Новости Смоленской митрополии

19 Февраля 2018



Вечером 18 февраля 2018 года, в Неделю сыропустную – воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор возглавил чин прощения в Свято-Успенском кафедральном соборе Смоленска.

Его Высокопреосвященству сослужило духовенство кафедрального собора.

За богослужением пел архиерейский хор Смоленского кафедрального собора (регент – Елена Фролова) и хор Смоленского православного регентского и иконописного духовного училища (регент – игумения Елисавета (Киселева)).

На богослужении присутствовали преподаватели, студенты и учащиеся духовных школ города Смоленска, смоляне и гости города.

После отпуста вечерни архипастырь прочитал молитву на начало поста Святыя Четыредесятницы и обратился к верующим с проповедью:

«“Покайтеся, приближися бо Царствие Небесное” (Мф. 4:17), – читаем мы в Евангелии слова Господа нашего Иисуса Христа. Господь говорил также ученикам Своим и народу о том, что, кто веру будет иметь и крестится, тот будет спасен. И святой апостол Павел часто обращается к нам с такими же словами: кто будет веру иметь и крестится, тот спасен будет. Поэтому только вера и покаяние возводят нас в Царствие Божие. Без покаяния Царствия Божия достичь невозможно. Святые Отцы говорят о покаянии, как о втором крещении.

Подобно тому, как в крещении мы омываем грехи нашего человеческого естества Божией благодатью, так и в Таинстве Покаяния Божией благодатью и слезами нашими мы омываем наше греховное естество, призывая на нашу человеческую природу освящающую и укрепляющую нас благодать Святого Духа.

В дни Великого поста покаяние является главным деланием нашим. И если вас кто-то спросит: “Чем вы занимаетесь Великим постом?”, можете отвечать просто: “Я совершаю дела покаяния”.

На это должны быть направлены все наши усилия. И молитва, которая должна совершаться с большим вниманием и чаще, и воздержание телесное, которое должно быть для нас более строгим, чем в обычные однодневные посты, и наше присутствие в храме Божием в дни Великого поста должно быть также чаще, потому что все это в совокупности своей и будет определять меру нашего покаяния перед Богом.

Нам трудно представить себе глубину покаяния, которой достигали святые преподобные отцы, но нам и не нужно этого представлять. Сам Господь, если мы хотим усердно каяться Ему, если мы будет просить Его, чтобы Он дал нам дар видения грехов наших, даст нам такую меру покаяния, которую мы способным будем понести в нашей жизни.

Покаяние – это краеугольный камень нашего спасения. И без покаяния невозможно достойно вступить в Великий пост. Поэтому по сложившейся в Святой Церкви традиции вот уже две тысячи лет православные христиане испрашивают друг у друга прощения, тем самым свидетельствуя о начале покаяния, выражая видимую сторону этого важного духовного делания. Поэтому и я как ваш архиерей, как настоятель, прошу простить и меня грешного. Эти слова адресую духовенству, народу Божию, прихожанам нашим…

Примите от меня земной поклон и искренние сердечные слова моего раскаяния, сокрушения о грехах, желание не повторять тех поступков, ненужных слов, чувств и мыслей, которые меня как грешного человека сопровождают всю жизнь до сего дня. Дорогие братья и сестры, простите мне мои согрешения, яже словом, яже делом яже ведением и неведением».

Затем по традиции все участники богослужения попросили друг у друга прощения.