Новости Смоленской митрополии

14 Августа 2016


10 августа по новому стилю Церковь отмечает 100-летие со дня прославления святителя Питирима, епископа Тамбовского (1914 г.), родившегося в 1645 году в Вязьме и скончавшегося в 1697 году в Тамбове.

В 1911 году жители Тамбова обратились в городскую Думу с письмом, в котором просили власть светскую и духовную ходатайствовать о канонизации епископа Питирима, прославившегося чудесами не только в Тамбовском крае, но и всей России. Указом Священного Синода в мае 1912 года Комиссию по прославлению епископа Питирима возглавил преосвященный Кирилл (Смирнов). 28 июня 1913 года император Николай II подписал доклад Священного Синода о канонизации епископа Питирима. 28 июня 1914 года в Тамбове состоялись торжества прославления святителя Питирима. К этому времени отремонтирован Спасо-Преображенский кафедральный собор, где в нижнем храме хранились честные останки святителя. Его возведение началось в 1694 году, еще при жизни святителя. Окончено строительство только в 1783 году. Еще в первой половине XIX века в соборе завели специальную книгу, в которой отмечали чудеса у гробницы преосвященного Питирима. Мощи святителя вскрыты большевиками в 1919 году и возвращены Церкви в 1988 году. Собор возвращен Тамбовской епархии в 1993 году.

Память святителя Питирима совершается 28 июля/10 августа (по новому стилю) в Соборе Тамбовских святых и в воскресенье перед 28 июля в Соборе Смоленских святых.

Святитель Питирим – уроженец Смоленщины, просветитель Тамбовского края

«Ангелом подражатель и человеком наставник был еси отче Питириме.
От юности бо возлюбил еси божественное учение, и сему последовав,
доброму житию поревновал еси».

Акафист Питириму Тамбовскому, икос 1.

Среди святых земли Смоленской, можно особо отметить святителя Питирима, просветителя Тамбовского края, память которого почитается всей Русской Православной Церковью.

Будущий святитель Питирим родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. Во святом Крещении младенца нарекли в честь преподобного Прокопия Декаполита, исповедника (+ ок. 750 г.), память которого празднуется 27 февраля/11 марта (по новому стилю). Святой Прокопий, живший в пределах Декапольских (в Палестине), отличался чистотой ума, воздержанием страстей, соблюдением Христовых велений и ревностным иконопочитанием. С детских лет Прокопий любил и чтил святого, чье имя носил во святом Крещении, всегда имел к нему глубокое почитание и верил в его покровительство.

Сословная принадлежность родителей будущего святителя неизвестна. Вероятно, что они были людьми состоятельными, благочестивыми, истинно православными, и смогли воспитать двух своих детей в любви к Богу, Церкви и Отечеству. Вступив в возраст совершеннолетия, Прокопий, и его сестра – в монашестве Екатерина (мирское имя ее неизвестно) приняли постриг и вступили на путь послушания Церкви.

Начальное и последующее образование Прокопий получил в родном городе Вязьме. Одаренный от Бога острым умом и глубоким религиозным чувством, он чуждался суетных, мирских развлечений. С отроческих лет, посещая свой приходской храм, Прокопий учился при нем письму, церковному чтению и пению. Получив от Господа талант художника, он прошел и обучение у церковных мастеров иконописанию по древним подлинникам.

Середина XVII века, для всей Смоленщины и Вязьмы, стала временем важных духовных и политических событий, происходивших во всем крае и непосредственно в городе. Приезд в Вязьму Святейшего Патриарха Никона (+ 1681 г.), его одухотворенные проповеди, которые, несомненно, слышал юный Прокопий, сильно повлияли на его тонкую, чуткую душу. Пребывание в Вязьме в 1654-1655 годах царя Алексея Михайловича (+ 1676 г.) и всей его семьи, участие их в богослужениях и Крестных ходах, укрепили в нем дух государственности и домостроительства, так пригодившийся ему на Тамбовской земле.

