Новости Симбирской митрополии

Источник информации: Симбирская епархия
23 Июня 2012

24 июня в 11.30 начало второго этапа знаменитого исторического крестного хода несущего Святой образ Казанской Жадовской Божией Матери.

Православные, приходите помолиться у Чудотворного образа и проводить его в дальнюю дорогу.

Далее приводим путевые заметки летописца крестных ходов Нафанаила, записанные и составленные им в первом этапе весной-летом этого года.

По моим подсчетам крестный ход в первом этапе в мае-июне 2012-го года прошел и проехал 1600 км. За двадцать дней пути совершены Богослужения в 50 храмах, молитвенных домах или населенных пунктах.

1847-1927, 2004-2012, 90-ый крестный ход во Симбирской епархии.

Крестный ход душой паломника.

Восьмой год в пути, Нафанаил, 2012.

. «Мы помним свой род, помним свое назначение и чтим Святыни!»

Наместник Жадовской путсныни игумен Филарет.

«Чудотворной она будет по вашим молитвам!»

Протоиерей Геннадий (Новоульяновск)

По желанию симбирских граждан, епископ Симбирский и Сызранский Феодотий (в миру Феодор Озеров), исходатайствовал разрешение ежегодно приносить в Симбирск из Жадовской пустыни Чудотворную икону Казанской Божией Матери. Им же в Карсунском уезде была восстановлена опустевшая Жадовская пустынь. Высокопреосвященнейший Феодотий управлял Симбирской кафедрой с 1842 до своей кончины в 1858 году. С этого времени святыню Симбирской губернии Икону Божией Матери Казанская Жадовская традиционно приносили в губернский град Симбирск до самого запрещения в 1927-м году советской властью.

Уже 23 января 1918 года Советским правительством был издан декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В специальной инструкции к этому декрету говорилось: «Религиозные шествия, а также совершение каких бы то ни было религиозных обрядов на улицах и площадях допускается лишь с письменного разрешения местной Советской власти». В первые годы советская власть воздерживалась от решительных действий.

В 1926 году в Ульяновске было два епархиальных управления и два кафедральных собора. Обновленческий архиепископ Иоанн (Никольский) служил в Вознесенском соборе, где, кроме служб устраивались лекции и «Духовные концерты», епископ Тихоновской Церкви Виссарион (Зорин) служил в Свято-Троицком кафедральном соборе. В архиве Ульяновского епархиального совета «староцерковной ориентации» сохранился документ, который дает возможность представить то смутное время.

«НКВД.

Губернский административный отдел Ульяновского губисполкома.

21 мая 1926 года.

В Ульяновский временный епархиальный совет.

Настоящим сообщается, что ГАО не может аннулировать данное им ранее разрешение епархиальному управлению синодальной ориентации на принос и встречу Жадовской иконы Казанской Божией Матери и таковое разрешение остается в силе, а потому и не может выдать такое же разрешение Вам на одно и то же время. Кроме того, Губадмотделу официально известно, что епископы Иоанн и Виссарион участвовать в общем крестном ходе не будут, а каждый из них встретит названную икону у своего собора, духовенство же крестным ходом со всех церквей г.Ульяновска, собравшись согласно церемониалу у Богоявленской церкви, пойдет обычным порядком – общим крестным ходом за р.Свиягу для встречи иконы».

Всего же со времени начала до запрещения властями был проведен восемьдесят один крестный ход в Симбирск из Жадовской пустыни.

Настоящий крестный ход по счету девяностый, он продолжение древней традиции путешествия с Жадовской иконой в град Симбирск для поклонения верующего люда Пречестной Матери Божией.

13 мая 2012 года наместник мужского монастыря игумен Филарет (Коньков), отслужил молебен и перед началом дальнего пути, девятого крестного хода со времени возобновления в 2004-м году, обратился к паломникам и провожающим крестный ход людям.

«В первую очередь, крестный ход это молитва, в которой мы спрашиваем благословение у Бога для нашей жизни, нашей земли. У Бога не бывает пустых прошений, хотя бывает, просят богатства и материального чего либо, но самое главное, чтобы наши души были вместе с Богом. «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны быть в духе и истине», говорится в Писании. И вы люди, идущие за Матерью Божией должны послужить Богу своим духом и истиною, пройти и исповедовать веру христианскую перед всеми встречаемыми людьми, если кто еще безбожник Христос тому встретится с вами в пути. Ибо сказал Господь, кто постыдится имени Моего, Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыжусь и Я. Это тоже нам нужно помнить. Поэтому будем без страха нести имя свое христианское, и просить в молитвах благословение Божее на нашу землю, на место, где мы с вами обитаем, трудимся, живем, благословили наш край, наши власти, наше священство, всех верующих людей, чтобы Господь всегда пребывал с нами, вразумлял, утешал, а, если надо, то и наказывал. Потому что без вразумления, бывает, человек ничего не понимает и не помнит. Что нас делает людьми, чем мы отличаемся от безгласных зверей и птиц, а тем, братья, что мы должны знать Бога. Душа должна веровать Богу, это делает нас наследниками Царства Небесного. Мы помним свой род, помним свое назначение, и чтим Святыни, которые Бог нам дал, чтобы мы помнили о Нем. Одна из таких Святынь наша явленная Чудотворная икона Жадовской Божией Матери.

