «Христос Воскресе!», – и так бывало в продолжении всего года, а не только во время Пасхальных праздников.

В завершение Крестного хода у обновленного в этом году памятного креста была совершена панихида по всем невинно убиенным, которую совершил настоятель Велижского храма в честь Трёх Святителей иерей Александр Астапеня. «Своим участием в Крестном ходе мы свидетельствуем о стремлении сохранить память о людях, которые не склонились перед безбожной властью, а сохранили веру, потому что сознавали ценность человеческой жизни, ради которой Сам Бог сошел в этот мир, страдал, был умерщвлен на Кресте и Воскрес».

Диакон Тихон Обрядин, Ильинской церкви в Велиже, за участие в том же восстании тогда же расстрелян. Идя на смерть сам пел себе погребальные песнопения. Десятилетнего сына его заставили рыть могилу для отца. Отец благословил плачущего сына и с крестным знамением и словами прославления Бога умер. [Там же, с.238-239].

Архиерейским Собором РПЦЗ в 1981 году священник Василий Лузгин и диакон Тихон Обрядин внесены в список Новомучеников и Исповедников Российских.