Особенной для десятилетнего мальчика, потрясшей его всего, стала торжественная встреча вязьмичами, возвращавшегося в сентябре 1655 года в Смоленск из столицы чудотворного образа Божией Матери, именуемого «Одигитрия». Молитва перед этой высокочтимой на Руси святыней во время ее пребывания в Вязьме, оставила такой след в памяти Прокопия, что позже он, написав с иконы Смоленской список, привез его в Тамбов.

Домашнее воспитание, образование в тогдашних Вяземских школах при приходском храме и в Предтечевой обители, любовь к молитве и богослужению, исторические события, свидетелями которых он являлся, все это зажгло в душе Прокопия сильное стремление к монашеской жизни. Испросив благословения у родителей, он еще юношей поступил в Вяземский Иоанно-Предтечев мужской монастырь, находившийся в ведении Крутицких митрополитов (Сарских и Подонских). К этому времени обитель отстроили после польско-литовского разорения. Она славилась на всем западе России своим строгим уставом, составленным в середине XVI века ее основателем преподобным Герасимом Болдинским (+ 1554 г.), учеником преподобного Даниила Переяславского (+ 1540 г.). Строгая постническая жизнь и ревностное точное исполнение всех возлагаемых послушаний, способствовали тому, что, как только Прокопию исполнилось всего двадцать лет от роду, в 1665 году, при настоятеле архимандрите Евфросине, его постригли в монашество. Нарекли его Питиримом, в честь преподобного Питирима, подвижника IV века, ученика преподобного Антония Великого, Египетского (+ 356 г.), основателя пустынножительства. Подражая житию преподобного Питирима и духовного покровителя Вяземского Предтечева монастыря – святому Предтече и Крестителю Господню Иоанну, монах Питирим с еще большим старанием посвятил себя молитве, коленопреклонению и совершенствованию христианских добродетелей. Особенно его украшали смирение, кротость и простосердечная братская любовь. Вскоре Питирима, при преосвященном Варсонофии (Черткове-Еропкине) рукоположили в сан иеродиакона, иеромонаха, а 30 января 1677 году возвели в сан игумена и избрали настоятелем Предтечева монастыря. Он пришел на смену архимандриту Тихону, руководившему обителью в 1675-1676 годах.

Приняв в свои руки игуменский жезл, игумен Питирим старался пасти вверенных его руководству монахов и послушников отеческим советом, покровительством и вразумлением, лично подавая добрый пример во всем. Не оставляя своих келейных подвигов, он ежедневно присутствовал на всех богослужениях, являясь в храм первым и уходя из него последним. Заботясь об укреплении в насельниках обители духа строгого подвижничества, игумен Питирим проявлял и особую любовь к благолепию монастырских храмов. За несколько лет под руководством мудрого наставника Предтечева обитель достигла высокого духовного расцвета. Через некоторое время, видя бескорыстное усердие настоятеля Питирима, его возвели в сан архимандрита.