Здесь сама Царица Небесная, принимая наши мольбы дает каждому во благое, а самое главное, чтобы спаслись наши души. Она не оставит нас без благословения, даст нам все нужное для нашего спасения. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит? Чем выкупим душу? Ничем, братья мои. Поэтому в крестном ходе будем молиться, чтобы Господь и Его Пречистая Матерь даровали нам спасение души, прежде всего прочего, всё потребно для нашего спасения души».

К началу крестного хода в области стояла погода ясная, солнечная, температура поднялась выше обычной для этого времени, в полдень доходила до 30, и люди стали поговаривать, как бы вновь не повторилась засуха, подобная лету 2010-го. Даже ветерка не было в этот первый день дальнего пути с Чудотворным образом. В монастырском пруду солнце купалось в воде и переливалось разными цветами, как по народному преданию небесное светило радуется только в Пасху, отчетливо отражались восстановленный Казанский храм, братские корпуса, высокие кроны старых сосен.

Уже высоко взошедшее солнце, слепило хоругвиносцев и других монахов, несших носилки с Иконой. Процессия обошла главный монастырский храм, в котором хранится образ Божией Матери весь год, только на время принесения его в Симбирск, покидающий намоленные стены Обители, и прошла рядом со святым живоносным источником, двинулась дальше. Отец Филарет обильно окропил всех паломников, машины, автобус святой водой и благословил в дорогу.

Первым селением на нашем пути был город Барыш. Чудотворную икону ждали в больничной церкви св. вмч. Пантелеймона. Врачи и болящие, а так же ближайшие жители встретили Матерь Божию богородичным пением. В церкви отслужили водосвятный молебен, читали акафист. В этот же день в икону перенесли в Троицкий храм Барыша, где она пребывала до следующего дня. Старушки из прицерковного дома престарелых плакали перед ней и молили о спасении. Вот, причитали они, еще один год прожили, дожили до прихода Богородицы, слава Богу.

А ангелы Божии подняли солнечный диск уже прямо над крестом Троицкой церкви, для того, как верили в старинных славянских поверьях, чтобы солнце весь день следило за всеми нами, за нашими делами и вечером рассказывало обо всем Господу.

Полдень, невыносимо жарко. Паломники откушали нехитрую трапезу в столовой богоугодного дома. Отдыхают, рассевшись на лавочках.

Мы в Заречном. Прошли крестным ходом через все село. Молебен служили в заново отстроенной после полностью сгоревшей церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Прежний же храм имел три престола: Иоанна Предтечи, Рождества Пресвятой Богородицы и Димитрия Солунского и был втрое больше настоящего. Мой собеседник Любовь Григорьевна Майданова, первая помощница батюшки Алексия, дочь Григория Ивановича Майданова, человека, стараниями которого был открыт приход в Заречном после десятилетий прекращения здесь Богослужений, открыта старая церковь, а в село был направлен священник. Деньги на устройство церкви Григорий Иванович собирал со всех окрестных деревень. Она, как реликвию, хранит все документы, протоколы об этих исторических событиях. Любовь рассказала о своем отце, детстве, юности. Мама Мария уже 20-ть лет служит в церкви певчей, ей 87-мь лет. Говорит, что учились от прежних, старушек, певчих, которые рассказывали о церкви до закрытия: «Они говорили, когда Псалтырь читаешь, - с Богом разговариваешь. Раньше не было церковных книг, помню, как в 1966-м году, когда я впервые начала читать Евангелие, молитвы переписывала, у кого найду. Первый раз прочитаешь, ничего не пойму, потом разбирались. Муж умер 19-ть лет назад, 31-го марта. Он был на десять лет постарше, 78-мь лет прожил. Когда церковь горела, он уже очень больной лежал, я ему говорю: «Григорий, церковь горит. Он: «Господь не допустит, но, так было угодно Богу, что церковь тогда сгорела ». В детстве его мать отдала в церковь послушником, но потом в 33-м году церковь закрыли, он шофером работал. Война началась, на фронте был, на полуторке раненых отвозил. Рассказывал, когда страшно было очень, снаряды кругом, молитвы читал, взрывы были впереди и сзади, а в меня не попадали.

Дочь Люба училась в Ульяновске в училище, училась очень хорошо. И подруги и учителя уговаривали вступить в комсомол, говорили, ты идешь на красный диплом, это стыдно! Вступай, папа не узнает, никто ему не скажет. Но она не смогла обмануть отца и пойти против его воли. Отец был категорический противник советской власти, молитвенник, детей своих воспитывал в строгости, по совести, учил Бога бояться, «не убей», «не укради», всю жизнь им по заповедям завещал жить. Сейчас Любовь Григорьевна учитель истории, рассказывает: «Как то приехали врачи и все дети проходили медосмотр. Я не успела снять, спрятать крестик, и его увидели. После этого очень долго меня дразнили «богомолкой», «шаманкой». Мама Мария добавляет: «Много мы претерпели за веру, за Христа, невестку мою даже били за то, что носила крестик. Всяко ругали, что не вступают дети в пионеры, комсомол. Много пережили».

