Новости Симбирской митрополии

12 Декабря 2011

САНКИН МИХАИЛ ВАЛЕНТИНОВИЧ, начальник Управления Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) России по Ульяновской области. Полковник внутренней службы. В системе более 30 лет. Имеет два высших образования: экономическое и юридическое. За проделанную работу по духовно-нравственному воспитанию осужденных Указом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в июле 2010 года награжден православным орденом Святого великомученика Трифона 3-й степени. Награду вручил архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл (на фото справа). В редкие часы досуга любит посидеть с исторической и мемуарной литературой. Последняя книга, которую прочитал и время от времени перечитывает, каждый раз открывая для себя что-то новое, это Книга Екклесиаста. Девиз Михаила Валентиновича: «Делай, что должно, и будь что будет!»

– Здравствуйте, Михаил Валентинович. Для начала скажите, пожалуйста, каким был Ваш путь к храму?

– Здравствуйте, уважаемые читатели «Православного Симбирска». Отвечу: достаточно тернистым. Разумеется, не сразу и не в один день я пришел к вере Православной. Безусловно, были и сомнения, и их преодоление. Сознательно, будем говорить – осознанно, встал на путь к храму уже будучи взрослым, и я благодарен Богу за этот мой путь.

– Мешает или помогает вера в Вашей достаточно специфичной работе?

– Вы знаете, помогает и очень сильно, да, наверное, не мне одному. Дело в том, что работа с людьми, оступившимися, находящимися по ту сторону Закона, – труд очень и очень непростой. Служба в УФСИН требует от каждого сотрудника, естественно, и от меня тоже, предельного напряжения духовных и физических сил. Работа с осужденными направлена на их исправление, то есть уважительное отношение к человеку, обществу, общественно-полезному труду, нормам, правилам и традициям человеческого общения. Поэтому нам так важно присутствие и молитвенная помощь священника. Я скажу так: вера – это путь понимания людьми друг друга.

– Михаил Валентинович, как строятся взаимоотношения Вашего ведомства с Симбирской и Мелекесской епархией?

– Документ, которым мы руководствуемся, притом неукоснительно, это Соглашение о сотрудничестве между Епархиальным отделом Симбирской и Мелекесской епархии по взаимодействию с правоохранительными органами и МЧС. Подписано было Соглашение 12 марта 2006 года. Им определены основные направления взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, создана рабочая группа по его реализации. С 2009 года рабочая группа реорганизована в Координационный совет.

– И как же обстоят дела с выполнением данного соглашения?

– На сегодняшний день практически во всех колониях Ульяновской области действуют православные храмы. В тюрьме храм-часовня в честь святого преподобного Гавриила, архимандрита Мелекесского, был освящен в сентябре 2010 года, в ноябре того же 2010 года храм в честь святых апостолов Петра и Павла был освящен в ИК-10, еще раньше, в мае 2008 года, в ИК-9 был освящен храм в честь святого мученика Иоанна Воина, в Димитровградской воспитательной колонии храм в честь святого отрока Артемия Веркольского был освящен в июле 2009 года и, как уже было сказано, близятся к завершению работы в храме во имя святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в исправительной колонии № 4. Пользуясь случаем, хочется выразить огромную благодарность отцу Павлу Боцко и его подчиненным за ту многогранную работу, которую они проводят с осужденных и персоналом, тем самым помогая личному составу Управления, сотрудникам колоний в деле исправления людей, преступивших закон.

– Как Вы считаете, верующие осужденные совершают меньше нарушений?

– Статистика такая специально не ведется, но могу с уверенностью сказать, что у позиционирующих себя с Православием нарушения режима – случаи единичны. В этом им помогает самодисциплина. Вера помогает обрести мир и внутреннее спокойствие. Ведь за что стремятся к вере? За ее искренность и честность, а эти качество ценятся в местах лишения свободы превыше всего. Верующие осужденные пользуются авторитетом среди товарищей по несчастью за то, что они по-другому себя ведут, за то, что они сделали свой выбор, за то, что они своими руками строят прекрасные храмы, пишут иконы, изготавливают церковную атрибутику.

– В чем, на Ваш взгляд, миссия Церкви в деле исправления человека, находящегося в местах лишения свободы?

– Церковь учит, что человек сотворен по образу и подобию Божию и не хочет, чтобы человек его потерял. На данном этапе Церковь в местах лишения свободы – один из главных воспитательных моментов, она помогает человеку возвратиться к образу Божию. Дело в том, что, исправляя преступивших закон наших сограждан, сотрудники испытывают на себе влияние исправляемых, то есть осужденных. И чем выше моральные, будем говорить – духовные, качества сотрудников колоний, тем скорее осужденные смогут переосмыслить свое поведение и добровольно прийти к пониманию того, что нужно впредь быть законопослушным человеком.

Священнослужители молятся за тех, кто населяет наши колонии и тюрьмы. Осужденные знают, что священники их поймут, с ними поговорят на понятном им языке. Многие понимают уже, что без Бога просто невозможно осмыслить, как выбраться из той ситуации, в которую попали. Тюрьма – особое место, особое пространство. Ее не зря называют вершиной ада. Ведь человек, преступивший закон, нарушил не только нормы общежития, за что огражден от общества, но еще и лишил себя внутренней ограды и открыл свою душу буйству греха. Трудясь на своем поприще, священники проявляют пастырскую заботу о тех, кто лишен свободы и находится под стражей, стремясь возродить их духовные силы и через покаяние и исправление подвигнуть к доброй порядочной жизни. Этому же призваны способствовать и Крестные ходы с Чудотворной Казанской иконой Божией Матери, которые по благословению Владыки Прокла с 2009 года посещают исправительные колонии Ульяновской области.

– И последнее. Михаил Валентинович, Ваши пожелания, ожидания от сотрудничества с епархией?

– Чтобы у нас в колониях были штатные священники, как в старину, чтобы они могли заниматься с осужденными не эпизодически, а постоянно. В колониях по 1200-1300 человек, и едва ли не третья часть из них люди, считающие себя верующими. Колонии – это средоточие пороков, там люди отбывают большие сроки, и они, как никто другой, нуждаются в духовной поддержке Церкви. Моя мечта – чтобы высшие светские и церковные власти договорились между собой и приняли бы решение, что в местах лишения свободы священники должны служить на постоянной основе. Полагаю, со временем так оно и будет. По крайней мере, я верю в это!

СПРАВКА

16 декабря 2006 года на заседании в УФСИН было принято решение заложить весной камни под фундаменты храмов или часовен в колониях № 2,4,8,9,10, Димитровградской воспитательной колонии, тюрьме. Прошло пять лет. Благодаря усердию начальников колоний и самих осужденных, во многих исправительных учреждениях появились православные храмы. Церковь в честь Архистратига Божия Михаила Владыка Прокл освятил в колонии № В библиотеках колоний есть подшивки газет «Православный Симбирск» и духовная литература. Осужденные имеют возможность соборно со священником молиться, а также участвовать в Таинствах Церкви.

15 июня 1887 года в штаты Симбирской тюрьмы были введены священники, диаконы и псаломщики. Священники помогали тюремным служащим организовывать первые библиотеки, по православным праздникам они приносили арестантам белый хлеб, свечи, масло для лампад и многое другое. Священники пользовались большим уважением как среди тюремных сидельцев, так и среди охраны. Им никогда не грубили даже матерые головорезы.

По материалам газеты «Православный Симбирск»