Новости Смоленской митрополии

21 Марта 2016




В неделю 1-ю Великого поста, в празднование Торжества Православия, епископ Вяземский и Гагаринский Сергий совершил Всенощное бдение и Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Вязьмы.

Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления протоиерей Валерий Калинин, духовенство собора.

За литургией пел архиерейский хор, регент – Елена Платонова.

Проповедь по запричастном стихе произнес клирик собора иеромонах Симеон (Березкин).

На праздник Торжества Православия пришли многочисленные верующие. Кафедральный собор был заполнен молящимися. Более 150 человек причастились в этот день в соборе Святых Христовых Тайн.

«День радостный, и веселия исполненный явися днесь» (стихира на утрени) – потому что время Поста – есть время особой радости, радости в переживании нашей веры, начало которой полагается в день сегодняшний, который так и называется – Торжество Православия.

После литургии было совершено молебное пение в Неделю Торжества Православия.

По окончании богослужения епископ Сергий произнес проповедь. Его Преосвященство рассказал об истории, смысле и значении праздника Торжества Православия

«Братья и сестры сердечно поздравляю с воскресным днем, причастников с принятием Святых Христовых Тайн!

В первое воскресение великого поста Святая Православная Церковь по всей земле празднует Торжество Православия. Этот праздник имеет очень древние корни. В VIII веке многие из верующих людей стали отходить от православия, смущаемые тем, что не надо почитать святые иконы. И таких людей было множество. И к ним примкнул даже византийский император. Общество православных раскололось. И тогда было решено созвать VII Вселенский собор. И на этом VII Вселенском соборе Церковь постановила почитать святые иконы и воздавать должное поклонение тем, кто на этих иконах изображен. Ибо мы поклоняемся, как было отмечено в решениях Собора, не доскам, не краске, а поклоняемся первообразу.

Если на иконе изображен Господь наш Иисус Христос, – поклоняемся Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Если изображена Пречистая Богородица, – поклоняемся Пресвятой Богородице. Если изображены святые угодники Божии, – то поклоняемся тем святым, которые изображены на святых иконах. Надо было прожить пятьдесят лет, чтобы эта ересь ушла из христианской жизни. И вот когда народ объединился, спустя почти пятьдесят лет, и был установлен праздник Торжества Православия.

Почему появляются расколы среди православных людей? Да именно потому, что человек, отходя от Бога, забывает о его Божественных заповедях. Уходя от Бога, забывает, что Церковь Христова – и столп, и утверждение истины.

Как многие сейчас живут? Бог ведь нужен человеку когда? – когда надо крестить ребенка, когда надо отпеть, когда человеку становится плохо – вот тогда нужен Бог. А если этого не требуется, то Бог исчезает из жизни наших современников. Исчезал Он и ранее.

Бог должен присутствовать в центре всей жизни православного христианина, а не где-то на задворках. И вот когда мы с вами изгоняем Бога из своей жизни, из своего сердца, то на это место кого мы с вами поставляем? Поставляем себя. И слушаем не Бога, хоть прекрасно знаем, что если Бог сказал: не кради, значит это так! если Бог сказал: не прелюбодействуй – это так! Бог сказал: не убивай – и это так!

Но мы с вами совершаем эти страшные, ужасные грехи – стараемся оправдать себя и сказать: ну вот так получилось, стараемся забыть, что было в нашей жизни. И когда мы с вами отходим от Бога, от Церкви, то стараемся и утвердить не только свое я, но и утвердить «свою веру». Не ту веру, которую принес на землю Господь Иисус Христос. Не ту веру, которую проповедовали святые апостолы, а «свою веру». Привнести что-то новое, привнести, казалось бы, что-то необходимое, но в будущем окажется коварное. Ведь те люди, которые отступали от Церкви, отступали от веры, не чувствовали какими-то отступившими. Они говорили, что мы боремся за чистоту веры. Какой веры? Не той, которую проповедовал Господь, не той веры, которую проповедовали святые апостолы, а «свою веру». И мы с вами знаем о том, что после VII Вселенского собора прошло ведь много страшных расколов. Раскололо Церковь на восточную и западную. Западная церковь раскололась и из нее вышли протестанты, все те секты, которые мы сегодня с вами видим, о которых нам хорошо известно.