Год ходил Григорий Иванович, хлопотал об открытии церкви, потом год ремонтировал, и еще год служил, а потом заболел и уже не сумел даже ходить в церковь.

Среди ценных приходских бумаг, в архиве Майдановой несколько исторических бесценных фотографий. Фото старого храма, открытого после разрешения властей. Фото большой группы сельчан на крыльце старой церкви, впереди архиерей Симбирской епархии епископ Прокл в окружении духовенства, среди которых протодиакон Алексий Скала. Снимок сделан после Литургии, отслуженной владыкой. Есть две фотографии и самой Литургии, одна снята с балкона храма и на ней видно множество людей и всех священников.

Мы собираем скорби и печали по всей губернии, а чем наша земля отличается от соседних областей? От всех прочих? Где лучше сейчас? Нет работы, нет ни одного нормального хозяйства. Почему же такая тяжкая жизнь в деревнях и селах? Утешение и радость только перед Святым образом в церквях, а в домах пусто, дети уходят из сельского хозяйства, которое полностью развалено, выпускники не хотят поступать в сельхоз техникумы и сельхоз институты, потому что ни они сами, ни их родители не видят улучшения на селе! Что будет дальше? Мы еще помним какими крепкими и богатыми были большинство хозяйств двадцать лет назад, что же случилось за эти последние годы? Кто ответит перед Богом, перед будущими поколениями?

Акшуат встретил паломников несущих Святой Образ колокольным звоном, который разносился далеко по округе, благодаря тому, что молитвенный дом стоит на возвышенном холме над местностью. В местной молельне нет колокольни, а колокольный звон раздавался из динамиков, закрепленных на крыше дома. Жителей тоже, как и в Заречном, собралось довольно много, пришли пациенты из дома инвалидов, который опекает отец Алексий.

Село Поливаново. Очень порадовала некая дружная сплоченность людей, которые пришли встречать Чудную Святую Икону, общность, хотя на селе только совсем недавно был построен первый храм, большой рубленный из дерева, в старорусском деревенском стиле, церковь назвали в честь Апостола Андрея Первозванного. Пока не было архиерейского освящения, отец Димитрий готовит все необходимое для этого важного будущего события. Приход новый, прежде здесь храма никогда не было. Верующие были вынуждены ездить в Барыш или Заречное. На пожертвования сельчан, предпринимателей, руководителя фабрики «Добрый Стиль» Александра Батарева за два года был построен первый храм в этом селе.

Отец Димитрий Сергиев, выпускник Нижегородской семинарии в 2007 году, переехал в наш город, где владыкой был рукоположен в диаконы и во пресвитеры. С 1 сентября 2011 года назначен священником в село Поливаново, рассказывает, что народ в храм ходит, по воскресениям после Литургии настоятель устраивает с прихожанами беседы, чаепития, где люди задают вопросы, проблемы приходские и личные, происходит живое общение: «Вместе не только молимся, но и решаем насущные вопросы сельской жизни». Организована воскресная школа, куда приходят, в основном, почему то только мальчишки, батюшка занимается с ними изучением церковно-славянского языка, чтением.

На встречу с Богородицей верующие пришли с большими букетами цветов: сирени и нарциссов.

Село Измайлово. В этом селе Пресвятой образ Божией Матери всегда выходят встречать далеко за окраину, на дорогу, которую окружают высокие сосны. Люди встают в длинную цепочку посреди дороги на колени, поют Христос Воскресе из мертвых, и потом на протяжении всего пути к процессии пристраиваются все новые и новые верующие, так, что к концу движения, у самого храма народу становится настолько много, что в саму церковь войти могут далеко не все. На большой поляне, среди смешанного леса, собрана церковь, перенесенная из Жадовской Пустыни. В ней прежде, до строительства в монастыре каменного храма хранилась наша Чудотворная Икона. Владыка Прокл хвалит настоятеля, отца Евгения, сумевшего сохранить и, в общем, создать новый храм из намоленного, ставшего родным и дорогим архиерейскому сердцу. По видимому только перенесенное основание церкви изменит свое название: из Казанского, как он назывался в монастыре в храм по имени прихода с.Измайлово Георгия Победоносца. В центре села я заметил и даже сделал фотоснимок большого плаката-баннера, извещающего сельчан о крестном ходе, идущем навстречу крестному ходу с иконой Казанской Божией Матери. В чудесном месте расположен храм в Измайлово – на берегу большого озера, в котором отражаются, стоящие на противоположном берегу дома и деревья, голубое далекое небо. Ну чем не Измайловская Венеция? По-моему даже красивее и ближе нашему сердцу!

Город Инза. Директор начальной школы-сада Лидия Григорьевна вместе с учителями привела все классы, всех детей на дорогу по маршруту следования крестного хода с Жадовской иконой. Инициатива этого благостного дела принадлежит самой Лидии Григорьевне, сугубо верующему человеку. Она давно дружит с архимандритом Адрианом Шитовым, даже по-прежнему называет его отцом Николаем. Говорит, что не в первый раз приводит своих воспитанников поклониться святому образу. Дети, взявшись за руки, доверчиво и с нескрываемым интересом проходили под иконой, которую держали священники, отец Никодим вместе с паломниками пел Богородице, Дево, радуйся, чем-то напоминая малышам, доброго деда мороза. Так было.