История сохранила свидетельства, показывающие несокрушимую твердость духа архимандрита Питирима и его ревность в почитании святых, прославленных Церковью. Издревле небесным покровителем Вязьмы считался преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский, прославившийся подвигом юродства еще в ХI веке. 11 июля 1677 года в Торжке, в Борисо-Глебском монастыре обрели мощи преподобного Аркадия, и почитание его в Вязьме оживилось с особенной силой. В 1679 году, на праздник Вознесения Господня, в городе происходил традиционный Крестный ход из Троицкого собора и других храмов в Предтечев монастырь. В нем, среди других икон, несли и образ преподобного Аркадия Вяземского, хранившейся в храме Всемилостивейшего Спаса. На этой иконе святого Аркадия изобразили «подобием мужа млада, на главе волосы клокаты, в правой руке древо с ветвями, подобием сосны, одежда зелена по колени, ноги голы». Опытный взгляд архимандрита Питирима, как искусного иконописца, остановился на неканоническом образе. В соответствии с Иконописным подлинником Преподобный Аркадий писался «подобием млад, аки Галактион, в схиме, ризы Преподобническия». По окончании Крестного хода, архимандрит Питирим оставил эту икону в Предтечевом монастыре «для подлинного ведения». Его смелый поступок вызвал недовольство, и ропот среди некоторой части вязьмичей, отличавшихся неправославным видением чтимых образов. Вначале казалось, что они успокоились. Но вскоре после этого случая, архимандрит Питирим прибыл в Троицкий собор, для служения царского молебна. По его окончании к нему подступила большая толпа драгун, стрельцов и посадских людей, во главе с подьячим Потапом Мироновым. Они стали требовать, чтобы архимандрит Питирим вернул ту, неканоническую икону преподобного Аркадия в Спасский храм. По возвращении в обитель архимандрит Питирим обстоятельно рассмотрел дело, и сообщил обо всем митрополиту Крутицкому Варсонофию. Через год, когда из епархии еще не поступило решение, в день Вознесения Господня 1680 года, после Крестного хода, тот же подьячий Миронов «со товарищи» вновь явились к архимандриту Питириму, требуя возвратить икону преподобного Аркадия. Отставной рейтар Степан Ковалев горячо убеждал собравшихся возмутителей спокойствия, что якобы из-за удержания (унижения) этого образа на Вязьму посланы бездождье и другие природные бедствия. Ропот на архимандрита Питирима среди горожан стал усиливаться. В день празднования Смоленскому образу Пресвятой Богородицы «Одигитрии», Сенька Попов сын Мухи, кричал народу: «Что вы, мир, за Аркадиеву икону не стоите, архимандриту терпите? Сколько за икону скорбей терпеть? Черви на сады и на овощи напали!». Тогда Миронов со своими единомышленниками явился в монастырь, ворвался в келью архимандрита Питирима, и стал ему угрожать, что не оставит его живым, если он не отдаст икону. Однако вид разъяренной толпы не устрашил настоятеля. Он твердо стоял на том, что без архиерейского указа образ назад не вернет. Вскоре недовольство и ропот вязьмичей достигли чрезвычайной силы. После молебна в Троицком соборе в честь царской свадьбы, толпа стрельцов встретила архимандрита Питирима криками и бранью. Он, избегая опасности, поехал не в обитель, а на воеводский двор. Человек пятьдесят бунтовщиков гнались за ним до самых ворот. Воевода защитил святителя Питирима, но отказался «тех мятежников переимать». Волнение в Вязьме все более усиливалось, и казалось, что архимандриту Питириму угрожает смерть. Тогда он срочно направил в Москву гонца с рапортом, в котором описывал все события. Митрополит, видя серьезность дела, передал его на суд Святейшего Патриарха Иоакима (+ 1690 г.). Тот приказал взять монаха Спиридона, написавшего икону преподобного Аркадия, сам образ и представить в столицу для освидетельствования. Чем практически и закончились события, длившиеся целый год. Против Святейшего Патриарха Иоакима вяземские возмутители спокойствия, выступать не решились, а архимандрит Питирим зарекомендовал себя в глазах всех, как твердый поборник Православия.

На Соборах Церкви в 1681-1682 годах царь Феодор Алексеевич (+ 1682 г.) предлагал учредить новые епархии и викариатства. Рассматривались вопросы о переходе Вязьмы из Крутицкой митрополии в Смоленскую епархию и о назначении в Вязьму викарного епископа, с местом его пребывания в Предтечевом монастыре. Исторические сведения о существовании Вяземского викариатства в конце XVII века не сохранились.