От Русской Православной Церкви в XVII веке откололись так называемые старообрядцы. От чего это все происходит? Это происходит только из-за того, что мы с вами забыли, что Церковь создал Господь Иисус Христос, а не мы с вами. И все те ответвления, которые сейчас есть, они не есть истинная церковь. Ведь Господь Иисус Христос создавал Церковь когда? Когда ниспослал Духа Своего Святого на апостолов. Он ее не создавал в веке десятом, ни в одиннадцатом, ни в шестнадцатом, ни в семнадцатом и не в двадцатом веке. Кто же эти «церкви» создал? Создали люди, которых обуяла гордыня, которые перестали подчиняться Святой Церкви. И как Господь говорит: «Я есмь лоза виноградная, а Отец Мой виноградарь, всякую ненужную ветвь Он от Меня отсекает, и высыхает та ветвь, и бросают ее в огонь как не нужную». Для чего, для того чтобы виноградная лоза росла бы и приносила свой плод. И вот эти ветви, которые мы сегодня с вами имеем, это те ветви, которые отпали от виноградной лозы и нет там спасения, самое главное нет там и Христа. Потому что Христос находится в Своей Церкви, то есть среди людей, которых Он искупил Своей драгоценною Кровью. Тех людей, которых Он избрал Себе в достояние вечное.

И поэтому, дорогие братья и сестры, мы с вами живем сегодня в очень тревожное и искусительное время. Нам сегодня предлагается все, кроме правды. И лжеправда нам сегодня предлагается под видом правды. Но мы с вами должны стоять в истине, держаться Церкви Христовой, держаться веры, той веры, благодаря которой на нашей земле появились такие светильники, как святитель Николай, архиепископ Мирликийский, как преподобный Сергий, игумен Радонежский, как преподобный Серафим Саровский, как преподобный Авраамий Смоленский, как преподобный Аркадий Вяземский. Вот плоды нашей с вами Церкви. А где же плоды тех ветвей, которые откололись от церкви? Их нет!

Братья и сестры, будем внимательны, когда приходят в ваши дома неизвестные проповедники и предлагают свою литературу, предлагают посетить их собрания. Если не знаете, что им ответить и как поступить, – посоветуйтесь с православным священником, их литературу приносите в свой храм и также покажите священнику. И вам непременно будет дан правильный совет. Важно, чтобы эти брошюры, листовки, книги не попали в руки ваших детей, внуков, неискушенных во всех подобных соблазнах, не имеющих твердых основ веры православной, учения Православной Церкви. Ведь очень часто дети наши совсем не знают Священного Писания – мы не научили их, не выполнив свой родительский долг по приобщению к вере Христовой.

Будем же мы сегодня сугубо молиться о тех людях, которые отпали от нашей Церкви. Ведь это наши родные русские люди, которые ушли в секты, ушли в расколы. Будем просить Бога, чтобы Он просветил их разум, снял покрывала с их глаз, чтобы возвратился к ним слух, и они услышали зов матери-Церкви.

И чтобы они вернулись к своему Господу и Спасителю. Вернулись в Его Церковь, в которой Он является главой. Аминь».

По благословению правящего архиерея в храме продолжили свою работу воскресные школы: для детей, руководитель – Елизавета Владимировна Чупина, для взрослых, руководитель – иеромонах Симеон (Березкин).

Его Преосвященство пригласил прихожан на богослужения 2-й седмицы Великого поста: Божественные литургии Преждеосвященных Даров во вторник (40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся), в пятницу.

По благословению архипастыря в среду литургия Преждеосвященных Даров будет совершаться вечером в 18.00 часов.

Источник: www.vyazmaeparh.ru