280 преподавателей и сотрудников, тысяча студентов собралась у здания Инзенского филиала Ульяновского государственного университета поклониться образу Божией Матери. На площади перед ним архимандрит Шитов отслужил молебен, поздравил собравшихся с праздником, благословил всех на добрые дела и просил о помощи Божией, кропил всех проходивших к Святому образу святой водой. По словам ректора здесь впервые в этом году был отмечен день Святой великомученицы Татианы, состоялся грандиозный праздник, который начался Богослужением, с последующей чередой различных мероприятий в рамках православных традиций. Всегда отмечаются Пасха, Рождество, многие двунадесятые праздники. Среди почетных гостей здесь всегда отец Адриан, который любит и умеет общаться с молодежью и студенты отвечают ему взаимностью.

Сенгилей. Как много лет назад, так и сейчас отец Виктор со своим клиром ждал икону на входе в Сенгилей. Небольшой дождь никого не испугал, а напротив, порадовал, что польет огороды и поля. Но над Святой иконой укрепили зонт. Шли быстро, весь долгий путь церковным пением оглашали всю округу. Хочу продолжить мысль о чудесах, начатую в пройденных селениях. Пастырь местной церкви сказал, что «и во времена Иисуса Христа люди тоже ждали чуда, казалось, что придет сейчас Христос, избавит от римского владычества и материально обеспечит весь Израиль. И будет Израиль процветать. Но пришел Христос и принес совершенно другое учение, Он сказал: «Покайтесь! Ибо приблизилось Царствие Небесное. Все, что в мире этом, тому надлежит быть». Он призвал людей к покаянию, исправлению своего внутреннего состояния, потому что внешнее это ничто… Когда мы прикладываемся к чудотворному образу, мы должны понимать, что мы подходим не к какому то предмету, названному иконою, а к образу Пресвятой Богородицы. Если мы с вами имеем образ и подобие Божее, то образ иконы имеет образ и подобие Божией Матери. Поэтому и просить мы должны, прежде всего, не о здоровье, не о деньгах и материальном успехе нашем, а просить о спасении, о Царствии Божием».

Индом. Поселок Лесной. Дом для инвалидов, в народе его здесь называют «Индом». Место необычайно уединенное, тихое, расположено среди красивейших сенгилеевских лесов и холмов. Даже сам интернат находится на нескольких возвышенностях и ложбинах. Ворота открыты настеж, жители, пожизненно привязанные к этому местечку, ходят по территории свободно. Но при встрече с любым из них, становится не по себе. Отталкивающие лица, искаженные болезнью психической, дикие или совсем без всякого выражения глаза, перекошенные тела и конечности, в общем, как говорят: упаси, Господи. Но батюшка Виктор всем своим подопечным сердечно улыбается, ласково похлопывает по плечам, что-то назидательно многим говорит, и они все, удивительно: любят его. Мне страшно было подходить близко, снимать на фото и видео, а он смело кропил каждого водой, учил, как правильно подойти к Пречистому Образу, приложиться, поклониться. Если у кого-то не получалось, с доброй улыбкой поправлял: «Вот так, дорогой, мой, …милый, …хороший». Когда же отец Виктор после молебна начал говорить, они притихли все и были внимательнее, чем мы в своих церквях. Батюшка назвал, это место «богоугодным заведением, как издавна подобные учреждения называли». Из истории на самом деле, богоугодные заведения, предназначенные для сирот, больных, престарелых, появились после полной победы христианства. Во времена языческой империи их совсем не существовало. Основаны они были именно церковью, церковью и опекались. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Счастливы ничего не имеющие, ничего не жаждущие, потому что их есть Царство Божее.

Потом мы пошли со Святой иконою по палатам, где живут совсем «плохие», они лежали на кроватях, кто-то даже прятался под одеяло. И опять отец Виктор: «Не бойся, не бойся, мой сладкий, помоги тебе, Господь, сынок». Но вот мы зашли в комнату, которую как-то особенно подготовили что ли к приходу Матери Божией. Оказалось, что тут живет бывший офицер, десантник. Над кроватью висят фотографии, на которых он в военной форме, статный, боевой офицер. А вот теперь болезнь, повредила его рассудок, он оказался здесь. В палате номер … «боль». Мужчина несколько раз хотел встать, перед внесенной к нему иконой, но не сумел, остался сидеть на кровати, растерянно улыбался, пытался неумело перекреститься, говорил что-то несвязное. Но мы все видели, что главное он понимал,- к нему пришла Утешительница и единственная Надежда. Главное же понял и я, среди этих людей не было ни одного морального урода и нравственного паразита, духовного отморозка. Это были просто калеки,- люди, искалеченные нашим миром, победившим в них нечто духовное, сломившим, созданное Богом. Так было.