1 сентября 1684 года архимандрит Питирим, по благословению Патриарха Иоакима, получил новое ответственное церковное послушание – назначен на Тамбовскую кафедру. 15 февраля 1685 года, в Неделю блудного сына, в Успенском соборе Москвы Святейший Патриарх Иоаким, с сонмом архиереев, совершил хиротонию архимандрита Питирима в сан епископа, с титулом Тамбовский и Козловский. Однако в Тамбов преосвященный Питирим выехал не сразу, но лишь в начале 1686 года, вероятно находясь при Патриархе в столице. По пути на кафедру он заезжал в Воронеж для беседы с преосвященным Митрофаном, епископом Воронежским (+ 1703 г.; память 23 ноября/ 6 декабря н.ст.), с которым его связывали тесные узы дружбы. Известно, что они часто встречались и много времени проводили в духовных беседах.

Тамбовскую епархию образовали в 1682 году, выделив ее из Рязанской кафедры. Все ее пространство, в те времена составлявшее окраину центральной России, покрывали густые, непроходимые леса из пород дуба, сосны и березы, в которых рыскали волки, медведи, соболи и куницы. Коренное население состояло из общин мордвы и мещеры, живших в верховьях реки Цны (бассейн Волги). Также на этой территории жили черемисы и татары. Из русских областей на Тамбовщину заходили лишь вольные люди, и убегавшие от наказаний за преступления, а позже и ссылаемые сюда раскольники из старообрядцев. Местные жители занимались охотой, рыболовством, пчеловодством. Край этот, как пограничный, а через него с 1647 года проходил так называемый Тамбовский вал – часть Симбирской засечной черты, постоянно подвергался набегам со стороны кочевых народов. Для защиты территории России здесь строились города-крепости: Ряжск (1502 г.), Шацк (1552 г.), Данков (1563 г.) и другие. Позже, по указу царя Михаила Федоровича (+ 1645 г.), устроили города Козлов (1635 г.) и Тамбов (1636 г.). Значительную роль в заселении Тамбовского края сыграли монастыри, первый из которых – Троицкий в 1627 году основан иеромонахом Иосифом на реке Лесной Воронеж.

Первым епископом на Тамбовскую кафедру назначили Леонтия, хиротонисанного 25 марта 1682 года из игуменов Галицкого Авраамиева монастыря. Он пробыл здесь всего несколько месяцев до января 1685 года, к сожалению, поддался соблазну раскола, был отрешен и сослан в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где жил еще до 1707 года.

В Тамбов преосвященный Питирим прибыл в первых числах марта 1686 года в сопровождении своего келейника Василия и нескольких монахов. Он стал постоянно в архиерейском доме и в храме учить людей истинам христианской веры. Владыка Питирим часто служил, нередко сам становился на клирос и обучал причт церковному чтению и пению. По преданию им в Тамбове написаны несколько образов, украсивших крепостные ворота и храмы города. Причем один из них – список с иконы Ильинской (Черниговской) Божией Матери, впоследствии получил название – Тамбовский. Считается, что из Вязьмы он привез в Тамбов Смоленский образ Божией Матери «Одигитрии».

Много труда и душевных сил вложил преосвященный Питирим в устроение новых храмов и обителей, благолепному украшению которых он придавал особое значение. За время пребывания его на Тамбовской кафедре число приходских церквей достигло ста шестидесяти восьми. В 1688 году он, вместе с преосвященным Митрофаном Воронежским основал в нескольких верстах от Тамбова, на правом берегу реки Цны, Трегуляев Иоанно-Предтечев мужской монастырь. Преосвященный Питирим любил бывать в этой уединенной обители, называвшейся до 1811 года Загородным домом для архиереев Тамбова, проводя время в молитве и аскетических подвигах. В 1690 году по благословению преосвященного Питирима в северо-восточной части города Тамбова, при впадении речки Студенца в реку Цну, основан Вознесенский девичий монастырь, первой настоятельницей – игуменьей – которого стала его сестра монахиня Екатерина.

В 1694 году при его непосредственном участии в центре Тамбова начали возведение каменного кафедрального двухэтажного собора в честь Преображения Господня. При жизни преосвященного Питирима успели возвести только первый этаж. По преданию на свои личные средства он приобретал утварь для собора. Он совершил великое освящение придела в честь святителя Николая чудотворца. Здесь у южной стены нового храма преосвященный Питирим определил и место для своего погребения.

