Новости Смоленской митрополии

13 Ноября 2016



10 ноября 2016 года в рамках проведения муниципального этапа Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки истории» на базе средней школы №40 города Смоленска проводился Круглый стол «Учитель: профессия или миссия?».

За круглым столом встретились заместители директоров школ, учителя литературы, истории православной культуры земли Смоленской (ИПКЗС), школы молодого учителя «Диалог». Были приглашены руководитель отдела Смоленской епархии по религиозному образованию и катехизации протоиерей Роман Павлишов; Павлова Лариса Викторовна, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и журналистики СмолГУ, член Совета Ассоциации православных педагогов.

Ю.В. Викторенко, председатель Ассоциации православных педагогов Смоленской области, менеджер-методист управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска, в приветственном слове напомнила коллегам, что в прошлом году в рамках Рождественских образовательных чтений в школе № 40 состоялся круглый стол ««Роль педагога в духовно-нравственном воспитании школьников». Он показал, что вопрос о роли учителя, его месте в современном обществе актуален, требует обсуждения в педагогической среде. Поэтому в этом году участники круглого стола собрались, чтобы обсудить предназначение учителя: это профессия или миссия?

Ведущая мероприятия – И.В. Новикова, директор школы №40, кандидат педагогических наук, – очень умело и логично выстраивая диалог, давала возможность учителям, собравшимся в зале, обозначить те проблемы, которые их тревожат, и получить ответы на подчас неудобные вопросы.

Учитель литературы средней школы №35 Р.Д. Дивакова, будучи опытным педагогом, человеком, искренне преданным своему делу, в своём выступлении с горечью говорила о тех трудностях, которые возникают на пути учителя, не только молодого, но и умудрённого опытом (много «бумажной» работы, которая захлёстывает). А учителю надо все это оставить у порога и войти к детям с возвышенно настроенной душой.

О.В. Кузьмина, учитель средней школы №29, рассуждая о нравственных качествах педагога и о его профессиональных компетенциях, остановилась на том, что настоящий педагог должен работать на будущее, опережать своё время. Его должно волновать не только отдельная индивидуальность, а мир людей. Благодаря этому педагогическая профессия становится творческой миссией. Миссия педагога – это не только его собственные интересы, мотивы, планы. Он является посредником между детьми и системой идей, традициями, культурой своего народа.

Молодые учителя, члены Школы молодого учителя «Диалог»: О.Ю. Иванова (СШ №34) и Е.А. Назарова (СШ №22) делились своими впечатлениями о школе, коллегах, учениках. Признавая, что молодежь сегодня не хочет идти в школу в первую очередь потому, что эта работа является малооплачиваемой, считается сейчас непрестижной, тем не менее, придя в школу и столкнувшись с определёнными трудностями, не разочаровались. Более того, размышляя над миссией учителя, Е.А. Назарова пришла к выводу: «Учитель – это призвание, учительство – это служение, а не работа».

Л.В. Павлова, д.ф.н., профессор кафедры литературы СмолГУ, в своём выступлении, рассуждая о профессиональной позиции педагога, пришла к выводу, что человека делает учителем не пединститут, а многолетнее общение с детьми.

Протоиерей Роман Павлишов напомнил участникам круглого стола, что понятие «учитель» – понятие святое. Это очень древняя, массовая и уникальная профессия. В Евангелии слово «Учитель» используется, когда повествуется об Иисусе Христе. Это значит, что слово «Учитель» сопрягается с жертвой. Он призвал педагогов помнить об этом.

Модератор круглого стола, поблагодарив педагогов за активное участие в дискуссии, подвела итог, что учитель – не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

В заключение Ю.В. Викторенко отметила: «Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от основы «питать». Не без основания сегодня слова «воспитывать» и «вскармливать» нередко рассматриваются как синонимы. Очень важно, чем мы должны «напитать» душу нашего ученика. Очень важно, чтобы с пониманием этого учитель не только работал, но и жил. И тогда ответ на вопрос, в чём заключается миссия учителя, становится очевидным: влиять на умы и сердца своих воспитанников. Он должен научить детей увидеть мир прекрасного, научить состраданию и милосердию, доброте и любви».