Новости Смоленской митрополии

1 Августа 2018





31 июля 2018 года, во вторник, канун дня памяти преподобного Серафима Саровского, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор возглавил вечернее богослужение с Акафистом Божий Матери у чудотворной иконы Ее Одигитрии Смоленской в Свято-Успенском кафедральном соборе.

Архипастырю сослужили: настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа протоиерей Николай Морозов, ключарь собора протоиерей Григорий Трубин, руководитель службы протокола Смоленского епархиального управления иерей Лев Гарин, духовенство Успенского собора и храмов города Смоленска.

Песнопения богослужения исполнили певчие клироса кафедрального храма, (регент – Наталия Налетова).

Вознести молитвы Богу, Пресвятой Богородице у Ее чудотворного Смоленского образа и преподобному Серафиму Саровскому пришли жители и гости города Смоленска.

После чтения Святого Евангелия митрополит Исидор обратился к верующим с архипастырским словом:

«Дорогие братья и сестры, апостол Иоанн обращается к нам словами «Не любите мира и того, что в мире»(1 Иоанн, 2:15), указывая тем самым на то, что нам необходимо отвергнуться всего, что отвлекает и удаляет нас от Бога. Путь самоотвержения — это подвиг. От нас требуется отвергнуться себя, так глубоко приросших к сему миру. Но этот подвиг повторяем и он может быть исполнен, поскольку по этому пути прошли святые угодники Божие, совершившие этот подвиг, отвергнувшиеся мира и сочетавшиеся Богу.

Одним из таких угодников Божьих является святой Серафим Саровский, память которого мы с вами совершаем. Современник Александра Сергеевича Пушкина и святителя Московского Филарета (Дроздова) в течение 47 лет совершал иноческий подвиг, убегая от мира сего и сочетая себя Богу. Он стремился к уединению, к молитве, к общению с ангелами. Но мир все время пытался настигнуть его, застать врасплох, ниспровергнуть с этого подвижнического пути — одиночества во Христе. И эти испытания Господь посылал и преподобному Серафиму Саровскому. Когда разбойники изуродовали его, когда лжебратия и иные миряне пытались его дискредитировать. Но Господь уберег преподобного своего, и он яркой свечой освещает путь многим и многим людям, потому что невозможно спрятать свечу, стоящую на верху горы.

Преподобный Серафим не был ученым мужем. А как мы знаем, ученость не всегда приводит к Богу, чаще всего лжеименный разум ведет в иные края, далекие от Бога. Преподобный Серафим не был книжником, он был простецом, монахом, созерцателем, поэтому так немного осталось от него наставлений духовным чадам. Но главное, что совершил преподобный Серафим — он не словами, а делами — своим личным подвигом достиг пути совершенства, достиг святости, и всякий приходящий к нему, как об этом говорит его современник Николай Мотовилов, не мог прямо смотреть в глаза преподобному Серафиму Саровскому — так сильно был осиян лик преподобного благодатью Святого Духа, что грешному человеку невозможно было созерцать этот свет.

Преподобный Серафим не бежал от людей, потому что Сам Господь повелел ему в конце его подвижнической жизни принимать людей и наставлять их на путь спасения. Так он и делал, смиренно подчиняясь своему главе — Христу. Этот подвиг он совершал до последних минут своей жизни — он скончался в Сарове, коленопреклонно, перед иконой. И он предсказал, что когда он почиет о Бозе, случится маленький пожар, который будет потушен ради самого преподобного Серафима, но его тело останется нетленным. Предсказал святой также, что его мощи в годину гонений за христианскую веру будут утрачены, а затем вновь обретены.

Так и произошло. Святыня, которая, как это казалось в богоборческое время, канула в неизвестность, была обретена в Санкт-Петербурге в конце прошлого столетия.  1 августа 1991 года нетленные мощи торжественно были перенесены в Дивеево. Невозможно было укрыть преподобного от народа Божьего — тем более тогда, когда возрождалась Святая Русь.

И сегодня тысячи и тысячи людей находятся Дивееве, чтобы поклониться мощам преподобного Серафима, чтобы попросить его помощи, ведь он жив перед Богом и помогает всякому, кто с верою в Бога обращается к его помощи.

И мы сегодня, мысленно пребывая в Дивеевской обители, зададим себе вопрос: а готовы ли мы так же, как преподобный Серафим, отвергнуться мира, и вообще что мы готовы сделать ради Бога, на что мы готовы пойти, чтобы быть с Богом, чтобы исполнять правду, чтобы не врать по жизни, чтобы исполнять заповеди Христовы — на что мы способны радии этого?

И пусть каждый из нас перед своей совестью ответит на этот сложный вопрос. И пусть каждый из нас, честно отвечая на этот вопрос, мысленно обратится к этому великому угоднику Божьему, прося его помощи нам грешным и немощным. С праздником!»

Затем Его Высокопреосвященство преподал всем благословение в помазании освященным елеем.

В завершение богослужения молящиеся с благоговением приложились к чтимому образу Одигитрии Смоленской и иконе преподобного Серафима Саровского.