На архиерейской кафедре святой Питирим не только не ослабил прежние подвижнические труды, но еще более их усилил. Около архиерейского дома он своими руками ископал колодец, над которым позже поставили часовню, а с 1868 года к нему стали совершать Крестный ход для освящения воды.

Всю свою жизнь преосвященный Питирим находил радость и покой в Боге. В его келии, кроме Смоленской иконы «Одигитрии», постоянно находились Девпетерувский образ Пресвятой Богородицы (явлен в 1392 г.; празднуется 29 февраля/13 марта по н. ст.) и иконы святителя Николая чудотворца, святых Прокопия и Питирима. Перед ними он совершал свое молитвенное правило. Сохранилось предание, что однажды, во время тяжелой болезни преосвященного Питирима Господь утешил его дивным видением. В молитве он обратился с просьбой об исцелении к своему первому небесному покровителю – святому Прокопию Декаполиту. В это время ему явился преподобный Прокопий и стал молить о нем Господа. По молитве преподобного в облаке явился Спаситель и благословил владыку Питирима. После той болезни и чудесного явления, он прожил еще около трех лет.

В 1697 (1698) году, 28 июля/10 августа по новому стилю, в семь часов вечера, в день празднования Смоленскому образу Пресвятой Богородицы «Одигитрия», окончилась земная жизнь святого Питирима. Правильно считать, что он скончался в 1697 году, т.к. 21 ноября 1697 года на Тамбовскую кафедру хиротонисали архимандрита Солотчинского Рождество-Богородичного Рязанского монастыря Игнатия (Шалгина; + 1718 г.). Преосвященный Питирим отошел ко Господу, в возрасте пятидесяти трех лет. Погребен он, по его духовному завещанию, в Преображенском кафедральном соборе Тамбова. Над могилой поставили резную деревянную раку. Здесь неоднократно совершались исцеления больных. Божественные откровения побуждали людей со всех концов России ехать в Тамбов за благодатной помощью, истекавшей от места его захоронения. Известно, что преподобный Серафим Саровский (+ 1833 г.) посылал больного ногами Н. А. Мотовилова в Тамбов, помолиться у гробницы преосвященного Питирима. После совершения молебна в Преображенском соборе последовало его исцеление.

Келейный Девпетерувский образ Божией Матери, находившийся у гробницы епископа Питирима, особенно прославился в 1833 году во время одного чудесного события. Женщина, муж которой по ложному обвинению находился в тюрьме, увидела во сне неизвестного ей старца. Он повелел ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима и отслужить пред ней молебен. Женщина нашла этот образ Пресвятой Богородицы, и попросила одного из священников отслужить пред нею молебен. Вскоре после этого ее мужа оправдали.

С тридцатых годов XIX века в Преображенском соборе велась особая книга, в которой записывались чудеса, происходившие по молитвам у гробницы еще не прославленного святого.

28 июля 1914 года, по ходатайству архиепископа Тамбовского Кирилла (Смирнова; + 1937 г.), решением Святейшего Синода, преосвященного Питирима причислили к лику святых Русской Православной Церкви. В 1914 году написан и издан в Санкт-Петербурге в Синодальной типографии «Акафист иже во святых отцу нашему Питириму, епископу Тамбовскому, чудотворцу».