Село Оськино. По сложившейся традиции отец Адриан со своей паствой встречал Святую Икону, которую хранил двадцать лет в богоборские времена, на мосту через реку Инза, на окраине села. И на этот раз, сравнивая все крестные процессии во всех городах и селах, в Оськино было больше всех хоругвей и крестов, принесенных на встречу прихожанами. Большое множество народа пришло на торжественную встречу и богослужения в церковь.

Особенно запомнились дети. Учителя, отложив занятия, пришли в храм вместе с учениками. Пришла вся школа! Дети шли и шли нескончаемыми ручьями в несколько рядов! Все детишки держаться смиренно, достойно, знают, как правильно креститься, приложиться к святому образу. Как о нормальном явлении, сказал отец Адриан, что обязательно на второй день Пасхи, каждый год, причащается вся школа. Не в тягость и по принуждению, а в радость, по традиции. И еще одно традиционное причащение школа проводит для всех детей перед началом занятий 29 августа. Вы можете себе представить, когда в один день причащается 500 подростков! Учителя очень довольны этим, говорят, что ребятишки после посещения церкви себя очень хорошо ведут. Глядя на Оськинскую школу, подобную традицию планируют проводить и Инзенские школы! Когда проходят беседы в школе, отец Адриан планирует встречу на урок, а на деле беседа длится до трех часов! Дети задают и задают вопросы, интересуются всем, не отпускают батюшку.

Спрашиваю архимандрита Адриана: «Вся жизнь у вас прошла в одной церкви, на одном приходе. Вы счастливы? Жизнь удалась?»

Отвечает с улыбкой: «Всякое было. Но, считаю, что да, удалась. Было и трудно и хорошо, самое главное, поддержка народа. Много раз мне предоставляли возможность куда-то уйти служить в другое место, но благодаря тому, что народ ко мне очень хорошо относится, я не смог себя переломить, чтобы уйти отсюда! Приглашали и в Ульяновск, и ребятишкам моим было бы лучше и жить и учиться в городе, но не сумел я преодолеть себя, чтобы оставить свой народ. После их доверия и хорошего ко мне отношения. Было всякое, но во все времена они меня никогда не подводили. За сорок лет и власти привыкли ко мне, с ними со всеми очень хорошие отношения».

«Меняется ли с годами отношение к Святой Иконе? У народа, у вас?»

«Вы же видели, сегодня, что опять, как всегда, всё село пришло. Идёт возрастание веры. Вспоминаю, как проходило первое освидетельствование этой иконы, это было в нашем храме. Было тоже очень многолюдно. Люди не могли даже осознать для себя, как это так, была утеряна, и вдруг, нашлась, обретена вновь! И точно знаю, что весь наш город, село, когда случаются беды и проблемы, радости и праздники, во всех обстоятельствах жизни своей, всегда едут в монастырь. Для того, чтобы помолиться там. Попросить о своих нуждах и поделиться радостью, поблагодарить. То есть не ожидают прихода крестного хода, а едут к Святыне сами».

«Батюшка, за долгие годы служения вы достигли вершин церковной иерархии, добились почета, уважения и любви в народе и в духовенстве. Почему не кружится голова, не зазнались? Не возгордились, остаетесь таким же доступным и добрым, не меняется отношение к людям, не возникает высокомерие, а ведь так часто бывает?»

«В народе говорят: «Как хвалят, так свалят!» У меня эта простота с детства заложена. Боязнь, что сегодня очень хороший, а завтра никакой, существует. Когда так, как я, тише воды, ниже травы, так лучше было всегда. Я никогда ничем не кичусь, не зазнаюсь. Отношусь ко всем очень ровно и равно, по-доброму, особенно ко своим прихожанам. Людям нравится, что я доступен в любое время дня и ночи, я это вижу, за это уважают. Ведь люди приходят просто с какими-то любыми семейными проблемами, и говоришь с ними, даешь им советы, вникаешь в их жизнь, попроще, ближе к ним, и когда у них все получается, они бывают очень благодарны».

В Никольском храме, которому в этом году 26 июня исполняется сто лет, заметны большие реставрационные работы. Новая звонница, точно такая же, какая установлена в Германовском соборе Симбирска, настроена в электронном режиме, имеет 16-ть мелодий. Церковь стоит на холме в селе, и звон слышен был издалека. Самый большой колокол весит 1350 килограмм, второй семьсот, третий триста и далее по убыванию до восьмидесяти. Колокола осталось только привезти из Каменск-Уральска, «колокольной столицы», где производились и все звонницы для перечисленных храмов. Общая цена звонницы полтора миллиона. Средства помогали собирать районная и городская администрации Инзы, предприниматели. В районной администрации очень хорошо восприняли предложение отца Адриана установить новые колокола к юбилею храма. Даже была создана специальная комиссия для помощи сбора средств. Изготавливались специальные хомуты и все приспособления для монтажа. Для этого укреплена колокольня. Колокольня высокая, почти сорок метров. На колокольне установлен электромеханический привод, не каждый звонарь захочет подниматься на такую высоту: «Новые колокола это самый большой подарок для храма!», говорит архимандрит. Вокруг храма уложили новый асфальт, отремонтировали дороги.

