Новости Смоленской митрополии

1 Декабря 2016

По случаю празднования Введения во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и в связи с участившимися случаями суицида митрополит Смоленский и Рославльский Исидор направил Обращение «О Даре жизни» ко всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Дорогие братья и сестры, верные чада Церкви Христовой!

Примите мое искреннее и сердечное поздравление с двунадесятым праздником Введения во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

В одной из стихир Праздника мы слышим такие слова: «Ты пророков проповедание, апостолов слава, и мучеников похвала, и всех земнородных обновление, Дево Мати Божия: Тобою бо Богу примирихомся. Темже чтим Твое в храм Господень вхождение, и со ангелом вси песненно, радуйся, Тебе Пречистая вопием, Твоими молитвами спасаемии».

Также замечательные слова о значении отмечаемого нами события мы находим у преподобного Иоанна Дамаскина: «О счастливые супруги Иоаким и Анна, все творение славит вас, ибо вы наградили Творца величайшим даром – смиренной, единственной, достойной Матерью для Творца…».

Человечество находится в неоплатном долгу перед Иоакимом и Анной, которые посвятили свое Дитя Господу, отдав в Иерусалимский Храм, и тем самым подарили нам Деву Богородицу. Но в то же время и они бесконечно обязаны Богу и чувствуют огромную благодарность за великую радость, которую Он даровал им рождением Ребенка.

К сожалению, не всеми разделяется такое отношение к жизни как к дару Божьему. Участившиеся случаи самоубийства и убийства другого человека, возрастающее число совершаемых абортов, отказ от воспитания собственных детей – все это проявление человеческого греха, свидетельство охлаждения любви к Богу и ближнему своему. И моим долгом является привлечение внимания к данной проблеме не только паствы Русской Православной Церкви, но и широкой общественности.

Самоубийство святыми отцами приравнивается к убийству.

Святые отцы Церкви Христовой грозно предупреждают нас о последствиях нарушения Шестой заповеди: «Не убий!» (Исх. 20:13). Святитель Феофан Затворник сказал следующее: «О самоубийцах Церковь не молится, ибо они умирают в смертном грехе неразрешенном – не очищенном покаянием…». Ему же вторит святитель Игнатий (Брянчанинов): «Из смертных грехов только для одного самоубийства нет покаяния; прочие же смертные грехи, по великой, неизреченной милости Божией к падшему человечеству, врачуются покаянием».

Говоря о причинах попрания дара жизни, Святая Церковь никогда не осуждала самого человека, совершителя греховного поступка. Святые отцы всегда обращали внимание на укоренившийся в человеческой природе грех, которому и призван противостоять кающийся перед Богом человек. «Будем стараться избавиться от грехов, ибо если захотим – избавимся, потому что Сам Господь сказал: “Просите, и дано будет вам” (Мф. 7, 7)», – к этому нас призывает святитель Иоанн Златоуст и все святые.

Очевидно, что не только мы сами, но и окружающие нас люди и внешние обстоятельства заставляют нас совершать тот или иной поступок. В этом мы находим оправдание собственного греха. Святейший Патриарх Кирилл в одной из своих проповедей сказал замечательные слова: «Очень важно, чтобы человек, прошедший тропою греха, оказался способным принести покаяние. Первым шагом на этом пути является отказ от всякого оправдания самого себя. Хотя, может быть, внешние обстоятельства и внутренние чувства и предрасполагают человека к совершению греха, он не должен оправдывать грех ни при каких обстоятельствах. Даже если он не может порвать с этим грехом, если он не может круто изменить свою жизнь, он должен помнить, что грех есть грех. Грех разрушает, мистически разрушает, душу и тело человека».

Мы можем заметить, что самоубийство или убийство другого человека, в каком бы состоянии оно не было бы совершено, является следствием не только глубокого отчаяния, но сопровождается зачастую неверием в Бога, непризнанием Его как подателя Жизни. Само по себе противление жизни, какие бы формы оно не принимало, является тяжким грехом перед Богом. Некоторые могут сказать, что Церковь судит слишком строго, но эта строгость есть дочь милосердия, как об этом говорил святитель Филарет Московский: «Надобно наблюдать, чтобы милость излишним снисхождением не уклонилась от истины». Таким образом, Церковь Божия своей строгостью хочет уберечь человека, образ Божий, от вечной духовной погибели и уклонения от Истины.

В связи с вышеизложенной позицией Русской Православной Церкви, считаю своим долгом обратиться не только к православным христианам, но и к представителям всех традиционных религиозных организаций, а также к общественным объединениям и каждому жителю Смоленского региона с просьбой – не только хранить бесценный дар своей жизни, но и обратить внимание на необходимость проявлять заботу о ближнем: о людях, которые нуждаются в нашей помощи и поддержке.

Формами такой заботы о ближних может стать активизация традиционных религиозных, общественных организаций и конкретных людей в вопросах сохранения жизни, повышения ответственности человека в семье, трудовом коллективе, а также может выражаться в конкретной помощи социально незащищенным людям: брошенным пенсионерам, оставленным родителями малолетним детям, инвалидам, лицам без определенного места жительства, алкоголе- и наркозависимым гражданам и многим другим нуждающимся.

Государство, безусловно, призвано к решению социальных вопросов, однако без участия солидарного общества, неравнодушных людей, патриотов своей Родины возникших проблем не решить.

Убежден, что все вместе мы способны преодолеть любые трудности, как это и было в прежние времена нелегкого бытия нашего Отечества.

Еще раз поздравляю всех Вас с великим праздником Божией милости – Введением во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Молимся, чтобы Царица Небесная покрыла нас всех своим Небесным омофором, защищая от невзгод и треволнений.

С любовью о Господе,

митрополит Смоленский и Рославльский Исидор