22 февраля 1919 года мощи святителя Питирима вскрыли местные большевики, но чудесным образом они сохранились и остались в Спасо-Преображенском соборе, переданном Тамбовскому областному краеведческому музею. В 1988 году, при епископе Евгении (Ждане; с 1991 г. – архиепископ; + 2002 г.), в дни празднования 1000-летия Крещения Руси, мощи святителя Питирима возвращены верующим и помещены в Покровском кафедральном соборе Тамбова. Над гробницей угодника Божия соорудили новую резную сень, а рядом поместили Девпетерувскую икону Божией Матери. Днем второго обретения мощей святителя Питирима стало 23 июня 1988 года. Позже, 8 августа 1993 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при высокопреосвященном Евгении, мощи святителя и чудотворная икона Богородицы перенесены в нижний – Никольский придел, возвращенного в 1993 году епархии и восстановленного Спасо-Преображенского собора. 8 августа 2004 года при преосвященном Феодосии (Васневе; на кафедре с 2002 г.) в Тамбове прошли торжества, посвященные 90-летию прославления святителя Питирима.

Прибыв из далекой Смоленской земли на Тамбовщину, святитель Питирим основал кафедру, на которой Господь прославил не только его самого, но и десятки других архипастырей и мирян, причисленных к лику святых. Среди них: преподобный Серафим Саровский (+ 1833 г.), преподобный Амвросий Оптинский (+ 1891 г.), святитель Феофан Затворник (+ 1894 г.), преподобный Силуан Афонский (+ 1938 г.) и многие другие. В начале XX века в Тамбовскую епархию входили такие известные монастыри России, как Санаксарский Богородицкий, Саровская Успенская пустынь в Темниковском уезде и Успенская Вышинская пустынь в Шацком уезде. Память святителя Питирима совершается 28 июля/10 августа в день Собора Тамбовских святых и в день Собора Смоленских святых (первое воскресенье перед 10 августа). Во время всенощного бдения в икосе по шестой песне канона святителю Питириму поется: «Воспоим днесь, вернии, святителя великаго в песнех и пениих духовных: радуйся, отче Богоносне Питириме, Смоленския земли отрасль пречестная, во граде Вязьме благодатию Божию напоенная и яко крин процветшая… Радуйся, Тамбовския земли похвало».

Иеромонах Даниил (Сычев)

Литература:

  • Акафисты русским святым. Н-Ф. «Титул». СПб., 1996. С. 233-244.
  • Акафист иже во святых отцу нашему Питириму, епископу Тамбовскому чудотворцу. Тамбовская епархия Московского Патриархата. Тамбов, 2006.
  • Архиепископ Димитрий (Самбикин). Тверский патерик. Краткия сведения о Тверских местно чтимых святых. Репринт. Тверь, 1991. С. 98-101.
  • Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Издательский отдел Московского Патриархата. Репринт. М., 1993. Т. I. С. 102.; Т. II. С. 1543, 1570.
  • Вяземский Иоанно-Предтечев монастырь. Сост. м. Ангелина (Нестерова). М., 2001. С. 8.
  • Журнал Московской Патриархии. № 9. М., 2004. / Юбилейные торжества на Тамбовской земле. С. 34- 41.
  • История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. ПСТГУ. Москва, 2006. С. 481-482.
  • Каулен М.Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри России. Каталог-справочник. «РИПОЛклассик». М., 2005. С. 610.
  • Месяцеслов. Март-август. Издательство Белорусского Экзархата. Минск, 2005. С. 676-678.
  • Минея. Июль. Ч. 3. Издательский Совет Русской Православной Церкви. М., 2002. С. 277-280.
  • Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. 992-1892. Издание Сретенского монастыря. М., 2002. Т. I. С. 482; Т. II. С. 492-495.
  • О тебе радуется. Чудотворные иконы Божией Матери. Сост. Дмитриева Н.В. Издательство Сретенского монастыря. М., 2004. С. 249.
  • Полное собрание исторических сведений обо всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. Репринт. «Книжная палата». М., 2000. С. 460, 463.
  • Православныя Русския обители. Репринт. «Воскресение». СПб., 1994. С. 422-423, 428.
  • Симонова Т. Фрагменты истории Козловского Троицкого мужского монастыря. / Журнал Московской Патриархии. № 8. М., 2003. С. 90-91.
  • Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. «Рукописные памятники Древней Руси». Репринт. М., 2007. С. 595, 891, 895, 902.