Наружные стены храма-юбиляра окрашены заново, благоустроена территория вокруг. Насажены голубые ели, декоративные деревья. Торжество запланировано на 16 июля. Отец Адриан предвидит, что оно будет большим, привлекаются областные и районные структуры, будет приглашено большое число духовенства, Архиепископ Прокл.

Поучительный для многих из нас, родителей, а особенно молодежи, история из жизни женщины по имени Татьяна, которую я встретил на крестном ходе у святой иконы.

О Чудотворной Жадовской иконе Татьяна впервые услышала от отца Николая Шитова, а приняла участие в первом крестном ходе в 2007-м году в с.Поддубном, когда еще Михайловский храм был полностью разрушен, помнит, что была большая яма внутри здания, кругом горы земли, кирпича. Впоследствии, она откликнулась на просьбу отца Виктора, помочь восстанавливать этот храм. После этого попросила, чтобы принесли икону на предприятие, где работает.

«Помощи ждем. Только Божией помощи. Я сама ульяновская. Жили мы у церкви на Куликовке. Сколько лет себя помню, ходили с бабушкой на причастие, А потом, взросление и провал, но все-таки трепетные, чистые воспоминания того детства не дали мне спокойно жить и я вернулась к вере,- это бабушка дала мне». Было еще важное, переломное, трагическое событие в воспоминаниях Татьяны. Она рассказывает: «Так случилось, что мама была в разводе, а было ей всего 19-ть лет, и была она в положении. Тогда было очень стыдно, вот так без мужа рожать. Познакомили её с бабулей повитухой, которая делала аборты на дому. И когда её мама, моя бабушка, узнала об этом, а было это накануне Николы Зимнего, 17-го декабря. Бабушка, говорит, я упала на колени, я просила дочку, не делай этого, хотя бы в этот святой день, но она через неё перешагнула и ушла. А бабушка в церковь побежала, шла вечерняя праздничная служба. Она и помнит только, как стояла перед Николаем Угодником до конца службы: «Спаси, Николай Угодник, младенца!» Потом, бабушка, говорила: «Пришла домой, не разговариваем, обида между нами какая-то. А после, через неделю, спрашиваю у твоей мамы: ну как сделала аборт? А дочка отвечает, нет, мам, не смогла. И рассказала, что произошло в тот день: что все уж знали, Ульяновск, то город маленький, тем более договорились заранее. В тот вечер ходила, кружила вокруг этого дома повитухи. А потом решилась, подхожу. Там калитку нужно было открывать, дергать за веревочку. Только дернула, меня, как оттянуло силой какой-то обратно». Вот, так я и родилась. Это, потом, через много лет, когда мама умерла, мне бабушка рассказала: «Помни всегда, что спас тебя Святитель Николай, перед кем я молилась, чтобы ты появилась на свет». Так что вот молитвами к Николаю Угоднику я была спасена.

В Оськино баба Анна Ивановна Радаева, ей 90 лет, приютила меня по старой памяти-дружбе, она почти совсем оглохла. Чтобы с ней поговорить приходится громко кричать прямо в ухо. Она отодвигает платочек и подставляет ухо навстречу тебе, когда ты хочешь ей что-нибудь сказать, спросить. Отвечает нараспев, вспоминает о годах молодости, о муже, плачет. Показала открытки с поздравлениями к празднику Победы от президента и губернатора. Ходит уже очень плохо, сама до церкви дойти не может, возил ее вечером приложиться к святой иконе, а утром на обедню. Причастилась, слава Богу. До сих пор она печет просфоры, нет ей замены. Прощаемся у церкви. Кричу ей на прощание: «Бабка Анна, ты жди меня на следующий год, не умирай!» Все окружающие и она сама смеются, крестят нас на долгую дорогу, машут руками: приезжайте, будем ждать. Так было.

Перед расставанием в селе Оськино, наши женщины паломницы, от щедрого своего сердца, прямо у ворот церкви, пели, обращаясь к гостеприимным сельчанам, толпой обступившим нас: «У нас нет лучшего привета, чтобы почтить достойно вас, храни вас Бог на много лета, за то, что приняли вы нас. Благодарим, во Христе Боже, за хлеб, за соль, за благодать, и ниспошли Бог в этом доме, всем Царство Божее избрать».

В центре г.Инза Святую икону встретили на площади перед городской думой, где состоялся молебен, отец Адриан обратился к жителям города с призывом к покаянию и миру, благоразумию и умягчению сердец. Глава администрации города благодарил батюшку за опеку и помощь в воспитании молодежи, сказал, что роль церкви сейчас важна и крайне необходима людям. Крестный ход пешим ходом отправился к часовне во имя Веры, Надежды и Любови, где служили молебен, читали акафист. В течение нескольких часов к иконе приложились сотни людей. Перед небольшой часовней в беседке подвешены церковные колокола и седой звонарь с большими белесыми усами, торчащими в стороны, выбивал призывный, торжественный звон. По центральным улицам Инзы, во всю их ширину, на звон колокола шли сотни людей под христианскими знаменами-хоругвями.

Указывают направление крестоносителям, звонят колокола в городах и селах епархии, скрашивают путникам долгую дорогу, благовествуют народу Божиему, будят людские души ото сна духовного, не дают им зачерстветь. Колокола на церковных башнях сопровождали нас в крестном пути и радостно и грустно, такую музыку можно услышать только на Руси…

Село Поддубное.

Много школьников, директор школы, учителя, по мордовскому обычаю перед дорогими и желанными гостями люди выстелили дорожки и ковры далеко за ограду церкви. Был сильный ветер и, чтобы дорожки не уносило, их придавили камнями. На ковриках живые цветы и трава, старушки склонились в земном поклоне, стояли длинными рядками на них на коленях, дети шли впереди крестного хода и бросали цветы перед Святой Иконой, над всем селом раздавалось пение Богородичных тропарей и Христос Воскресе.

Перед самым Храмом Михаила Архангела матушка Таисия встретила Богородицу хлебом-солью, а дети выпустили в небо белых голубей.

Отец Виктор служил молебен в обновленном храме, освященном Архиеепископом Проклом в ноябре прошлого года, многое еще предстоит сделать по восстановлению старой церкви, которой нынешним летом исполняется 170 лет. Слава Богу, приход прирастает новыми людьми, собираются средства на новый купол, титановый с золотыми звездами на нем, такая мечта у жителей деревни Поддубное. Отправили фильм о возрождении старого храма Путину, где старушка Анна Поликарпова просит: «Путина просим, пусть поможет, нам церкву восстановить. Ведь у нас пенсии маленькие…», но говорят бабули: «До Бога высоко, а до царя далеко, услышат ли их молитвы в столице, неизвестно, остается только Бога молить».

Село Глотовка. Жители Глотовки во главе с батюшкой ожидали прихода паломников с образом Матери Божией далеко за селом, стояли на дороге посреди густого леса в облаке комаров, и все как один отмахивались от туч насекомых наломанными березовыми веничками. До церкви далеко, шли и молились и сетовали меж собой о забытых властями народах, населяющих нашу большую землю. В старой неказистой снаружи церкви в честь всех Всех Святых в земле Российской просиявших отец Александр Егоров делает внутренний ремонт, благоукрашает, стены выкрашены в светлые бежевые тона, отчего более достойно выглядят фрески и иконы. В Глотовку приехал сам отец Адриан и служил перед Чудотворным образом Божией Матери.

Село Труслейка. Кипит толпа вокруг святой иконы в Труслейке, настоятель протоиерей Павел Бобров прикладывает детишек к образу. Церковь Святителя Николая достраивается, украшается, прирастает новыми членами. После молебна народ не уходит. Длинным широким ручьем выстраиваются прихожане, провожая Чудную икону, просят духовенство перед прощанием еще раз пронести ее над их головами.

Конечно, большая часть всех приходивших на живоносный источник, берущий своё начало из Святой Обители с иконою, женщины, они несут к ногам Матери Божией свои семейные печали и радости.

Деревня Лава. Недалеко от Сурского в некогда цветущем селе местный житель Николай Блинков второй десяток лет строит церковь в память некогда стоявшей на этом самом возвышенном холме посреди всей деревни, церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. Здесь в благоукрашенном притворе батюшка Георгий с игуменом Никодимом сотворили молитву и поклонившись древнему большому животворящему кресту, сохраненному людьми со старого храма, вынесли опять икону, благословляя ей население сего места. Средств на завершение отделки у строителя церкви нет, люди не хотят вносить свои пожертвования, возведение храма заглохло, остановилось совсем. Печально. Не в пример тому, как в селе Поддубном, народ девять раз (все по списку) собирал средства на возрождение своей церкви. Как ни думай, а Божий дом нужен им самим, а не посторонним благотворителям, которые вдруг должны как-то помочь приходу, так только в мыльных операх бывает!

Поселок Сурское.

Промзино-городище одно из самых знаменитых паломнических мест в губернии. На знаменитую Никольскую гору уже десятилетиями приезжают сюда люди со всех соседних областей. Гору буквально разбирают на сувениры, паломники считают обязательным взять камушек с горы на память, ищут на нем лик Николая Чудотворца, наблюдал, как они набирают камни буквально пакетами. Молились мы в Никольском храме перед списком той самой иконы Николая Угодника, которая была явлена здесь в этом паломническом центре. Когда приходишь в места, подобно этому, то всегда ждешь чего-то особенного, чудесного. Поэтому и ездили мы на святую гору и источники. В лесу тишина необыкновенная, как в храме, только птицы Божии поют. На родниках Никольском и Казанском удивительный порядок, чистота, купальни в образцовом состоянии. Немало хлопот у батюшки Георгия и матушки Юлии с большим хозяйством: три источника, купальни, часовни на горе и на кладбище, храм в Сурском. Крестный ход никого не оставлял безучастными, люди выходили из своих лавок у придорожных магазинчиков, больниц, школ, стояли, крестились, шептали молитвы, взглядами провожая образ Божией Матери.

Многие приводят детей, прикладывают их к святому образу, насильно прижимая маленькие головки к Пречестной иконе. Это подлинно народный духовный праздник, пришедший в глубинку после десятилетий опустошений и репрессий. Возможно, не такими были те, былые крестные ходы во времена дореволюционные или годы гонений на церковь. Тогда их отличала особая аскетичность, молитвенность, но и сейчас всех принимающих участие в пути объединяет общая молитва, устремленность, мысли. Кто побывал тот навсегда оставит в памяти этот праздник строгий и радостный, смиренный и яркий. А на душе всегда есть такое тревожное и щемящее сердце чувство зовущей, дальней дороги, ведущей к Храму, к Небу, к Богу. И, когда после всего пережитого возвращаешься домой, то иногда кажется, что крестный ход продолжается где-то там далеко, и сжимается сердце, а как же я, почему я не там, не с ними, не иду следом за Крестом Христовым, не пою в церковном походном хоре, не слышу духовных бесед благочинного… Нас спасают дороги…

Прохождение крестного хода через какое либо село стало уже традиционно самым значимым событием в жизни жителей села и всех окрестных деревень, в которые икону не вносят, а люди приходят на встречу светлому образу сами. Наблюдал, как в Старых Алгашах верующие приехали на большой тракторной тележке-платформе, прицепленной к обычному колесному трактору. Старушек подсаживали богомолки, которые помоложе, дети с криками забирались сами.

Новоульяновск. «Чудотворной она будет по вашим молитвам!»

И здесь тоже кипела толпа народа вокруг Чудотворной иконы, стремились люди к святому источнику вечной жизни. Прекрасный храм Святой Троицы рождается в этом городе. На наших глазах, приходящих сюда девятый год строится величественный храм, достойный имени Троицкий! Подняты купола, сияют на солнце православные кресты. Отец Геннадий продумывает все до мелочей, сам вносит необходимые изменения в проект, изменил конструкцию алтаря, сделав высокие арочные своды, изготовил специальный балкон для хора, доводит до совершенства каждую деталь. Лично принимает участие в работах с инструментом в руках. На стенах делает карандашные наброски будущих росписей-фресок, орнаментов. Внешне строгий настоятель по окончании молебна у Святой иконы, долго стоял на входе в храм, с отеческой трогательной любовью благословлял немощных, болящих верующих, называл всех по именам, расспрашивал с интересом о домашних, о самочувствии, бодрил их души.

Раз икона чудотворная, то все спрашивают, а были чудеса? А почему их не случается теперь, а только в основном вспоминаются стародавние?

Отец Геннадий сказал своим прихожанам, что вот принесли для вас Чудотворную икону, а вы, подойдя к ней, не так, чтобы просто поглазеть, что же «она представляет из себя - такое чудотворное? Чудотворной она будет по вашим молитвам! Желаю вам, чтобы вы не просто так потратили время, пока она пребывает с вами! А с молитвою, можете просто в сторонку отойти и помолиться усердно и за себя и за своих родных».

И еще хочу вспомнить слова Владыки, сказанные им на Соборной площади Симбирска, о том, что главное чудо, которое несет с собой Святыня Симбирской епархии, это то, что она хранит в нашем крае покой и благополучие, нет страшных бедствий и каких-то прочих потрясений, происходящих в других местах земли. Еще один год, сказал Архиепископ Прокл, мы можем спокойно жить и молиться Богу за покров Божией Матери.

А разве не чудо, когда в глухих деревеньках, старые разрушенные храмы начинают восстанавливаться? Примеры: в селе Поддубное Михайло-Архангельский храм, в селе Ждамирово Троицкий храм.

Хмелевка. Ждамирово. 200 км от Симбирска и 8 км от Чувашии. В одной из самых дальних от Симбирска и бедных деревенек Ждамирово, возрождается храм Святой Троицы. Отец Алексий, будучи настоятелем прихода в течение четырех лет с Божией помощью сумел поэтапно вначале сделать реконструкцию алтарной части, а теперь заканчивает ремонт всех наружных и внутренних стен, готовит к поднятию купола с крестами. И пусть купола эти пока не золотые, а стальные, но они уже стоят на церкви, и уже изготовлен и будет скоро поднят главный купол с большим церковным крестом! Вокруг храма разбит и поддерживается в идеальном порядке большой парк с красивейшими елями, соснами, березами, цветочными газонами. Служившие до него священники не сумели за многие годы сделать ничего подобного. С каким усердием организует настоятель население на совместную молитву перед Святым образом Божией Матери! И народ откликается, например, в Хмелевке большая группа детей, в возрасте 14-16 лет, пришла в национальных мордовских костюмах со своими семьями, устилают цветами и молитвами весь крестный путь Богородицы от храма к храму. Дети с великим достоинством, одетые в мордовские платья несли на расписных рушниках, украшенные живыми цветами храмовые иконы. Готовятся всегда задолго, обходят дома, наводят порядок, красят заборы и делают всё, что могут, чтобы молитвенный праздник состоялся. Можете просто посмотреть на фотографии восстанавливаемого храма в Ждамирово и сравнить с тем, каким был храм три-четыре года назад! Господь дарует таким людям, как отец Алексий, отец Сергий (Ст.Алгаши) таланты и благодать на воспитание детей в духе веры Христовой. Такие и не постыдятся, и не убоятся, и своих детей научат заповедным добрым ценностям.

Во славу Божию. Нафанаил.